18 сентября
2022

Ридингер Алёна Александровна – мастер бисероплетения (Павловский район)

Рукодельная

Интервью с мастером бисероплетения Воронежской области, Павловского района – Ридингер Алёной Александровной.

Волонтёрский медиа-культурный проект «Хранители народных ремёсел земли Воронежской».

Добрый день, Алёна Александровна, приятно с Вами познакомиться! Меня зовут Анжелика, я журналист сетевого издания «Наша История». Расскажите о себе, как вы стали мастером бисероплетения?
Во-первых, я приезжий человек в Воронежскую область. Я родилась и выросла в республике Казахстан. Представьте, я приехала из страны с совершенно другой культурой и религией, а окунулась и стала развиваться в Русской культуре. К рукоделию я приучена с малых лет. Еще будучи школьницей, я посещала кружок «Умелые руки». Мне это очень нравилось, правда в те годы не было бисера, но я видела, как бабушки-казашки носят сапоги, голенище которых было расшито бисером, мне это безумно нравилось, думаю это и оставило яркий след в моей памяти. Ну а в своем детстве я выбивала иглой нетканый гобелен, что продолжаю делать и в настоящее время. Иногда на праздничных мероприятиях города я провожу такие мастер-классы и для детей. 

Когда я пришла работать в Павловскую школу учителем начальных классов, я стала вести театральный кружок, но в конце года я попросила у директора открыть свой кружок рукоделия. Тогда-то я и стала заниматься бисероплетением: маленькие фигурки, деревья, цветы. Даже сейчас, когда мне хочется разнообразия, я отхожу от народной темы и делаю изделия из бисера на подарки, и просто для души. 

А вот именно созданием украшений сел Воронежской области я занимаюсь с 2016 года. Когда я пришла работать в ДК «Современник», получилось так, что нас отправили на мастер-классы в Хохольский район. Один из них был на тему того, как создаются украшения. Именно к тому моменту я уже потихонечку начала собирать материал по гайтанам и монистам сел Воронежской области, а этот мастер-класс дал мне толчок развиваться в этом направлении. 

Когда я приехала в Павловск с этого мастер-класса, у меня возник еще больший интерес. Когда-то Людмиле Ивановне подарили старинное украшение, мне об этом сказали, и я обратилась в хор имени Марии Мордасовой. Я его внимательно рассмотрела и по этому старинному образцу сделала свое первое украшение. 

Очень интересная история вашего становления как мастера. А теперь поделитесь с нашими читателями, какие виды изделий народного промысла вы изготавливаете и каковы ваши техники исполнения?
Я делаю нагрудные украшения Воронежской области – монисты и гайтаны. А в селе Шестаково нашей области имелись даже наспинные гайтаны. Они надевались на сарафан. Те изделия, которые на данный момент представлены, не только сел, но и мои авторские изделия. Они в едином стиле, сохраняют пузевский узор. Украшения отличались между собой, было девичье и было женское украшение. Они отличались друг от друга, для молодой девушки более нежные цвета и узор, а у женщины показывалась статусность, они были яркие и большие. В каждом селе еще были (Ливенка, Таловая) свои названия украшений (ожерелок, подглотник). 

Техника у нас используется низания. Если взять монисто, он исполняется слева-направо-справа-налево сверху вниз. На гайтан берется шнурок и техникой низания плетется сверху вниз. Но в Кочетовке по-другому плетение идёт, сетка формируется сверху вниз. Я еще пока не освоила эту технику, но планирую. 

Схему любого своего украшения я стараюсь сначала зарисовать. Мне так легче работать, чтобы постоянно не дергать гаджеты. Я стараюсь все делать с образцов и очень стараюсь передать именно тот цвет, который был в том или ином изделии. Таким образом у меня получается сделать реплику, сохранив при этом историческую особенность изделия.

Кроме того, я изготавливаю нагрудные украшения в технике бисерного ткачества на станке. Эта техника в России стала популярна в XIX веке. Изделия из бисера, сделанные на станке, невозможно перепутать с украшениями, сделанными в другой технике плетения. Рисунок таких изделий напоминает вышивку крестом. Сейчас это направление набирает все большую популярность. 

А какие материалы вы при этом используете? 
От материала зависит, как будет выглядеть готовое изделие. Раньше материал отличался от современного. Сейчас такого бисера уже нет, по размеру он был средним между 6 и 10 размером моего бисера, именно это создает сложность в передаче размера изделия. Да, я передаю цвет, сочетание узора, как это было в народе, но размер тяжело передать. Еще современные материалы сейчас намного ярче, но стоит учесть тот факт, что старинные украшения со временем выцветают.

В своей работе я использую китайский и чешский бисер. Но, чешский не нужно калибровать, они все единого размера, это упрощает работу. А китайский нужно калибровать, чтобы изделие смотрелось аккуратнее. Кроме бисера я покупаю тесьму, специальные нитки и иголки для бисера. Бисер я покупаю в Санкт-Петербурге через интернет-магазин, а в Павловске закупаю другие детали, учитывая тот факт, что в моем украшении все должно гармонировать. К сожалению, материалы все привозные. 

В чём уникальность вашего народного промысла? Какой символический смысл несут в себе изделия?
Эти украшения – обережные украшения, потому гайтан непосредственно спускался до живота. Раньше считали, что в животе живет душа, а так как женщины еще выващивают и рожают детей, то эту зону было принято прикрывать от злых глаз. Украшения нашей Воронежской области очень отличаются от других. Я была в Историческом музее, в Этнографическом музее, когда туда заходишь, наш костюм очень бросается в глаза, он отличается своей яркостью и самобытностью. 

