24 июля
2022

Виктория Скляренко – бизнес-тренер по ораторскому искусству, руководитель медиа-проектов

Литературная

Здравствуйте, Виктория. Вначале, если позволите, я задам пару вопросов о Вашем прошлом. Откуда Вы родом?

Здравствуйте, Майя. Я родилась в Молдавии, в городе Бендеры – это места, где воевал Суворов с турками. Там до сих пор стоит старинная турецкая крепость. Сейчас это Приднестровская Молдавская Республика. Я себя всегда ощущала на стыке двух культур – молдавской и русской. И считаю это важным моментом моей биографии. Владею несколькими языками: молдавским, румынским. Слегка итальянским и английским – как говориться, в чужой стране не потеряюсь. Однако считаю себя русскоязычной, так как с детства думала, говорила, училась на этом языке. А сейчас вот учу других людей на русском языке четко мыслить, ярко публично выступать и понимать друг друга.  

Знаю, что в Воронеж Вы приехали из Москвы, где работали в сфере журналистики. На сайте размещены логотипы телеканалов РЕН ТВ, ТВЦ, “Авторадио” и “Русского радио”, исторического журнала "Родина" и делового издания "Эксперт". Вы сотрудничали со всеми этими СМИ? Расскажите, пожалуйста, об этом этапе Вашей жизни. Где Вам больше нравилось работать? Какой опыт Вы считаете для себя самым ценным?  

Москва – это шумный, многоформатный, никогда не спящий город! Я там работала и жила восемь лет. Когда приехала – сразу поехала в Останкино устраиваться, все-таки из всех форматов СМИ, где я работала, телевидение занимает большую часть моей жизни. А ведь попала я туда случайно. 

Мечтала с детства стать режиссером кино и окончила режиссерский факультет Государственной Молдавской Академии Искусств. Тогда там не преподавали специальность «кинорежиссер», и я стала режиссером-постановщиком эстрадных представлений и массовых праздников. Даже известные режиссеры и актеры в лихие 90-е были не востребованы. Однако, снимать фильмы я все-таки начала, позже на телевидении. И я уже со второго курса работала корреспондентом на Приднестровском Молдавском телевидении.  Телевещание в те годы начало бурно развиваться. 

Так бурно, что докатилось до небольшого городка Россошь Воронежской области, куда мы с семьей эвакуировались после военного конфликта в Приднестровье.  Информационный центр телевидения, радио и печати “Тетрагон” –  так называлось СМИ при ОАО «Минудобрения». Этот завод всегда был градообразующим предприятием Россоши, корпоративное телевидение ежедневно освещало вопросы не только химического производства, но и всего района, области. Россошанский «Тетрагон» вещал на региональных каналах "Рен ТВ", «Русское радио», работала новостная редакция, выпускались документальные фильмы. 
  
Позже я работала выпускающим редактором в региональном агентстве "Медиа Альянс", где могла создавать авторские форматы передач, документальные фильмы на разные темы –  остросоциальный «Народный вопрос» –  цикл программ о судебном беспределе, жилищно-коммунальных проблемах, обманах в торговой сети. Были программы об истории, культуре, криминальная хроника, «Пятое колесо» для автомобилистов. Агентство вещало на каналах ТВЦ и «Авторадио». Все грамоты, дипломы перечислять не буду, я любила свою работу. На вскидку: диплом «Лучшему корреспонденту новостей Общественного российского радио».
       
На телевидении приходилось часто перед съемками настраивать всех респондентов – депутатов, генеральных директоров, ветеранов, аграриев, руководителей танцевальных ансамблей –  чтобы они раскрылись в кадре, не выглядели «Железными Дровосеками», стилистике спокойно говорили о важном, рассказывали свои истории. Это я делала на основе своего редакторского и дикторского опыта и впоследствии включила методику в свой авторский курс - систему ораторского искусства.    

Когда в 2009 г. я переехала в Москву, первый мой опыт работы был на НТВ – снимали криминальную хронику. Всегда мечтала работать в столице, на федеральных каналах, но я пришла, посмотрела… Не знаю, войдет это в интервью или нет... На мой взгляд, для людей думающих и опытных там мало места. Это всё система, которая не позволяла профессиональным журналистам говорить, делать, снимать, показывать то, что они считают важным для нашего общества.

