19 января
2020

Интервью с мастером-теддистом Ириной Половниковой

Рукодельная

С 23 декабря 2019 по 15 января 2020 в выставочном зале Союза художников проходила вторая Международная выставка «Кукольное поМИШАтельство», на которой были представлены авторские куклы, мишки Тедди, елочные игрушки и подарки к Новому году. Корреспондент сетевого издания «Наша история» побеседовал о самой выставке и создании авторских изделий ручной работы с мастером-теддистом Ириной Половниковой.

− Ирина, добрый день. Скажите, пожалуйста, Вы участвуете в данной выставке впервые?

− В прошлом году я участвовала первый раз в этой выставке. В прошлом году она была всероссийская, в этом году у выставки статус международной, так как здесь представлены участники из Италии, Украины, а также из многих городов России.

− В связи с чем произошло такое расширение: выставка приобрела популярность или кто-то из организаторов смог заинтересовать участников из других стран?

− Организаторы сами очень известны в мире кукольников и теддистов − это Иван Грозный и Николай Павлов. Они изначально организовали клуб «Кукольное поМИШАтельство», и из названия клуба родилось название выставки. Поскольку они сами популярны, то и интерес к этой выставке огромный.

− Вы являетесь участником клуба? Каким образом попасть в клуб?

− Я знала Ивана и Николая. Они предложили организовать такой клуб, и у меня была возможность изначально присутствовать при его зарождении. Я стала членом клуба. Это абсолютно бесплатно.

− Клубом «Кукольное поМИШАтельство», помимо данной выставки, проводились ли еще какие-то местные локальные выставки?

− Поскольку это еще молодой клуб кукольников и теддистов, пока только здесь, один раз в год.

− Сколько существует клуб?

− Это вторая выставка, и, собственно говоря, второй год клубу. В прошлом году в октябре-ноябре был организован этот клуб. И повезло, что для выставки в январе было свободное место в Союзе художников. Место очень понравилось.

− Ирина, как давно Вы сами делаете куклы?

− Я вообще начинала с текстильных кукол, а потом посмотрела в Интернете на мишек Тедди. Мне казалось нереальным, что у игрушки поворачиваются голова, руки, ноги: как это все делается? И случайно я наткнулась на рукодельный сайт с мастер-классами. Я увидела там работы Светланы Гуменниковой и не смогла удержаться − купила этот мастер-класс. Стала по нему обучаться и дальше захотелось большего. Я пошла учиться к известному теддисту по пластилиновому макету Наталье Климовой. Так как сейчас в творческом мире говорят о плагиате, чтобы не было повторений, я пошла учиться шить игрушки по пластилиновому макету и стала создавать свои авторские работы.

− Вы живете в Россоши, а мастер-классы там же в Россоши проходили?

− Нет, онлайн. У меня маленький городок, еще я работаю, и не всегда есть возможность куда-то выезжать. Поэтому замечательно, что есть такие курсы онлайн. Дальше я еще пошла учиться к одному из организаторов этой выставки Николаю Павлову. Он является членом Союза художников и тоже проводит онлайн мастер-классы. И вот меня это и затянуло вовсю. В дальнейшем захотелось совмещать техники. Например, игрушки мухоморы выполнены в смешанной технике (Показывает игрушку. − Прим. кор.). Голова и ножки у них сделаны из пластика La Doll. Так называется этот самоотвердевающий пластик, а тело сшито из плюша. Внутри набиты опилочками, а колпачок выполнен по ватной технике папье-маше, то есть это вата и клейстер. Мухомор является символом Нового года (В Европе были популярны новогодние открытки с изображением мухомора. Считалось, что эти грибы приносят в дом богатство и процветание. − Прим. кор.). Так как эта выставка началась перед Новым годом, то и родились вот такие персонажи. Захотелось также создать ватную игрушку, которую можно повесить на елку.

gk1pfwtxz1e.jpg

Media Folder: 

− Чем соединены подвижные части у игрушек?