Сколько по времени занимает изготовление одного украшения? Как ваша семья относится к вашему творчеству?
На все изделие от отрисовки, подборки материала и самой работы может уйти 5 дней в среднем. Если я понимаю, что мне может не хватить материала, чтобы закончить работу, я к ней не приступлю. Иначе работа прекратится на середине, будет долго лежать, а мне не хочется этого. Я этому и сама следую и ребят учу «Начал дело – доведи до конца». Чаще всего я делаю это в свободное время вечерами. За это я всегда говорю спасибо своей семье, что они мне это позволяют и помогают. Мой супруг своими руками мне делает стенды для украшений и даже из венского стула сделал станок для бисероплетения. Еще у моего супруга уже наметан глаз, поэтому первый критик моих работ именно он. Он даже иногда помогает мне в начале и процессе работы над украшением, и я считаю это правильным, чтобы в работе была и мужская и женская энергия, тогда она будет более гармоничной. И вообще, в каждой работе должна быть душа и энергия.

Своим детям мне мастерство передать не удалось, у меня два сына, хотя и они по началу делали фигурки из бисера, но к тому, чем я занимаюсь, они относятся спокойно. А когда я прошу оценить мою новую работу, они отвечают: «Мам, как всегда очень красиво». 

Что касается моих родителей, я им тоже очень благодарна. С самого детства они поддерживали меня и давали свободу для творчества. Мама до сих пор сохранила мои детские работы, с которыми я участвовала в конкурсах в школьные годы. Более того, когда мне приходилось ездить далеко на выставки, меня возили мама и папа. Я желаю такой поддержки каждому ребенку.

А какие вы знаете поселения Воронежской области, хранящие традиции бисероплетения? 
Мастера есть в Бутурлиновском, Хохольском, Таловском, Павловском районах. 

Используете ли вы в своих работах современные тренды и технологии?
Да, конечно. На монисто или гайтан, я спокойно могу добавить сзади цепочки, полубусины и другие современные элементы и аксессуары. 

Кроме традиционных украшений, я делаю также современные украшения, брошки, сережки, ожерелья, браслеты, потому что сейчас популярностью пользуются не только старинные украшения. Станок для бисероплетения как раз и позволяет мне создавать стилизованное и современное. Гайтаны, например, пользуются большой популярностью и сейчас, потому что его можно носить под платье.

Не могу не заметить ваш прекрасный наряд. Можете рассказать про него подробнее?
С удовольствием, Анжелика. На мне стилизованный костюм, у меня таких несколько. Изготавливают мне их по индивидуальному пошиву на заказ. Обратите внимание, что моя юбка очень длинная, чтобы вы знали, энергия женщине идет из земли матушки, и если мы надеваем штаны, то энергия не идет, а раздваивается. Вот почему в старину носили длинные наряды, стоит прислушаться к предкам. На юбке золотым у меня вышита жар-птица, перья которой повторяют хохломской узор, а подпоясалась я поясом, на котором вышиты узоры от сглаза, на рубахе присутствуют славянские символы и обереги. 

На данный момент я ещё работаю над головным убором к своим костюмам. 

Как изучается народный промысел сейчас? Что необходимо для освоения ремесла? Обучаете ли вы своему ремеслу детей и взрослых? Если да, в чём заключается программа обучения?
В моем кабинете и сейчас стоит много моих работ. Вот как привлечь ребенка к творчеству? Когда он посещает мой кабинет, начинает разглядывать мои работы, ему хочется попробовать. 

Не сказать, что это сильно сложно, я всегда говорю нужно прийти и попробовать. У меня есть ученик Лев Бунеев, ему 10 лет, но он уже известен своими работами. Он изготавливает украшения в технике бисерного ткачества на станке, в подарок маме и для участия в конкурсах. Получилось у него, значит может получится и у других. Что хочется сказать про станок: детям очень нравится на нем работать, техника не трудная, но очень интересная и увлекательная. Узор нужно передать максимально близко, поэтому ребята работают чешским бисером. Хоть это и не дешевое удовольствие, но спасибо родителям, они идут на встречу. 

В начале занятий, я, конечно же, смотрю на подготовку ребят, начинаем мы с простого и движемся к сложному. Приходят с 6 лет. Я не заставляю ребят участвовать в конкурсах или переходить работать на станок. Я считаю, ребенок должен созреть сам, понять, что он это умеет. Часто на массовых мероприятиях, в интернете ребята просматривают мои работы и сами просят попробовать. Главное заинтересовать! Но помимо этого, очень важно, чтобы родители прислушивались к своим детям, разделяли их увлечения и поддерживали. Чтобы понять, что тебе нравится, обязательно нужно попробовать.  Например, мне давали свободу творить, моя мама не боялась, что я испорчу какой-либо кусок ткани, когда шью себе платье, это и помогло мне продолжить заниматься творчеством и найти любимое дело. 

Участвуете ли вы в конкурсах Воронежской и соседних областей? Знают ли вас в других регионах как мастера бисероплетения Воронежской земли?
Я много участвую в конкурсах по интернету, а также посещаю выставки, фестивали и конкурсы в Воронежской и соседних областях. Когда у тебя покупают украшение, ты не узнаешь, откуда прибыл этот человек и куда попадет твое украшение. Возможно, так мои работы и разносятся по нашим городам. 

Что нужно сделать, чтобы ваше направление декоративно-прикладного творчества стало вашим брендом и брендом территории?
На мой взгляд, нужно давать больше информации о себе, на данный момент мне не хватает времени вести в группу в социальных сетях, а сейчас это важно для развития собственного бренда. Когда я еще не имела звания Народного мастера региона, были случаи, когда до пандемии я ездила на фестивали, и там ко мне подходили люди со словами: «Мы не помним вашего имени, но мы вас запомнили по работам». Мне было очень приятно и это означало, что людям это нравится.

Текст – Анжелика Голева
Фото – Владислав Ходаковский