2017
Петр Термен - композитор и поэт
19 мая на сцене Книжного клуба «Петровский» состоялся концерт Петра Термена, в котором принял участие воронежский музыкант Михаил Князев. В рамках программы «Терменвокс: от классики до эксперимента» прозвучали произведения Чайковского, Рахманинова, Генри Манчини, каверы группы «Radiohead», а также импровизационная музыка. Концерт получился очень эмоциональным и мультиформатным. Диапазон жанров впечатляет: от классики до экспериментальной импровизации.
Петр Термен – один из ведущих исполнителей на терменвоксе в мире, композитор, поэт, педагог, руководитель Школы терменвокса в России.
«Терменвокс появился почти сто лет назад в Санкт-Петербурге, – рассказывает Петр. – Его изобрел русский физик Лев Термен. Это единственный музыкальный инструмент, на котором играют, не прикасаясь, просто движениями рук в воздухе меняя ёмкость электромагнитного поля. Чем ближе правая рука исполнителя к правой антенне, тем звук становится выше, чем дальше, тем, соответственно, ниже. Левая рука – это громкость. Чем ближе рука к антенне – тем звук тише, чем дальше, тем звук громче. Можно играть на терменвоксе дыханием. К примеру, если я вздохну возле любого музыкального инструмента, то ничего не произойдет, в случае с терменвоксом происходит примерно следующее..»
Далее Петр показал, как по-разному может откликаться терменвокс на его дыхание. С каждым вдохом звук инструмента взлетает вверх, становясь громче, с выдохом он опускается вниз и медленно затихает.
«Терменвокс» буквально переводится как «голос Термена». «По звучанию инструмент ближе всего человеческому голосу, – поясняет Петр. – Но не чужда ему, конечно, и скрипка, и виолончель. Разумеется, терменвокс не может заменить голос, голос не может заменить терменвокс, это разные инструменты, но, как в случае со скрипкой и голосом, они немножко между собой пересекаются, в случае с терменвоксом та же история».
Инструмент представляет собой небольшую металлическую коробочку с двумя металлическими антеннами. Это классическая модель терменвокса. Существует также терменвокс системы Ковальского – с одной антенной для управления высотой звука. Управление громкостью осуществляется с помощью педали под ногой исполнителя и нескольких кнопок слева. Свое название эта модель получила по имени первого профессионального терменвоксиста – Константина Ковальского, который в сотрудничестве с советским инженером Львом Королевым совершенствовал терменвокс. В моделях Льва Королева есть визуализатор пространственного грифа терменвокса, дающий исполнителю возможность видеть, с помощью индикатора, какую ноту он играет. На терменвоксе «Системы Ковальского» играют сидя.
Разновидностью терменвокса системы Ковальского является терменвокс Led Zeppelin. Он также имеет одну антенну, однако в нем отсутствует возможность управления громкостью звука. Led Zeppelin терменвокс используется в основном для создания различных шумовых пассов.
Матрёмин (matryomin) – портативная модель терменвокса с одной антенной, изобретенная в 2003 году музыкантом Масами Такеучи (Masami Takeuchi). Масами придумал использовать в качестве корпуса терменвокса традиционную русскую матрёшку, внутри которой спрятана антенна, регулирующая звуковысотность. Как и при игре на терменвоксе Led Zeppelin, исполнитель на матрёмине не может регулировать громкость звучания инструмента. Матрёмин пользуется большой популярностью в Японии. В июне 2013 года, в честь 10-летия с момента создания матрёмина, состоялось выступление самого большого ансамбля терменвоксов в мире — 272 матрёминиста. Это выступление было внесено в Книгу Рекордов Гиннеса.
После концерта нам удалось лично побеседовать с Петром Терменом и задать ему несколько вопросов.
Петр, расскажите, как давно Вы занимаетесь музыкой?
Можно сказать, что с детства. Первую мелодию я сочинил, когда мне было лет шесть, а шесть лет назад я начал заниматься именно терменвоксом, т.е. я впервые к нему подошел и начал работать с этим инструментом. До этого немного играл на фортепьяно и на гитаре. Когда-то пробовал играть на скрипке, но на тот момент взаимоотношения с ней не сложились.
По звучанию терменвокс близок к виолончели, еще есть мнение, что он близок к синтезатору. Что вы об этом думаете?