− С помощью шплинтового соединения. Собственно говоря, тедди − это не медведи, это такая техника, использующая шплинтовое соединение, которое позволяет всем частям тела поворачиваться.

− А мишки Тедди в основном из чего сделаны?

− Мишки Тедди шьются из специальных материалов для мишкоделия. Это может быть вискоза (Показывает игрушку. − Прим. кор.), плюш, мохер, альпака. Я покупаю плюш ручного окраса, и в такой обработке он очень напоминает вискозу. Медведи могут быть как в одежде, так и без одежды. Одежду придумываю сама, вяжу, шью. С каждым работаю индивидуально. Порой в голове рождается какой-то образ, а на деле уже получается все по-другому: медведь не хочет такого цвета одежду, хочет другой свитерок... (Улыбается. − Прим. кор.).

6qapktzczug.jpg

Media Folder: 

− А как рождаются образы? Откуда черпаете вдохновение?

− Как-то само собой происходит. Когда начинаешь готовиться к какой-нибудь выставке (например, еще «Hello Teddy»в Москве), стараешься создавать коллекцию. Первый герой родился в голове, и когда начинаешь шить, с ним работать, то постепенно собирается какая-то компания. Вот это у меня, допустим, морская коллекция «А в небе только и разговоров, что о море...» (Показывает коллекцию на стенде. − Прим. кор.). Вот киты, крыски. А куклы я делаю из самоотвердевающего пластика. Это пластик, который на воздухе застывает.

xa1cjaqve-m.jpg

Media Folder: 

− Он подвергается предварительной обработке?

− Запекаемый − да, а самаотвердеваемый − нет.

− То есть разные пластики бывают? Как их названия?

− Они продаются в пачках, на вид выглядят как пластилин. Есть самоотвердевающие − это Paperclay, La Dol. В основном пользуюсь La Dol. Он более прочный. А есть запекаемый пластик, который также лепится в кукольные формы, а потом в специальной печи запекается, и тогда он затвердевает.

− А печь где берете?

− Я поэтому с таким пластиком и не работаю. Специалисты себе покупают духовку, аэрогриль − то, в чём запекают.

− Как пластик приобретает форму?

− Это своего рода как пластилин: и по консистенции, и по твердости пластилин напоминает. Вы лепите, потом оставляете. Допустим, слепилась голова, и то постепенно: то есть делается основа, потом щеки, глаза, надбровные дуги, подбородок. И все это оставляется на 12 часов застывать. Когда застывает, продолжаешь работу: уши доклеиваешь, что-то шлифуешь, дорабатываешь. Потом, когда тебе твоя работа нравится, все шлифуется до идеального состояния и покрывается красками, расписывается, потом эта краска закрепляется.

− Как Вы считаете: у тех мастеров, которые занимаются созданием таких кукол, это больше связано с любовью к куклам из детства или любовью к созданию чего-то своими руками?

− Наверно, у всех по-разному. Меня с детства бабушка водила учиться вязать крючком. Для меня вязание изначально всегда в моей жизни присутствовало. Я вяжу примерно лет с восьми. А потом постепенно уже не можешь не делать что-то своими руками, просто не можешь остановиться: хочется творить, творить и еще больше учиться, больше узнавать на эту тему. Очень увлекает.

− Вы заострили внимание на наличии движущихся частей у игрушек. Это значит, что они создаются не только для украшения интерьера, но ими можно и играть?

− Играть − да, но они в основном идут как коллекционные, поскольку из таких материалов сшиты, у них делается тонировка. Есть игрушки попроще для игры. Но тедди представляет собой именно технику подвижную.

− А можно создавать не мишек в этой технике?

− Да. Вот кот, мышки, созданные в технике тедди (Показывает свои игрушки. − Прим. кор.). Она включает использование определенных материалов. Там могут быть искусственные материалы, но в основном относящиеся к натуральным: мохер, плюш, вискоза. И у игрушек должны быть подвижные части, то есть определенным образом выполненное винтовое соединение. Все должно быть подвижным: и голова, и ручки, и ножки. Игрушки набиты опилочками.

