5 октября
2022

Народный мастер Нина Семёнова: Валенки-шептуны можно изготовить за час

Рукодельная

Интересная встреча с мастером по художественной обработке шерсти, народным мастером Воронежской области Ниной Николаевной Семёновой состоялась в Бутурлиновском доме ремёсел.

Волонтёрский медиа-культурный проект «Хранители народных ремёсел земли Воронежской». 

– Здравствуйте, Нина Николаевна! Расскажите о своём народном промысле. С чего всё началось?
Интерес к этому народному промыслу появился совсем недавно. Случилось это так. Пять-шесть лет назад в соседнем городе Боброве состоялся экологический фестиваль, на котором была и я. Там проводили мастер-классы, и одна из мастериц рассказывала и показывала, как из шерсти сделать тапочки. Посмотрела на работу мастерицы и оставила в памяти теплоту шерсти, нахлынули воспоминание о далёком родительском доме, где всегда присутствовали вещи из овечьей шерсти. Вышла на пенсию, появилось свободное время, которое было направлено на новое увлечение. С помощью интернета стала изучать азы народного промысла. Начала с тапочек, как наиболее маленьких вещей. Сразу сваляла 13 пар тапочек, они появились буквально друг за другом. Такие подарки моим родственникам очень понравились, они сказали, что валяные тапочки – чуни напоминают им детство. Потом пошли заказы от знакомых. Так я и стала валяльщицей.

– В чём уникальность народного промысла?
Шерсть валяют многие народы нашей многонациональной страны. Мы знаем, что такое зима и холод. Люди делали своими руками валяные одеяла. Кочевые народы изготавливали валяные юрты. Я родилась и выросла в Чебоксарах, помню с детства, как деды валяли валенки, каждый второй двор по нашей улице занимался этим ремеслом.

Шерстью можно нарисовать любой рисунок на изделии и украсить готовыми фрагментами рисунка шерстяные изделия. Посмотрите на этот тапочек. По новой технологии я «поженила» (соединила) ткань и шерсть, они так плотно соединились, что их уже не удалить с изделия. Это новое направление в войлоковалянии называется нунофелтинг или нуновойлок. Он представляет собой приваливание ткани к шерсти. Сегодня это один из активно развивающихся трендов. Это красиво и эстетично. Из современных технологий также использую сухое валяние, то есть утрамбовываю шерсть специальными иголочками в объёме и придаю ему нужную форму. Часто в изготовлении одного изделия использую сухое и мокрое валяние. 

– Какие материалы Вы используете, откуда они, какие из них из Воронежской области?
Овец держат повсеместно, шерсть которых используют мастера. Я покупаю домашнюю шерсть по возможности в разных местах страны, в том числе в г. Боброве и Краснодарском крае, а также часто навещаю отделы товаров для рукоделия в магазинах. Для украшений использую тонкую мериносовую шерсть. Можно использовать и козью шерсть из Воронежской области, смешивая её с овечьей.

– Какой символический смысл этого народного промысла?
Валяние – самая древняя техника изготовления текстиля на земле. Археологи датируют возникновение валяных изделий 8 тысяч лет назад. Технология валяния связывает нас с предками. Современники возрождают старые технологии и изготавливают новые вещи. Все валяные вещи согревают человека, дают тепло, они натуральные, передают добрую энергетику рук мастера. В них чувствуется домашность и уют. Кроме этого, шерсть обладает обезболивающим, антибактериальным, противовоспалительным эффектом, улучшает кровообращение. Валяли во все века, это значит, сохранились и передаются традиции наших предков и кочевых народов новым поколениям. Посмотрите на шапочки, их носили в старину, они популярны и сейчас, но уже в современных вариантах. В валяных изделиях зимой тепло, а летом прохладно. Я знаю, что многие мастера в крупных городах занимаются изготовлением курток, пальто, сапожек, сумок, кроссовок. Для многих это становиться источником дохода, так как валяные изделия успешно раскупаются. Зайдите на сайт Ярмарка мастеров в отдел Валяние из шерсти, вы удивитесь многообразию ручных изделий из шерсти. 

– Что необходимо сделать для передачи народных традиций через века? Какие традиции передаются новым поколениям?
Начать надо с детей, прививать им практические навыки. К большому сожалению, они чаще всего мало, что умеют делать своими руками. Лучше всего начать с детей младших классов. У них гибкие пальчики, неуёмная фантазия, есть большое желание творить. Я проводила мастер-классы с детьми разного возраста в городском парке культуры и отдыха во время праздников «День города», «День сапога», «День района» и различных фестивалей. С учениками младших классов мы делаем маленькие валенки, они называются шептуны. Пару таких валенок за час может сделать почти любой ребёнок. Первоклассник может сделать маленький цветок. Это может быть фантазийный или кружевной цветок. Аккуратные и красивые изделия будут получаться у тех, кто набьёт руку, то есть эти операции нужно повторять часто.

– Когда Вы стали народным мастером? У кого учились, кому передаёте своё ремесло?
Звание «Народный мастер Воронежской области» присвоили мне в конце 2021 года. Училась самостоятельно по урокам в сети Интернет. Многие моменты познавались в процессе работы. Главное, чтобы было большое желание и время, а научиться можно всему. Сейчас свои умения передаю детям нашего города.

– Известны ли Вы в нашей области и за её пределами?
К 10-летию Национальной палаты Воронежской области снимали фильм «Воронеж многонациональный», в который вошёл сюжет обо мне, как представителе чувашского землячества.

– Какие поселения занимаются валянием шерсти?
Знаю мастера в Боброве, там же есть 2 фабрики по изготовлению валенок. В Воронеже мастера изготавливают красивые шарфы, игрушки, банные шапочки.

– Что нужно сделать, чтобы Ваше направление творчества стало брендом Воронежской области?
Начну с общих пожеланий от мастеров. Нужны дома ремёсел в муниципальных образованиях и создание условий для развития народного промысла, чтобы мастер мог творить, созидать. Не нужна заорганизованность, важно личное желание творца. Лично мне нужно специализированное помещение типа бани, чтобы там был горячий пар, вода и другие технические средства, чтобы сделать крупные валяные вещи.

– Возможно ли создать экспозицию из Ваших изделий, которые бы отражали период жизни наших предков?
Для этого масштабного дела нужно время, условия работы мастеров и финансовые вложения. В нашем районе пока художественной обработкой шерсти занимаются единицы, поэтому это дело будущего.

Душевно прощаюсь с народным мастером Ниной Николаевной Семёновой и благодарю за подарок – жёлтые валенки – шептуны, которые хранят тепло рук мастера. 

Текст – Ольга Полухина

Фото - Мария Миронова