2022
Народный мастер Наталья Шлявская: «Нитку с иголкой дала мне бабушка»
Уютный холл воронежского отеля «Ямской» на один день стал экспозицией рушников и ланчматов (столовые салфетки), которые представила Народный мастер Воронежской области, мастер народной традиционной вышивки Наталья Сергеевна Шлявская.
В Год народного искусства и нематериального культурного наследия Россия мы встретились с руководителем кружков декоративно-прикладного творчества и этнографии клуба «Краснолесье» Н.С. Шлявской, которая удостоена звания «Достояние культуры Воронежа».
– Здравствуйте, Наталья Сергеевна. Представьте себя читателям сетевого издания «Наша история».
– Народный мастер Воронежской области, мастер традиционной народной вышивки, лауреат форума «Достояние культуры Воронежа», возглавлявшая до 2021 года клуб «Краснолесье» МБУК «Централизованная клубная система» городского округа город Воронеж, а ныне работающая руководителем кружков «Мастерица», «Мастерская чудес», «Предания старины».
– Расскажите о Вашем народном промысле.
– Основным моим занятием является традиционная народная вышивка, которой занимаюсь более 50 лет, люблю вышивать рушники. У меня большая коллекция, насчитывающая более 60 рушников. Также занимаюсь народным костюмом. Мною собрана небольшая коллекция подлинных костюмов Воронежской губернии. Обучаю своему ремеслу детей и взрослых, провожу мастер-классы по вышивке в разных техниках.
– В чём уникальность Вашей художественной ручной вышивки?
– Вышивка – одно из старейших видов рукоделия, являющееся одним из любимейших занятий женщин с давних времён. Они испокон веков занималась вышивкой, украшали ей свой дом и одежду, которая становилась неповторимой и очень красивой.
Женщины из семьи Шлявских, выходцы из Смоленской губернии деревни Буда, занимались вышивкой с XIX века. Точно знаю, что моя прабабушка Ульяна Сергеевна, 1869 года рождения, умела вышивать. Умение вышивать передавалось из поколения в поколения женской линии рода, так что это занятие перешло мне по наследству. В возрасте 7-8 лет моя бабушка Марфа Никоноровна начала учить меня держать в руках иголку, делать простые швы, которые положили начало моей любви к традиционному народному творчеству.
– Какие первые шаги Вы сделали в этом направлении, что уже в течение полстолетия занимаетесь художественной вышивкой?
– В пятом классе средней школы № 65 г. Львова на уроке домоводства (авт.- обязательный предмет школьной программы 60-70-х годов XX века) мы выкраивали и шили ночную сорочку из обыкновенного ситца для себя. Бабушка сказала: «Давай мы её оформим, чтобы она была красивой». Удивилась я: «А как?». Бабушка дала шёлковую ниточку с иголкой и показала обыкновенные петельки, отметила карандашом схему шитья. Позже я узнала, что это тамбурный шов. Мою работу оценила учитель домоводства и показала другим, как это можно сделать. Это были мои первые шаги.
Позже я стала заниматься вышивкой. Люблю крест прямой, косой. Начинала с маленьких салфеточек, потом украшала вещи вышивкой, например, карманчик одежды. Сначала вышивка давалась не просто, ведь приходилось ставить точки карандашом на обыкновенной хлопчатобумажной ткани, пока бабушка не подсказала, что можно использовать канву (авт. – ткань с редкой сеткой) для облегчения процесса вышивки.
– Что необходимо сделать для освоения ремесла сейчас?
