27 ноября
2022

Ирина Караичева: ткач с математическим складом ума

Рукодельная

Интервью в Отеле "Ямской" с мастером ручного ткачества Ириной Сергеевной Караичевой (г.Воронеж).
Волонтёрский медиа-культурных проект «Хранители народных ремёсел земли Воронежской» 2022 года.

– Здравствуйте, Ирина Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о себе.
Я занимаюсь ручным ткачеством, проживаю в настоящее время в Воронеже. Имею звание народного мастера ручного ткачества с 2015 года. У меня есть мастерская «Жили-были домотканые вещи», она открыта в 2011 году. Родилась я в Тульской области в семье военных, поэтому могу считать себя дитём Советского Союза. Училась я в Воронеже в технологическом университете, по образованию химик-эколог. 

– Как Вы стали народным мастером Воронежской области?
Начала собирать информацию о ткачестве в 2010 году и мечтала найти старый станок. Но поиски остались безрезультатны, потому что по территории Воронежской области серьёзно прошлась Великая Отечественная война, многое было сожжено и безвозвратно утеряно. Вот, например, в Семилукском районе до сих пор не могут восстановить народный костюм. После войны люди перестали ткать. Приобрела ткацкий станок шведской фирмы «Глимакра» на ВДНХа в Москве и с тех пор от 3 до 8 часов провожу у станка. 

Мой дед Георгий Алексеевич Караичев, имя которого носит краеведческий музей Ольховатки, занимался краеведением. В нашей семье шли разговоры о раскопках, исследованиях края, мы жили в мире краеведения. Вспомнила детские наблюдения за мастерицами ковров в Ашхабаде. Вся эта информация укрепила во мне желание заниматься ткачеством. 

Кстати, у всех ткачей математический склад ума. У меня технологическое образование. Наша работа связана с пространственной геометрией, у нас развито пространственное мышление. Мы видим вещь в объеме. Ткачество – это расчёты. Эта работа мне близка и приносит колоссальное удовольствие, это дело стало смыслом моей жизни.

Занимаюсь постоянно ткачеством с 2011 года. Делаю половики, дорожки, пледы, сумки-шоперы, игрушки, этнографическую и современную одежду. Я делаю реплики, т.е. одежду по образцу музейных экспонатов.

– Какие материалы используете, откуда они?
Первый шерстяной половик я изготовила из материалов, приобретённых в Воронежской области. Это аутентичный текстиль, потому что сырьё произведено на месте, изготовлен здесь же из материалов нашего края. Это шерсть Бобровского района нашей области. Всем известен цех по производству валенок в Боброве, там же изготавливают чистую шерсть. Сейчас мой первый коврик находится в квартире моей мамы. Материалы покупаю в Воронежской области. Использую в работе хлопок из Италии, шерсть из Прибалтики. У меня есть запасы этих материалов.

– Что необходимо сделать для освоения ремесла сейчас?
Необходимо популяризировать ткачество среди населения, закупать станки для работы, инструменты для ткачества, проводить мастер-классы, создавать русские мастерские по изготовлению станков и инструментов (бёрды, челноки), тем самым удешевлять их стоимость. Нужны ремесленные школы для детей. 
Я являюсь популяризатором ткачества в Воронежской области в социальных сетях, участвую в этом процессе активно. И, глядя на меня, мои работы, заинтересованные люди с головой уходят в ткачество.

– Как сочетаются традиционные приёмы с современными трендами и технологиями ткачества?
Традиционные приёмы могут сочетаться и не сочетаться, идти абсолютно разными дорогами. Современные люди путают ткачество и прядение. Мастер прядёт, это значит, что он нитку скручивает из шерсти. А ткач изготавливает ткань из шерсти. Возьмём дорожку домотканую, о которой знает каждый русский человек и видел её собственными глазами в деревенских домах бабушек. Эту вещь могла ткать сама хозяйка или мастерица на селе. Это была последняя волна активного ткачества. Не исключаю, что единицы мастеров продолжали своё ремесло. Утверждаю, что спустя столетие ткачество возродилось опять. Посмотрите на мою трехцветную дорожку с фестончатой кромкой, она сочетает традиционные приёмы с современными трендами и технологией. Она хитро соткана, одновременно участвуют в работе 3 челнока с бежевой, коричневой и голубой нитями, кромки тоже разного цвета. Мои изделия максимальной ширины – 60 см, а длина не ограничена. 