Мнения, что терменвокс похож на синтезатор, я не встречал в своей практике. Возможно, вы имеете ввиду распространенный миф о том, что терменвокс – это первый синтезатор. Терменвокс, действительно, стал одним из первых электромузыкальных инструментов, но он по сути не является близким непосредственно эстетике синтезаторов. При игре на аналоговом синтезаторе исполнитель не влияет на ход процесса, он является только манипулятором, т.е. он переключает ручки, меняет темп, добавляет различные обертона, но он не является исполнителем с той точки зрения, как является исполнителем скрипач или виолончелист. В случае с терменвоксом, как на скрипке или виолончели, именно исполнитель создает музыку непосредственно, т.е. нельзя покрутить волшебные ручки, чтобы все стало вдруг красиво.
Расскажите, с какими инструментами терменвокс сочетается лучше всего?
Терменвокс, как мне кажется, замечательно сочетается с большинством музыкальных инструментов, проверенный годами дуэт – фортепьяно и терменвокс. Замечательно звучат терменвокс и камерный ансамбль, терменвокс и оркестр, сочетается он и с органом. Один из самых необычных ансамблей, в которых я выступал, объединял терменвокс, гитару и гусли. Есть еще проект, связанный с этнической импровизационной музыкой. «Три бархана» - это два варганиста и терменвокс. Варган – один из самых древних музыкальных инструментов на земле, терменвокс – один из самых инновационных академических музыкальных инструментов. Вместе мы играем очень органично, хотя, казалось бы, очень разные инструменты. Варган – не темперированный инструмент, терменвокс - тоже, поэтому именно в сочетании с варганом терменвокс может раскрыть свою свободную нетемперированную натуру.
У Вас есть проект, где несколько терменвоксов играют в одном ансамбле, расскажите, пожалуйста, о нем подробнее.
Мы реализовали этот проект в прошлом году. Было целых два состава – Санкт-петербургский и Московский оркестры терменвоксов. В каждом составе до десяти терменвоксов вместе играют различные мелодии. Мы планируем выступить в сентябре, среди участников будут ученики школы терменвокса. Очень важно, чтобы все участники находились в едином эстетическом ключе, чтобы их манера звукоизвлечения позволяла играть в ансамбле. Это не всегда получается с исполнителями, которые учились самостоятельно в Европе. Если участники, играя вместе, используют разные техники звукоизвлечения, разные манеры, вместе они звучат не очень хорошо. Оркестр терменвоксов особенно интересен именно со звуковой точки зрения. Несколько терменвоксов вместе дают очень объемный и глубокий звук, это позволяет делать много интересных вещей.
Расскажите, над какими еще проектами Вы работаете?
Мы планируем выпуск диска по терменвоксу. Это классическая музыка и современная академическая музыка, написанная для терменвокса. Также я довольно активно развиваю школу терменвокса, где мы обучаем людей играть на инструменте. Сейчас этот проект вышел на общероссийский уровень, мы проводим занятия в разных городах и, я надеюсь, что школа будет развиваться в этом году довольно активно. Конечно, есть много мыслей, много того, что хочется сыграть. Я надеюсь, что к осени получится новая программа классической и современной музыки для терменвокса.
Расскажите, творчество каких исполнителей и композиторов Вам близко?
Мне очень нравится исполнительское искусство Давида Ойстраха, Яшеха Эфейса, Ицхака Перлмана, нашего современника, мне нравится, как играет Денис Мацуев, потрясающая мощь и экспрессия, говорят, даже рояли ломаются под его напором, но важно не это, а то, как непосредственно он передает музыку. Среди композиторов фаворитом является Сергей Рахманинов, очень нравится его музыка, поэтому довольно много его произведений есть в репертуаре терменвокса. И, конечно, музыка Баха, Пуленко, Сати.
Сегодня прозвучали несколько произведения Рахманинова. Расскажите, по какому принципу вы отбирали произведения для сегодняшней программы?
Сегодня мы постарались сочетать разные грани использования терменвокса. Прозвучала классическая музыка, в т.ч. и Рахманинов, прозвучала джазовая музыка и музыка экспериментальная в виде импровизации, даже один такой рок-кавер. Нашей задачей было сделать концерт эмоционально мультиформатным, отразить разные жанровые грани музыки.
Текст и фото: Елена Корчагина