26 ноября
2022

Фирсова Елена Моисеевна – мастер художественной росписи по дереву (г. Воронеж)

Рукодельная

Интервью в Отеле "Ямской" с мастером художественной росписи по дереву Воронежской области – Фирсовой Еленой Моисеевной.

Волонтёрский медиа-культурный проект «Хранители народных ремёсел земли Воронежской». 

Здравствуйте, Елена Моисеевна. Меня зовут Марина. Мой первый вопрос о том, как вы пришли к тому, чтобы стать мастерицей? Как вы сами учились, может быть где-то обучались?
Шла я к этому довольно долго, больше 20 лет. Видимо всё равно это в человеке всё живет. У нас с мужем был небольшой домашний магазинчик, его так и звали покупатели магазин «Домашний». Там кружилась наша семья, работала…дети, внуки. Всё это было связано именно с рукоделием: бисер, пряжа, вышивка. Я начала просто с вышивки «крестиком». Вышивала я, вышивали мои дети, муж. И это с каждым годом затягивало. От вышивки «крестиком» я перешла к вышивке бисером, очень много читала, начала заниматься ткачеством. Ткала пояса и потом ушла дальше в изучение народного костюма. А росписью по дереву я занялась на спор. Я участвовала в выставке, у нас в Воронеже каждый февраль проходит традиционно выставка «Дыхание весны». Там собираются мастера города Воронежа и каждый делится своими достижениями за год. И там я увидела Матвееву Елену Геннадьевну, народного мастера Воронежской области с ее матрёшками. Она делала большой доклад, я была очень восхищена всем этим. И я сказала ей, что это такое творчество, я никогда не смогу, потому что для меня черчение в школе и институте было сложным. А она сказала: «Научу». Я ей ответила: «Вы понимаете, что если человек не умеет, то человека нельзя научить». Елена Геннадьевна сказала: «Спорим?». Я: «Спорим!». Вот результат нашего спора, я стала народным мастером Воронежской области в технике художественной росписи по дереву, и воронежской матрёшки.  
 
Вы сейчас сами обучаете своему ремеслу детей, взрослых? Если да, в чём заключается программа обучения?
Да, я даю мастер-классы, но не только в технике росписи по дереву, но и в других техниках. Мы с детьми делаем куклы, разные поделки. Раз в неделю я провожу мастер-классы с детьми и взрослыми. Я для себя делаю программы. Например, сейчас придумала программу «Кукольный хоровод» - это для детей маленькие куколки, их 12-ть, соответствующие 12-ти месяцам года. С детьми одно-два занятия сначала изучаем, что это, рассказываю, а потом на следующее занятие делаем. Вообще я хочу сделать программу, чтобы дети, внуки знали корни наши, историю нашего костюма, историю нашей песни, историю того, как играли дети, из чего были эти куколки. То есть важно, чтобы они не только знали саму матрёшку, но и то, из чего это вообще всё началось. Чтобы они знали, как жили наши бабушки, во что одевались, какой был костюм. Хотя бы основы этих знаний дать, чтобы они понимали.

В чём уникальность вашего народного промысла?
Воронежская матрёшка отличается от всех матрёшек тем, как она «одета». У нас она «одета» в традиционную одежду Воронежской губернии. Я езжу с мужем, с внуками очень много по фестивалям. И бывает смотришь, пришли какие-нибудь бабушки, какой костюм интересный, сфотографируешь его и пытаешься потом матрёшку «одеть» в этот костюм. У меня матрёшки, как игровые, с одной стороны, играть с ними можно, а с другой стороны они исторические, по ним можно что-то изучить и понять. Это всё подлинные костюмы. 

Как вы выделяете типы, виды изделий народного промысла? Выделяете, как они по технике исполнения различаются?
Они отличаются. Есть определенные традиционные рисунки, я их придерживаюсь. На всех моих матрёшках представлен рисунок «барановские платки». Форма изделий – это традиционное яйцо, это только воронежская матрёшка. Я шесть лет училась наносить одежду на форму, сейчас я уже начинаю что-то своё придумывать и фантазировать. Я сначала увижу рисунок где-то там у себя внутри, а потом я его разрабатываю. Среди изделий есть предметы быта. Среди матрёшек есть наборы сказок, например, «Курочка ряба». Вот еще колокольчик «матаня», я его расписала, чтобы колокольчик на девочку был похож. По технике исполнения – это только воронежская роспись, я придерживаюсь этого. Воронежская роспись основана на росписи воронежского платка: красный фон, бело-синие цветы, какие-то узоры.  По технике исполнения изделия различаются, т.к. рука у всех разная, от этого и зависит техника исполнения. Это, как почерк, зависит от индивидуальности мастера. Покрытие разное.