Вы знайте, что ткачество является тяжёлым физическим трудом. Назову континенты и страны, в которых активно занимаются ткачеством, это Азия, Индия, страны Индонезии, Китай. Там ткут мужчины, это действительно физически тяжело. А у нас в стране всегда этим делом занимаются женщины. Наши мастерицы молодцы!
Моя сумка-шоппер украшена традиционными узорами из шерсти в технике браного ткачества. Она повседневная, можно положить в неё ключи, кошелёк, папку с бумагами. Это сумка зимняя, ручки кожаные с заклёпками, хлопчатобумажная тканевая подкладка, изделие дополнено шинельным сукном, продлевающим «жизнь» вещи. Прекрасный современный аксессуар для деловой женщины.

– Вы можете себя назвать известным мастером за пределами Воронежской области?
Мои изделия сейчас находятся в Китае, Англии, Франции, Италии и Греции. Постоянный участник ежегодной областной выставки "Дыхание весны" с 2012 года. Ежегодно принимаю участие в фестивалях "На Казанскую", «Мир стоит на мастерах», «Русь песенная, Русь мастеровая», «Воронеж многонациональный». Участвовала в международном фестивале «Голос ремёсел» (г. Вологда, 2015), всероссийских фестивалях «Ладья – зимняя сказка» (г. Москва, 2014, 2015), «Русское поле» (г. Москва, 2015), «Формула рукоделия» (г. Москва, 2017). 

– Что необходимо сделать для передачи традиций народного промысла сейчас?
Надо вести кружки для детей. Ранее я вела такой кружок в Семилукском доме культуры в 2015 году. На базе Воронежского центра народного творчества провожу мастер-классы для желающих получше узнать о ткачестве. 

Раньше в природном парке «Кудыкина гора» в Липецкой области работала площадка «Город мастеров». Я там проработала с 2012 по 2017 годы. В течение 5 лет проводила мастер-классы для семей, детей и обучала основам ткачества. На маленьком ткацком станке свои умения проявляли мальчишки, обладающие техническим складом ума.

Нужны мастерские со станками, которые помогут детям освоить это ремесло под руководством наставника. Ткачеству можно научиться интуитивно, потому что оно заложено в русском человеке древними традициями предков.

– Возможно ли создать экспозицию из изделий, которые бы отражали период жизни наших предков?
Мне очень бы хотелось создать экспозицию с ткаными народными костюмами Воронежской области. У нас более 20 панёвных комплекса на территории. У нас знаменитый воронежский народный костюм, сочетающий оранжевый цвет с чёрной вышитой клеткой, которые носят известные коллективы России.

– Что нужно сделать, чтобы Ваше направление творчества стало брендом территории? 
Мою мастерскую «Жили-были домотканые вещи» знают в нашей стране и за её пределами. Вспоминаю эмоции мастерицы-участницы Вологодского конкурса «Город ремёсел», которая радостно меня встретила вопросом-утверждением: «Не верю, что Вы и есть «Жилы-были»? Тогда я поняла о своей известности в стране. 

– Совпадают ли исторические места возникновения промыслов с сегодняшними, где продолжают традиции современные мастера?
Если считать, что Костёнки являются древнейшим поселением Европы, то совпадают.

По окончании интервью президент ВРКПОО «Наша история» Артём Кобляков поздравил нас с окончанием волонтёрского медиа-культурного проекта «Хранители народных ремёсел земли Воронежской» 2022 года. Мы дружно поаплодировали и фотографировались с мастером ручного ткачества Ириной Сергеевной Караичевой. Мы держали в руках её игрушки и сумки-шопперы, которые «подсказали» мне и Карине Мещериной мысль о новогодних подарках и сувенирах для родных и близких, сделанных народными мастерами Воронежской области. 

Текст – Ольга Полухина