Для меня рядовые сюжеты был пройденный этап, поэтому из всех предложений я выбрала Федеральный государственный журнал «Родина» – старейшее историческое издание России. И ни разу об этом не пожалела! Какие удивительные статьи и документы там публиковали, какие авторы приходили посидеть за чашкой чая в редакцию! Знаменитый Лев Аннинский, невысокий, пожилой, но очень активный человек, рассказывал о малоизвестных фактах из истории Москвы. Я работала в информационно-аналитическом отделе, занималась генерацией и наполнением рубрик, которые должны были сочетать историю и статьи о регионах России, о военных, финансовых, культурных ведомствах, включая современные реалии. Мне запомнился тематический выпуск журнала к юбилею Сталинградской битвы, который мы смогли собрать благодаря поддержке Волгоградского губернатора.    

Я рада, что способствовала выпуску еще одного интересного проекта – об археологическом изыскании в поселке Албазино Амурской области. Его финансировала группа компаний “Петропавловск”. Это было одно из первых русских поселений на Дальнем Востоке, на границе с Китаем! До проведения этих раскопок считалось, что там были просто единичные посещения со стороны Российской Империи. Что там жили только даурские князья, маньчжурские племена. У этой археологической экспедиции замечательный руководитель – кандидат исторических наук Андрей Черкасов. Мы с ним договорились, что будем публиковать статьи об этих работах в течение полутора лет и таким образом популяризовать раскопки в Албазино. За это время удалось хорошо раскрутить историю казачьего поселения, фонд «Петропавловск» получил федеральную поддержку, президентский грант вручал Андрею в Москве В. Путин. Впоследствии был написан даже сценарий художественного фильма по следам этих судьбоносных исторических событий. И я надеюсь, что это фильм обязательно снимут, и он расскажет о подлинной истории России молодым поколениям. 

В Московском журнале "Истории государства Российского" я руководила рекламно-информационным отделом, тоже было много отличных исторических материалов, PR-статей, спецвыпуски “Почётные граждане Москвы”, которые я продюсировала. 

Я думаю, многие знают федеральный деловой журнал "Эксперт". Это журнал по своей стилистике близок к "Коммерсанту", к РБК, но его статьи читать интереснее, так как они менее новостные, много обзоров, пишутся известными журналистами. Понимаю, что читатели уже устали от такого изобилия прессы в этой статье, но не могу не упомянуть еще одно издание медиа-холдинга, в котором я работала – легендарный журнал "Русский репортер", который я считаю одним из лучших общественно-политических изданий в России. Фотографии для журнала делали профессионалы с мировыми именами, внештатные авторы публиковали неформатные статьи о политике, экономике, социальных проблемах… Жаль, что он закрылся в 2020 году. В этом журнале людям, из которых некоторые не имели статуса журналиста и регалий, но обладали большими способностями, давали возможность высказаться. Или опубликовать свои снимки, которые потом становились известны всему миру. Такой был статус издания. Для меня всегда стилистика была не так важна, как понимание информации и донесение смысла, ценности курса важнее, чем финансовое вознаграждение.  

Но в какой-то момент Вы решили кардинально изменить свою жизнь: сменить место жительства и потом сферу деятельности. Если не секрет, что Вас к этому подтолкнуло? 

Переезжала я много раз. В Воронеже мы сначала хотели обосноваться всей семьёй. Но не сложилось – сын уехал делать карьеру в Москву, как и муж. А я вот живу на два города. Если говорить о трудностях в жизни: чем больше человек пережил, тем спокойнее, без истерик он будет переживать последующие трудности, в том числе переезды. Это отличный психологический тренинг.

В Воронеже меня пригласили руководить печатным деловым изданием «Бизнес-журнал. Черноземье”.  Он был мне близок по актуальности, интересным героям и авторам, статьям о предпринимателях, стартапах, проектах, идеях. 