Какой символический смысл несут в себе ваши изделия и несут ли?
Несут, это сохранение наших традиций, изучение наших корней. Поэтому делаю сказки, потому что мне очень бы хотелось, чтобы дети играли в сказки, но при этом понимали во что герои одеты, а я расскажу, что это костюм Воронежской губернии. Дети тактильны, через руки, глаза всё понимают, играя с игрушкой у них всё равно где-то отложится. Это не просто матрёшка безликая в цветах. 

Как вы считаете, что необходимо для освоения ремесла сейчас?
Огромное желание, усидчивость. У меня характер такой, если я захотела, я добьюсь этого. Еще нужно желание к изучению, т.к. при росписи очень много изучается традиционных костюмов, изучаем костюмы из разных уголков Воронежской губернии, также изучается история расположения губернии.

Как сочетаются в вашем промысле традиционные приемы давних мастеров с современными творческими трендами и технологиями?
Воронежская матрёшка не очень древняя, ей всего 52 года, она у нас очень молодая. Изначально я изучала только воронежскую роспись. Год я только ставила руку. Если вы начинаете изучать любую роспись, то вы начинаете изучать какими красками пользовались давние мастера, чем до этого писали. Теперь я перехожу в другие росписи, в их сочетание. Там есть свои техники, я стараюсь что-то оттуда взять и соединить с нашей воронежской росписью, что-то сюда привнести. Я использую приемы старых мастеров. Ничего современного из технологий здесь нет, только современные краски.  

Какие материалы вы используете в изготовлении изделий, какие из них из Воронежской области?
Заготовки все закупаю, сама не точу. В Воронеже нет токарей, сколько я не пыталась, ни искала, нет их. Только город Воскресенск в Нижегородской области. У нас в Воронеже не хотят возиться с изготовлением заготовок, не выгодно. Краски, кисти беру здесь в магазинах Воронежа. Имеет значение из какого дерева делаются заготовки. В основном это липа, сосна. Они легче, мягче, дешевле. Сначала я их грунтую клеем, чтобы форму держали.

Известны ли вы, как мастер и ваши произведения за пределами Воронежской области, России?
Да, известна за пределами Воронежской области. В Москву, Калугу, на север забирали мои изделия. Также езжу на фестивали в Белгород, Москву, Липецк, Курск, Калугу, Острогожск. Меня знают и приглашают. За пределами России даже не знаю, как-то делала подарок, который забирали во Францию. Вообще разбирают, но я не отслеживаю, куда мои изделия попадают.

Какие поселения Воронежской области вы знаете, которые хранят традиции ремесла?
Традиции матрёшки не хранят, хранят костюмы. Ездим в фольклорные экспедиции, изучаются костюмы народные, они уже потом рисуются на матрёшках. Воронежская роспись молода. Воронежской матрёшке всего 52 года. У Матвеевой Елены Геннадьевны есть ученики в Острогожске, Борисоглебске, которые хранят традиции ремесла. У нас есть училища, художественные школы, там изучают роспись, разные их виды. Поэтому сохраняют традиции в Воронеже и в других местах Воронежской области, где есть художественные школы. 

Как изучается народный промысел? 
Начинается с руки, изучают, как мазок делать. Сначала нужно ставить руку, я около одного года училась, чтобы кисточку держать. Потом рисуют простые элементы, веточки, лепесточки. Это очень длительный процесс. Можно, конечно, поверхностно показать. Кисточка начинает слушаться тебя через полгода. Но углубленное изучение — это только с мастером, т.к. он подскажет какая нужна кисточка, выщипывать ли кисточку, какая краска нужна.

Как вы считаете, что необходимо для передачи традиций промысла через века? Как сейчас традиции передаются новым поколениям?
Через фестивали. Например, есть замечательный фестиваль «На Троицу» в Новой Усмани, где все собираются в разных костюмах со всех районов Воронежской области, водят хороводы. Передача традиций происходит через прямое участие, общение. Также передается через ненавязчивое общение с детьми, через игру, еще через мастер-классы, книги, в которых описывается традиции, костюмы, обряды. Еще лучше будет, если найти мастера.   

Возможно ли создать экспозицию из изделий, которые будут отражать какую-то историческую эпоху/культурную веху/период жизни наших предшественников?
Да. Есть обряды, и я делала пятиместную матрёшку, которая символизирует обряд колядования. Есть, например, свадебный обряд, под него расписывается семиместная матрёшка. Сохранить можно всё, любой обряд, любые традиции. 

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы ваше направление декоративно-прикладного творчества стало брендом территории?
Воронежская матрёшка уже является брендом. Я с Еленой Геннадьевной Матвеевой, у которой обучалась, не прерываю общения. Приоткрою вам тайну, она пишет книгу, сборник с традициями, обрядами. Это поможет тому, чтобы это направление росписи по дереву стало брендом.

Совпадают ли исторические места возникновения промыслов с сегодняшними, где продолжают традиции ремесел современные мастера? 
Да, конечно.

Елена Моисеевна, я благодарю вас за интервью, очень интересно.
Вам спасибо за внимание.

Текст – Марина Харченко
Фото – Карина Мещерова