7 ноября
2022

Долгирев Олег Викторович — мастер художественной резьбы по дереву (Борисоглебский городской округ)

Рукодельная

Интервью с мастером художественной резьбы по дереву Воронежской области, Борисоглебского городского округа – Долгиревым Олегом Викторовичем.

Волонтёрский медиа-культурный проект «Хранители народных ремёсел земли Воронежской».

Здравствуйте, Олег Викторович, давайте познакомимся. Меня зовут Марина. Расскажите пожалуйста, как вы пришли к тому, чтобы стать мастером резьбы по дереву? Как сами учились? У кого учились? Обучаете ли вы своему ремеслу детей и взрослых? Если да, в чём заключается программа обучения?
Я из семьи мастеров, у нас семейная традиция. У меня отец этим занимался уже давно, четыре дядьки, которые занимались резьбой по дереву в течение 30-ти лет. Я только недавно начал этим заниматься, лет десять назад. Сначала занимался столярным делом. Меня привлекли к обучению детей около десяти лет назад. До этого профессионально этим не занимался. Обучаю детей в кружках, от нашего Дома ремесел, резьбе по дереву, диорамостроению, выжиганию, лепке из глины. Взрослые тоже занимаются. Возрастной категории для обучения особо нет, без разницы. Приходят бабушки 60-летние, пытаются что-то вырезать, и мужчины взрослые приходят, приводят своих детей и вместе с ними сидят. В резьбе по дереву работа идет с острыми колющими и режущими инструментами, поэтому здесь возрастная категория от 12 лет и старше. Программа зависит от того, на что ребенок способен. В резьбе есть конкретика, когда обучаешь ребенка с самого начала, это геометрическая резьба. В геометрической резьбе можно сделать все, что угодно: шкатулочку, подносик, тарелочку. Диорамостроение – это побочный эффект резьбы по дереву, хотелось сделать что-то более объемное. В диорамостроении нет по программе никакой конкретики, здесь все самопроизвольно происходит, начинаешь с простейшего. Вообще программу особо не выстраиваю, у каждого человека все по-разному. Один ребенок что-то делает за один день, другой будет сидеть неделю. Подход к конкретному ребенку получается индивидуальным. 

Какие типы, виды изделий народного промысла мастера вы выделяете, как они по технике исполнения различаются?
Ничего такого нет. Техник исполнения никаких особых нет. Вот, например, вырезал картину с сычем, тут техники нет, все самопроизвольно. То, что видишь, тебе это понравилось – можно сделать. Все зависит от желания. Технические моменты относятся к механической обработке, бывает вручную делаю обработку, но это долго.

Сочетает в вашем промысле традиционные приемы давних мастеров с современными творческими трендами и технологиями?
Да, сочетаю, где есть возможность упрощать себе работу, использую современные технологии, где это невозможно, то пользуюсь традиционными. Из традиционных те же лобзики, шкурочки, резцы, молотки, киянки. Из современных технологий пользуюсь фрезерованием, станками.   

Вы видите уникальность вашего народного промысла и в чём она?
Да, я даже не знаю в чём уникальность. Уникальность в том, что всё это теряется потихоньку. Многие дети приходят из интереса и просто посидеть зимой, многих родители часто привлекают. Когда занимаешься этим очень долго, мысли об уникальности теряются. Мотивация в том, что сейчас, дай бог, дети приходят, начали к этому возвращаться. Родители приводят, сам отец приводит и сидит с сыном, и на этом же уровне сидит-вырезает. И я подхожу к нему показываю. Спрашиваю у детей, а черчение в школе есть у вас. У детей сейчас даже черчения нет, ребенок не понимает, как нарисовать треугольник… Я не задумываюсь об уникальности, озарение пришло, желание, взял-сделал, нет желания – лучше к этому не подходить.
 
Для вас есть какой-то символический смысл, который несут в себе ваши изделия?
Нет такого. Я могу немножко с железом работать, могу с деревом, могу с глиной. Иной раз бывает желание приходит, увидел, воспринял образ, потом я стараюсь воссоздать его в дереве. Когда воссоздал, в душе как-то тебя это ободряет. А когда к этому принуждают, естественно ни у кого желания нет и символизма никакого… Природа сама показывает.

Как вы считаете, что необходимо для освоения ремесла сейчас?
Желание, усидчивость ребенка. Дети приходят и так, чтобы им сразу дать инструмент, и они сразу стали резать, такого не бывает. С геометрической резьбы азы начинаются. Но если ты не будешь усидчивым, ничего не будет. Многие уходят, терпения не хватает. Сразу через два-три занятия отсеиваются такие люди, даже в вот в этих мелочах…Кто сидит долго, к тому уважение. Многие ребята приходят, даже чертить не умеют. Два-три занятия, усидчивость, желание, дома попробовали, потом приходят и всё потихоньку получается. Художественным талантом тут не нужно обладать. Самое главное - это желание.

Какие материалы вы используете в изготовлении изделий, какие из них из Воронежской области?
Липа в основном используется, самый оптимальный вариант, мягкая и доступная, но местная липа не очень благоприятная, слишком мягкая, не очень подходит. Материал в основном из Тамбовской области привозят, мы заказываем. Бывает, что у кого-то остается материал, мы тоже закупаем. Дуб иногда использую для рамок.

Известны ли вы, как мастер и ваши произведения за пределами Воронежской области, России?
Нет пока. В Москву заказы частные делал, но там не знают, что это я делал.

Какие поселения Воронежской области вы знаете, которые хранят традиции ремесла?
В Боброве занимаются резьбой, в Бутурлиновке вполне возможно.

Как изучается народный промысел? 
Ребенок приходит, показываю ему, как делать, как обращаться с резаком. Сейчас много литературы, там все одно и тоже о том, как резец заточить, как сидеть. Даю первоначальные азы, простейшую резьбу, а потом, если будет желание, дальше даю усложнение.

Как вы считаете, что необходимо для передачи традиций промысла через века? Как сейчас традиции декоративно-прикладного творчества передаются новым поколениям?
Заинтересованность самих людей. Отобрать мобильные телефоны, чтобы дети просто сидели и занимались резьбой. Интерес потом приходит постепенно. Чтобы заинтересовать нужно показывать инструменты, лобзики, станки.

Возможно ли создать экспозицию из изделий, которые будут отражать какую-то историческую эпоху/культурную веху/период жизни наших предшественников?
Не заинтересовывался этим, определенных тем нет.

Что нужно сделать, чтобы ваше направление декоративно-прикладного творчества стало брендом территории?
Мы устраиваем мастер-классы, выставки по резьбе. Нужно, чтобы их было больше и местные органы власти в этом были заинтересованы, нужны обеспечение и поддержка.

Совпадают ли исторические места возникновения промыслов с сегодняшними, где продолжают традиции ремесел современные мастера? 
В Борисоглебске этот промысел не появился, т.к. Борисоглебск всегда был купеческим городом. Мои родственники с Урала, мой дед переехал сюда и занимался тут этим, потом уже мои дяди заинтересовались.

Текст - Марина Харченко

Фото - Эдуард Юзбашян