7 ноября
2022

Репин Павел Владимирович — мастер художественной резьбы по дереву (Борисоглебский район)

Рукодельная

Интервью с мастером художественной резьбы по дереву Воронежской области, Борисоглебского района – Репиным Павлом Владимировичем.

Волонтёрский медиа-культурный проект «Хранители народных ремёсел земли Воронежской».

Добрый день, Павел Владимирович. Меня зовут Марина. У меня к вам будет первый вопрос о том, как вы начали заниматься резьбой по дереву, что привело к тому, чтобы стать мастером, как сами учились, у кого учились? 
Вы знаете, мастерами сразу не становятся, это долгий путь. Начинал еще в юности со школьной скамьи. Примером для меня был старший брат, он архитектор и своей профессии никогда не изменял, с него и началось. Он меня всячески поддерживал и критиковал, конечно, не без этого. Но брат меня не обучал, я сам такой любознательный, мне всегда было всё интересно, он просто меня поддерживал. Никуда я не ходил учиться, я сам. Стараюсь меньше заглядываться на чужие работы, это сбивает с выбранного курса и самобытность теряешь. В интернете сейчас и большие мастера есть, но я стараюсь туда не заглядывать. То, что есть – это всё мои разработки, авторские. Я в Душанбе еще начал серьезно заниматься резьбой, у меня там выставки художников проходили, в Москву с выставкой выезжали. 

А инструмент держать кто вас научил?
Опять никто, резался конечно. Все мастера всю жизнь копят инструмент. Инструмент нужно сохранять отдельно, я держу свой инструмент в тепле, как музыканты. Иногда, чтобы сделать два-три штришка особый инструмент нужен, поэтому у всех мастеров, которые себя уважают, занимаются этим вплотную, у них свои любимые инструменты. Но у меня примитивные, у меня станков нет, все это делаю в домашних условиях, «на коленке».

А почему именно дерево?
А благодатный материал. Я стараюсь работать с твердыми породами дерева, потому что оно хорошо шлифуется, полируется. Я стараюсь свои изделия ни тонировать, ни красить, это всё натуральный цвет дерева то, что вы здесь видите. Единственное, что использую это льняное масло, воски. Воск для придания шелковистости. 

Вы сами сейчас обучаете своему ремеслу детей, взрослых? Если да, в чём заключается программа обучения?
Дети мои, к сожалению, этим не интересуются. Может быть интересовались бы, но как раз, когда нужно было им это преподавать, указывать, времена 90-х были, сами понимаете, трудно было жить, не до этого. Потом дети учились, школа, институт…а внуки разъехались, теперь до внуков не добраться. Кружки я вел еще в Душанбе во Дворце пионеров. И там удивительный случай для меня произошел. Ко мне ходили дети в кружок из нашего района года полтора, это район, где дети были сами по себе по большей части. Они ко мне ходили, я им старался всё в нормальном, хорошем в правильном виде преподнести. Потом встретился с одним из этих детей, когда я уже в армии отслужил и у меня семья была и дети. Случайно на улице я встретил своего ученика нос к носу, он уже после армии, конечно меня узнал. Он ко мне чуть ли не с поклоном, пиететом, сказал, что я изменил его жизнь, если бы не я, он бы по другой стезе пошел, по другой дорожке и у него была бы другая жизнь. Это было так мне приятно, это дорогого стоит…У нас здесь есть хороший центр школы ремесел, правда мастеров там практически мало осталось, туда меня приглашали. Но к этому надо желание, стремление, пытливость ума, усидчивость, чтобы этим делом заниматься и не от случая к случаю, всего этого пока у меня нет. Активных учеников у меня нет, даже последователей нет.  

Скажите пожалуйста, что необходимо для освоения ремесла сейчас?
Для меня легко в моем состоянии, в моем умении ничего непреодолимого нет, хотя много я не успел. Я не говорю, что уже поздно, никогда не поздно учиться и развиваться…Что нужно для освоения – это «моя добрая воля». Времени в принципе и так маловато у людей, но я не считаю, что это пустяки. Я рад буду, если кто-то будет учиться, но это очень сложно. Конкретно если, то нужно стремление, забыть свою лень, отложить в стороночку гаджеты. Многие вещи я беру из природы, начинал с корешков небольших, скульптурки делал, а сейчас у меня натуральное дерево. Меня многие мои знакомые товарищи спрашивали, не боюсь ли я, что меня будут копировать, нет не боюсь. Вот 30 лет прошло, никто меня не копирует, потому что это сложно. Здесь в моих работах не только дерево, но и кость, кокосовый орех, камень, металл. Всё начинается с азов, как в школе, сначала надо выучить азбуку, грамматику, потом чистописание. Самая большая опасность для новичков – это излишняя самоуверенность, потому что за годы, которые занимаюсь своим творчеством я неоднократно резался очень сильно, с каждым годом травм всё меньше, инструмент очень острый. Все с опытом приходит.

А в чём уникальность вашего народного промысла?
Большой уникальности я в своих работах не нахожу. Просто тут два критерия: нравится и не нравится. Некоторые говорят, что в моих работах больше этнического. Нет. Конечно отпечаток наложило то, что я проживал раньше в другом мире, сейчас уже так можно сказать, но не настолько. Мне нравиться, чтобы это не вычурно было, мне важно, чтобы гармонично было и эстетично, чтобы глаз радовало. Мои знакомые художники и резчики идут совсем по-другому пути, они занимаются резьбой церковной либо чисто прикладным искусством, они ближе к русскому народу. Согласен, что мои вещи другие, это все замечают. 