5djxze8maoo.jpg

Media Folder: 

− А почему, когда говорят о технике тедди, то имеют в виду прежде всего мишек?

− Потому что изначально в Европе в этой технике был создан медведь.

− Легко ли найти материалы или приходится заказывать в сети Интернет?

− Так как я живу в маленьком городе, то ничего невозможно купить для изготовления кукол. Поэтому я все заказываю онлайн. Здесь на выставке представлены материалы из интернет-магазина «Мишкодел»: можно непосредственно посмотреть, из чего шьются Тедди.

9qt3d_d6br4.jpg

Media Folder: 

У вас в Воронеже есть магазин «Большая корзина»: он выступает как спонсор выставки. Там можно все купить: и чем набивают, и щеточки, которыми опилочки счищать, глазки. Глазки применяются стеклянные, потому что блик на них создает эффект живого глаза. Иногда, когда смотришь на зверя, то кажется, что он на тебя смотрит. Если поставить пластиковый глазик, то смотрится все по-другому.

e0uoi2xwqb0.jpg

Media Folder: 

− Вы сами вяжете и шьете одежду, а в магазинах даже часть одежды можно купить?

− Верно. Даже шапочки для куколок продаются, платья и другая одежда представлена (Показывает на выставочные стенды.− Прим. кор.).

− Есть в Россоши кто-то, кто тоже увлекается созданием таких кукол, Ваши последователи, единомышленники?

− Есть у меня одна девочка, которая тоже хочет поучиться, но нет возможности. Я говорю − приходи, будем мастер-класс проводить.

− Это здорово: уже передача опыта пойдет. У Вас есть дети, как они относятся к занятию мамы? Вообще как относятся домашние к Вашему увлечению?

− Уже все успокоились, все ровно относятся (Смеется.− Прим. кор.). Дочь уже взрослая. Она у меня с художественным образованием. Может быть, я сама о таком образовании мечтала. Я самоучка. Спасибо учителям, у которых я учусь, за то, что делятся своими знаниями.

− В технике тедди давно работаете?

− Третий год. Мне толчок дали как раз мастер-классы по пластилиновому макету, благодаря этому быстрее доходишь до реализации. В голове много того, что хотелось бы создать, а как именно это сделать технически знаний не хватало. Но вот благодаря и Наташе Климовой, и Николаю Павлову становится все интереснее и интереснее.

− Сколько времени примерно занимает создание куклы?

− Иногда на одном дыхании рождается какой-то персонаж: ты сел, подшил, одел за три-четыре дня. А иногда задумал одно, зверя самого отшил, а одеть не получается. Он капризничает: не хочу это, не хочу то... Я его дома посажу, могу мимо него ходить, дня два думать, во что же его одеть. Дочь надо мной смеется, что я с ними разговариваю. А родился один персонаж, хочется ему пару.

− Вы выставляетесь где-то у себя в Россоши? Какие отзывы?

− Бывает, но редко. По каким-нибудь праздникам: новогодним, при храме... На такие выставки приходят, чтобы зарядиться положительными эмоциями.

− Проходя по стендам, замечаешь, что стоят дипломы участников, а есть с указанием разных номинаций. Ирина, поясните, пожалуйста.

− Организаторы выставки устроили конкурс для мастеров тедди и кукольников. До открытия выставки были представлены конкурсные работы, и их оценивало приглашенное жюри. На официальном открытии в первый день выставки уже награждали победителей.

− Ирина, а Вы участвовали в конкурсе?

− Нет. Я одновременно готовилась к московской выставке, а здесь по условиям конкурса должна быть вновь созданная работа.

− Ирина, спасибо за такое подробное, искреннее интервью. Желаю Вам удачи и побольше последователей, чтобы делиться своим опытом. Поскольку, когда есть с кем общаться, то это дает и силы, и вдохновение, и всегда интереснее.

Интервью и фото – Мария Миронова