– Самое первое – иметь желание заниматься этим ремеслом, потом терпение, чтобы освоить технику вышивки, также нужна аккуратность. Мы каждую клеточку считаем, поэтому нужна выдержка. Без желания и терпения вышивке научиться нельзя. Это общая народная культура славян: русских, украинцев, белорусов. Считаю важным для распространения знаний о ремесле участие в выставках разного уровня, организацию мастер-классов и обучение детей вышивке, в том числе её значению, понимаю, где она использовалась, в каких целях вышивалась. Всё это в обязательном порядке надо объяснить ребёнку. И мы это стараемся на занятиях сделать. Для этого у нас разработана годовая программа занятий кружков декоративно-прикладного творчества «Мастерица» и «Мастерская чудес» «Централизованной клубной системы» городского округа г. Воронеж клуба «Краснолесье».
– Как сочетаются культура прошлого и настоящего?
– Как бы не менялось время, вышивка остаётся в первоначальном виде, это те же символы, которые придумали наши предки. Мы всё чаще стали их возрождать в повседневной одежде. Помните клич «Хожу в народном». Современные мастера используют старинные узоры в одежде. И когда женщина идёт в красивом платье с лёгкой-лёгкой вышивкой, она меняется, становится интереснее для окружающих, потому что вышивка украсила её наряд.
А когда к вам приходят гости и видят на столе не резиновые ланчматы, а вышитую салфеточку, это совершенно другое настроение, тёплое, приятное глазу, родное, своё. Согласитесь, и чаепитие становится приятным.
– Расскажите об узорах вышивки и рушниках.
–Традиционные узоры вышивки – геометрический, цветочный, с изображением птиц. Обычно в рушниках использовались рисунки петушков, уточек для крещения малышей, это оберег защиты ребёнка от нечистой силы. Бабушка говорила: «Петух прокричал-нечистая сила исчезла».
На свадебных рушниках вышивался цветочный вазон – символ любви, в нём цветы, обозначающие, что пара готова создать семью. Есть там вышитые первые буквы жениха и невесты. Получается, что рушник был именным, в единственном экземпляре.
Говоря современным языком, штучный товар. При «прочтении» знаков семейного рушника можно узнать о роде со стороны жениха и невесты, о главе семьи в виде вышитой птицы.
Особо вышивался рушник на погребение. По вековой традиции рушник вывешивался за окно и извещал общество о горе семьи. Рушник по православной традиции висел дома 40 дней, на нём был вышит крест, инициалы покойника и повёрнутые вниз цветы.
По истечении 40 дней его завязывали на кресте покойника.
Шили праздничные рушники к Пасхе и украшали им дом.
Рушник в хате – визитная карточка хозяйки. По нему судили о её мастерстве. Каждая девушка готовила себе приданое. В него входили и рушники. У богатых людей доходило аж до 40 штук, но обычно в приданом должно быть целая дюжина. Ими одаривали родных жениха. Мужскую половину одаривали рубахами, женскую – рушниками и тканями.
– Знаю, что Вы коллекционируете рушники.
– У меня в коллекции порядка 60 штук. Занимаюсь сбором и поиском их около 30 лет. У меня были и свои экземпляры. Первый рушник я вышила в 17 лет себе на свадьбу, а это событие было в возрасте 25 лет. На этом рушнике моя мама подавала свадебный каравай.
– В Воронежской области Ваше имя мастера знают, а известны ли Вы за пределами нашего края?
– Участвую во всевозможных Всероссийских конкурсах. В Москве дважды была на конкурсе «Русь мастеровая» (2010, 2015). По условиям конкурса нам предстояло за 6 часов сделать вышивку изделия, а тему объявляли перед началом соревнования мастериц. В Курске – на конкурсе «Мастера соловьиного края» (2013, 2017), в Москве – на фестивале «Русское поле», выставках-ярмарках «Ладья», «Жар-птица», в Мордовии – на празднике объединения Мордовии с Россией. В прошлом году участвовала в Архангельске на Маргаритинской ярмарке и празднике «Мастеровой сход». Мастера из разных регионов обменивались опытом. Лично я участвовала в мастер-классе по ткачеству и сохранила прекрасные впечатления от встреч с другими мастерами.
– В каких поселениях Воронежской области сохранились традиции художественной вышивки?
