12 октября
2022

Казьмина Валентина Яковлевна — мастер художественной росписи по бересте (Бутурлиновский район)

Рукодельная

Интервью с мастером художественной росписи по бересте Воронежской области, Бутурлиновского района – Казьминой Валентиной Яковлевной.

Волонтёрский медиа-культурный проект «Хранители народных ремёсел земли Воронежской».

- Добрый день! Расскажите пожалуйста о себе и о том, как вы решили стать мастером в таком необычном ремесле!
- Я Казьмина Валентина Яковлевна, работаю в Доме ремесел мастером по художественной обработке бересты: роспись, аппликация и мозаика. Ещё занимаюсь живописью шерстью, но об этом в другой раз. 
Росписью по бересте я увлеклась давно, лет 15 или 20 назад, когда нам привезли и показали работу мастера из Новгорода и я увлеклась этим и решила заняться. Заготовили бересту – и начали…

- То есть вы начали всё сами, учителя в этом деле у Вас не было?
- Да, сама. У нас была районная художественная мастерская, но после перестройки надо было встраиваться в новые условия. Нам присвоили звание Дом ремесел, и мы начали искать другие пути развития. Одним из них и стала береста – уникальный материал, экологически чистый, дешевый и красивый.

- А где вы берёте бересту для своих работ?
- Бересту надо заготавливать в посадках. Это трудоемкий процесс, который требует длительных переходов в поисках подходящих материалов. Особенно хорошо собирать на вырубках, где сразу уже много материала, и с поваленных деревьев. С поваленного дерева, которое лежит и постепенно темнеет, снимаются очень красивые оттенки для аппликаций и сочетания с другими природными материалами (с бусами, перьями, шерстью, ветками, срезами веток), а с обычных деревьев получаем просто белую бересту.

- Как вы определяете, годится дерево или нет? По каким признакам?
- По наростам на коре – специально подбираем, чтобы из нароста получился элемент будущей картины. 
После того, как кусок бересты сняли с дерева, его расслаивают и выкладывают в темном сухом помещении под грузом. При расслойке береста получается тоже разных цветов – желтая, розовато-белая…

- Если с растущего дерева снять кусок коры – это дереву не повредит?
- Нет, снимается не более 10 сантиметров. Делается вертикальный надрез, а потом береста начинает сама легко отходить. Заготавливать надо с мая по июнь, когда начинается сокодвижение, а после береста уже плохо отделяется и плохо расслаивается и с ней уже тяжело работать.

- У ваших работ как правило небольшой формат. Это из-за особенностей материала?
- Да, для больших картин надо склеивать несколько кусков бересты, а оно уже не так хорошо смотрится.

- Сколько вы заготавливаете материала на сезон?
- По-разному. Однажды у нас вырубали посадку, и мы набрали там столько материала, что нам его хватит надолго.

-То есть необязательно бересту использовать сразу по готовности?
- Нет. Она лежит под прессом, а если надо – то можно положить в воду на несколько дней, и она снова будет как новенькая.

- А вы используете только местную бересту? Из других регионов не привозите?
- Нет, только местное – здесь этого достаточно.

- Скажите, а в чём уникальность этого народного промысла?
- Работа с берестой издавна занимала важное место в народных промыслах России. Из неё делали множество всяких изделий: обувь, кухонную утварь (короба, солонки, посуду), украшения (бусы, серьги, браслеты), игрушки

- А картины на бересте тоже были?
- Нет, в старину их не было – это современное направление. 

- Скажите, какой символический смысл несут в себе изделия промысла?
- Передать красоту местной природы! Люди охотно берут такие картины для подарков и для красоты.

- А сюжеты картин бы берете из местных пейзажей или более общие?
- Да всякие… И местные, и просто что в голову придёт, или просто переносим другие картины на бересту.

- Для росписи бересты нужны ли какие-либо профессиональные навыки? Грубо говоря, чтобы краски не расплывались и тому подобное…
- Конечно, этому надо учиться. Я закончила специальное учебное заведение – местное бутурлиновское художественно-графическое училище. Ещё мы обучаем детей – и вполне можно научить даже тех, кто не умеет рисовать.

- Какие для этого подходят краски? Акварельные, масляные, акриловые?
- Любые. Но если мы работаем с акварелью, то готовую работу надо немного побрызгать лаком, а с масляными этого не требуется.

- Скажите, что необходимо для освоения ремесла сейчас?
- Во-первых, желание. Во-вторых, правильно заготовить материал, и чтобы он всегда был под рукой.

- А как сочетаются в вашем промысле традиционные приемы давних мастеров с современными творческими трендами и технологиями?
- Честно говоря, не знаю. В старину расписывали посуду небольшими орнаментами и цветочными элементами, а у меня картины на бересте.

- Скажите, а Вас и Ваши произведения знают за пределами Воронежской области или России?
- Несколько работ были куплены и уехали в Италию и Францию, так что там и знают. А что касается других регионов, то мы ездим с выставками по Воронежской области и там ими интересуются и даже просят научить. Так что ремесло будет развиваться, я уверена.

- Как происходит такое обучение?
- Мы проводим мастер-классы и показываем и учим всех желающих. А сейчас будем набирать группу и специально обучать этому искусству.

- А где-нибудь ещё в Воронежской области есть мастера, которые занимаются росписью по бересте?
- В Павловске есть, в Боброве, но их мало. 

- Вы не планировали создать экспозицию из изделий, которые будут отражать какую-то историческую эпоху/культурную веху/период жизни наших предшественников?
- Есть такое в планах, но говорить пока рано.

- Что нужно сделать, чтобы роспись по бересте стала брендом города и района?
- Желание и труд.

- Скажите, а сколько работ у вас получается за год? Хотя бы приблизительно: счет идет на десятки, на сотни?
- Я не считала. Во время пандемии я вообще этим не могла заниматься, тогда больше занималась с шерстью и сделала две большие работы. Иногда начинаешь работу – и не идет: нарисуешь – потом смоешь и так несколько раз. А потом, через некоторое время села и сделала быстро и хорошо.

- Остается только пожелать дальнейших успехов, и чтобы вы это дело не бросали!

Текст – Евгений Киселев
Фото - Мария Миронова