22 октября
2022

Клюев Анатолий Николаевич — мастер художественной обработки металла (алюминий) (Лискинский район)

Рукодельная

Интервью с мастером художественной обработки металла (алюминий) Воронежской области, Лискинского района – Клюевым Анатолием Николаевичем.

Волонтёрский медиа-культурный проект «Хранители народных ремёсел земли Воронежской».

Здравствуйте! Давайте познакомимся. Расскажите, пожалуйста, о своем промысле
Я мастер художественной обработки металла. Техника исполнения, которой я пользуюсь сейчас особенная. Отличается от тех далеких, которые были 300-400 лет назад. Раньше, например, вазы делали из 2-3 половин, спаивали их. Сейчас моя уже 6 техника отличается тем, что чтобы сделать необходимую вещь, нужно сделать 2-4 перестановки. То есть я делаю с 1 постановки заготовки. 

В чем уникальность промысла?
Уникальность промысла касается не только меня, а вообще каждого творческого человека, который занимается в области произведения искусств. Потому что нужно искать новое, что я и делал, и делаю по сегодняшний день. Нам не нужно копировать прошлое, нужно делать новое, настоящее. Чеканку знаю всю: и плоскостную, и объемно-плоскостную, рельефную, но мне интересно было прийти к тому, что не делалось. Это к реализму. Делаю и портреты, иконы. Мне стали говорить, что я могу и настроение передать, и анатомическую форму человека.

Какие материалы вы используете?
Чтобы был прогресс в этой области искусств должна соответствовать материально-техническая база. Хорошие вещи из дорогостоящего материала имеют ценность. Больше работаю, конечно, с листовым алюминием. Раньше сложно было достать, приходилось брать объемные вещи, чтобы использовать части как материал. Например, покупал кастрюли, потом разрезал. Потом мне поставляли алюминий официально с Воронежского авиационного завода. Кроме алюминия использую медь, латунь. В настоящее время материала много, но стоимость высока. 

Какой символический смысл несут ваши изделия?
Поддержание истории прошлого и настоящего, культуру русского народа. Ее можно отражать в утвари, которой пользовались раньше. Можно делать гравировку, чеканку объемную. Данный вид промысла можно применять не только в области искусства, но также в быту.

Что необходимо для освоения ремесла сейчас?
Чтобы была возможность передавать знания не только в кругу своих, а еще светлое просторное помещение, оборудование, материал.

Как вы сочетаете современные технологии и традиционные приемы?
Современная технология отличается материалом, техникой. Техника помогла ускорить процесс работы. Например, раньше нужно было гнуть металл 2-3 дня, а сейчас требуется 15-20 минут. Раньше делали спаянные изделия, сейчас можно обойтись без спайки.

Где можно увидеть ваши работы?
Очень много изделий в Воронежской области. Мои работы продаются также на аукционах, средства идут на помощь детям-сиротам, больным. Работу «Георгий Победоносец» купила компания «Эконива», находится она в с. Щучье. Хочу подарить свои работы в музей Крамского в Воронеже и в Острогожске. 

Есть поселения в Воронежской области, хранящие традиции ремесла?
На сегодняшний день директор нашего музея предлагает сделать мастерскую тут. Поставим станок, будут приходить ученики со школ. Сделать нужно как можно быстрее.

Как изучается народный промысел?
Мной будет она описана целая программа, теория и практика. Больше к делу будем переходить. Если человек склонен к этому ремеслу, есть талант, то за неделю можно научить.

Как вы стали мастером?
Учился 4 года заочно в Московском Народном Университете изобразительного искусства. Народным промыслом занимаюсь 54 года. Я больше самоучка, с самого раннего детства изучаю рисунок, композицию. Пока обучаю только близких, на постоянной основе школу будем только открывать.

Что необходимо для передачи традиций промысла?
Хочется, чтобы значимость ремесла не потухла, сохранилась на века. Нужно в большом масштабе распространять знания. У нас много талантливых людей. 

Что бы вы хотели еще создать?
Мне хочется сделать бюст человека без единого шва из листового металла. В чем секрет и как это сделать знаю только я. 

Текст - Анастасия Иванова
Фото - Елена Балашова