– Во всех поселениях края она сохранилась. В любом селе есть любители вышивки, просто кто-то придерживается традиционного узора и цвета, присущего этой местности, а кто-то добавляются новые цвета и рисунки. Сейчас сложно выделить вышивку определённого района. Если рубахи вышивались традиционно, то в вышивку рушников, женщины зачастую вносили новое, подсмотренное у соседки, переехавшей из другого села или региона.
– Как изучают народные промыслы сейчас?
– Многое люди берут из интернета, кто-то что-то увидел и стал использовать в своей работе. Мы стараемся на занятиях и мастер-классах донести знания, культуру и традиции наших предков, значение, символы вышивки. Я изучаю, знаю и пытаюсь донести до участников свои глубокие знания по традиционной вышивке, чтобы сохранить наследие предков. На странице Вконтакте Клуба «Краснолесье» мы регулярно размещаем материалы, записываем мастер-классы, другие информационные материалы о народных промыслах, костюмах, получаем обратную связь от населения, которое благодарит нас за работу и участвует в наших мероприятиях.
– Что необходимо сделать для передачи народных традиций новым поколениям?
– Я считаю, что народные традиции надо передавать из уст в уста, рассказывая и показывая на своём личном пример о красоте и разнообразии народных промыслов России. У моих клубных формирований есть страницы в социальных сетях, где я выкладываю мастер-классы о рушниках, лекции о народном костюме. Люди с удовольствием читают интересную для них информацию и оставляют свои комментарии, также обращаются с просьбой рассказать им побольше о том или ином виде декоративно-прикладного творчества. На данный момент у меня занимаются две группы: дети 10-12 лет и взрослые от 40 и до 70 лет. Рекомендую, что если хотите выделиться из толпы, то просто возьмите ткань, сделайте вышивку или мережки на своей одежде. Пошейте блузки крестьянского покроя. И конечно же украсьте все это модными съёмными воротничками ручной вышивки.
– Как Вы стали народным мастером?
– 22 года назад была назначена директором клуба «Краснолесье», сначала это был железнодорожный клуб, сейчас он находится в «Централизованной клубной системе городского округа г. Воронеж». Стала общаться с творческими людьми, показывать свои работы по ручной вышивке, в последствии создала два кружка декоративно-прикладного творчества «Мастерица», «Мастерская чудес» и один этнографический кружок «Приданье старины», Мои работы по достоинству оценили в Областном центре народного творчества, присвоив звание Народного мастера Воронежской области в 2012 году. Затем я стала лауреатом форума «Достояние культуры города Воронежа».
–Давайте представим, что Вам выделили место в учреждении культуры для экспозиции ваших изделий, не исключая Ваш Дом культуры, которая отражала бы определенный период жизни Ваших предков.
– Есть у меня такое место в фойе нашего клуба. Это постоянная экспозиция хаты, в которой собраны определённые вещи быта начала XX века. Там кровать с подушками, вышитыми наволочками, покрывалом, вышитыми подзорами, на стене располагается вышитый ковёр, здесь же фотографии моих родственников. Там есть стол круглый, керамическая посуда Рамонской фабрики, есть крынки и маслобойка. Такие экспозиции нужны в каждом учреждении культуры.
– Что нужно сделать, чтобы художественная вышивка стали брендом Воронежской области?
– Вышивка является брендом любой губернии. Нужно открыть маленькие отделы в больших торговых центрах, чтобы гости могли приобрести вышитые вещи. Раньше были дома ремёсел, комната по изготовлению глиняных изделий, вышивки. Наши учреждения культуры не приспособлены для организации такого производства, сейчас развивается просто декоративно-прикладное творчество.
– Совпадают ли исторические места возникновения народных промыслов с сегодняшними, где продолжаются традиции ремёсел современного мастера?
– Совпадают, народные традиции продолжают жить и развиваться.
Текст и фото – Ольга Полухина