Ваши изделия несут в себе какой-то символический смысл?
Я отношусь к этому спокойно, но многие любители, ценители ищут какой-то «подвох», либо спрашивают, что мои изделия обозначают. Да, есть у меня работа «хронос» - это символ времени, или вот «солнцеворот» - это больше к славянской культуре относится. Вот это, кстати, веточка омелы, оно считается сакральным деревом, очень ценно у друидов для лечения и для других действий, вероятно оно несет в себе смысл. Остальное - это чисто моя фантазия, мои разработки. 

Спрошу у вас о материалах, которые вы используете в изготовлении изделий, какие из них из Воронежской области?
Материалы совсем разные: мореный дуб, липа, можжевельник, шелковица, абрикос, из горного миндаля, даже из карагача есть у меня работы. Я многие материалы заготавливаю сам, не заказываю. Вот, например, черное изделие – это мореный дуб, я его здесь сам заготавливаю, с ним достаточно тяжело работать, дерево очень плотное и требует длительной сушки несколько лет: пять, шесть, восемь, чем больше, тем лучше. Вот, например, бусы сделаны из миндального дерева. Также вот эти бусы «кешью» сделаны из миндального дерева. Это были у меня остатки, заготовки, которые я с собой привез при переезде из Душанбе. Есть изделия из абрикоса. Вот изделие из липы, вербные палочки, которые символизируют пасху. Также есть «палочки», я их называю волшебные, изготовлены из можжевелового дерева, ими помассируешь в районе виска – помогаю убирать головную боль. В основном мои изделия из местных материалов, абрикос из Краснодарского края привез. 

По типам, видам изделия народного промысла мастера вы выделяете, как они по технике исполнения различаются?
Изделия разноплановые. Есть носильные вещи: подвески, бусы, серьги. Раньше делал даже кольца. Эти все женские украшения начал делать с подачи жены, она очень бережно относиться к моим вещам…Все начиналось не с таких сложных вещей, а с простых. Вот, например, чтобы сделать эти серьги, я как-то специально посчитал сколько операций я сделал, нужно 14-ть операций. Я также маски вырезал. Есть барашки муфлоны. Сделал символ семьи: папа, мама и ребенок, все они в одной лодке плывут, руки-мачты. Я дорожу вот этой своей работой из кокоса белого цвета, это одна из первых моих работ. По технике исполнения, конечно, различаются. Есть вещи плоскостные, прорезные, есть объемные. Вот, например, подставка для телефона, она прорезная. Фигуры девушек – это скульптура малой пластики…. Вот еще моя работа, хотел сделать сущность женщины, но немного упростил: там, где у нее должен находиться плод, убрал, почитал, что это излишне. Она и так лаконична, и хороша, с долей изящества. Некоторые мне задают вопрос про мою работу, почему у меня вот эта женщина без головы либо без шеи, мне кажется женщина во всех ипостасях хороша. Я вообще считаю, что женщина неземное создание, она нам свыше дадена, это совсем другое создание. 

Как сочетаются в вашем промысле традиционные приемы давних мастеров с современными творческими трендами и технологиями?
Как бог на душу положит. Делаю обычные обыденные утилитарные вещи: разделочные доски, ковши, то, что в обиходе. А иной раз чего-то изящного хочется. Сначала у меня идет подготовка, эскизная часть. Где-то я использую более современные технологии: оборудование и инструменты в обработке материала. Для изготовления изделия использую в основном набор обычный, традиционный, всем мастерам известный: стамеска, клюкарзы, ножи косяки, топорики. Есть изделия с современными веяниями, например, подставка для телефона, для супруги делал. Тайны никакой нет, хотя у каждого мастера есть тайна, даже в обработке дерева, в травлении дерева, в окрашивании, в тонировании. 

Известны ли вы, как мастер и ваши произведения за пределами Воронежской области, России?
Известен в узких кругах. Делал работы в частном порядке для друзей в Чехословакию, Италию, Германию. Один раз в два года бываю на фестивалях, был Рамони, Россоши в летнее время. Участвовал во Всероссийском фестивале «Русь песенная, Русь мастеровая» в Ломах Воробъёвского района Воронежской области.

Какие поселения Воронежской области вы знаете, которые хранят традиции ремесла?
Наверняка не только в Борисоглебске, но я так сильно не интересовался.

Как изучается народный промысел? 
Всё это держится на энтузиастах. Через общение с другими мастерами из других промыслов, из других регионов. Мы своего рода братство, приезжаешь на какое-либо мероприятие и понимаешь друг друга с полуслова.

Как вы считаете, что необходимо для передачи традиций промысла через века? Как сейчас традиции передаются новым поколениям?
Очень трудно сказать, мало, что сохранилось, связи потеряли. Для передачи нужно только мое желание. Это ведь график работы нужно соблюдать, делать это постоянно, пока я к этому не готов, не созрел.

Возможно ли создать экспозицию из изделий, которые будут отражать какую-то историческую эпоху/культурную веху/период жизни наших предшественников?
Это будет мое видение, я не сторонник повтора чужих работ.

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы ваше направление декоративно-прикладного творчества стало брендом территории?
Борисоглебск раньше был большим купеческим городом, было 17-ть храмов, сейчас осталось только 4-ре, старинный театр и всё, привлекать особо нечем. Сейчас Борисоглебск уютный, теплый город. Нас просили сделать медальоны, чтобы подчеркнуть облик города, но каких-то ярких мест, которые можно отразить в изделиях, маловато.

Совпадают ли исторические места возникновения промыслов с сегодняшними, где продолжают традиции ремесел современные мастера? 
Не совпадают, я привнес сюда этот промысел. В Душанбе я всё это уже делал.

Текст – Марина Харченко
Фото - Эдуард Юзбашян