Журнал работал по франшизе федерального «Бизнес-журнала» сразу на четыре региона: Воронеж, Белгород, Курск и Липецк. Литературную основу журнала писали московские журналисты, наша редакция старалась выпускать в таком же стиле статьи о трендах, экономических обзорах, региональных руководителях предприятий, компаниях, банках, о туристических зонах. Вели прямые эфиры, организовывали “круглые столы”, были соорганизаторами деловых мероприятий… 

Я сожалею, что владельцы этого издания отказались от него, посчитав бесперспективным, нерентабельным. Но я до сих пор уверена, что можно было бы дальше развивать журнал, сделав для него электронную версию, интернет-медиа. Как делают до сих пор наши коллеги в других регионах России. Там публиковались Ирина Хакамада, Вассерман, Касперский. Все, думаю, этих людей знают. Там были такие интересные и актуальные интервью, что стоило бы хотя бы ради них сохранить это издание на территории Черноземья! 

Сейчас Вы – тренер по ораторскому искусству и публичным выступлениям. Помогаете людям, и прежде всего предпринимателям, развивать публичную речь, становиться спикерами и выстраивать продуктивное общение с клиентами и партнерами. У Вас есть авторская образовательная программа "Говорите и влияйте", по которой Вы проводите индивидуальные и групповые занятия, тренинги и мастер-классы. Руководите "Клубом спикеров" и развиваете свою "Школу деловой коммуникации". Почему произошел такой разворот?
 
Я искала проект, в котором могла бы применить свой медиа-опыт, наработки в области коммуникаций. Ораторское искусство насчитывает более двух тысяч лет, его изучали и изучают политики, бизнесмены, влиятельные люди и студенты, эксперты и руководители. Когда я учу людей выступать, говорить на какие-то интересные темы, я учу их раскрываться. Это нужно, чтобы они росли над собой, свободно и легко самовыражались. 

Когда я работала на телевидении, в СМИ, приходили люди, которые располагали большим опытом в профессии, прошли серьезный жизненный путь. И они не были готовы четко, ясно рассказывать об этом, делиться своими идеями, проектами, делать это вкусно, классно. У них были зажимы, сильное волнение, расфокусировка логики речи. Когда я решила собрать и структурировать массу методик, упражнений, систем – прошла курс Владислава Гандапаса, который входит в десятку лучших мотивационных спикеров и тренеров мира. Взяла за основу его методику преподавания ораторского искусства. Современному человеку с его перегруженностью, нужна не тонна интересной, но не всегда применимой информации. А быстрое и конкретное решение его затруднений и задач в жизни и бизнесе. И желательно в одном курсе. 

Так родился мой курс-система «Говорите и влияйте!». Это пять разных модулей, от простого, к сложному: от техники речи – до выступлений в СМИ. Этот курс – результат двухлетней работы, тестирования и практики – самые действенные, короткие методы, упражнения, которые дают моим ученикам измеримый и конкретный результат. 

Предприниматели — прагматичные люди. И высокий уровень владения речью дает им решение конкретных задач: подготовиться к конференции, отработать выступление перед коллективом, исправить речевые недостатки, записать свой образовательный курс. Я после аудита речи подсказываю, какой модуль нужен. Для кого-то это техника речи, а кому-то хочется быть профессиональным диктором и озвучивать книги. Я только приветствую сложные задачи, это классно! Чем выше человек хочет прыгнуть, тем лучше надо готовиться. Ораторское искусство помогает выстроить ступени, по которым можно совершить этот рывок. 

Для тех, кто сейчас выходит в соцсети, записывает сторис, видео, вебинары, работает –  есть модуль «Речь в эфире». Вы думаете, что это «домашнее телевидение». Но вы имейте в виду, что люди на вас точно так же смотрят и оценивают, как на профессиональном телевидении. Есть репутационные риски. И вы должны знать, как сделать так, чтобы вы не роняли свой профессионализм. 

В каждом модуле курса от пяти занятий, каждый рассчитан на один месяц. Обязательные домашние задания, проверка и контроль, чтобы все добрались до цели обучения. Очень комфортная удобная система. Таким образом, человек за месяц получает навык яркой и эффективной речи. 

И в заключение прошу Вас, Виктория, рассказать о своих увлечениях. Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время? 

Полагаю, себя в первую очередь творческим человеком. Мои музыкальные предпочтения – джаз или инди-рок, классическая музыка. На досуге я немного исполняю на фортепиано и пою – думаю когда-нибудь на свои стихи записать песню. 

Но важнейшим искусством для себя считаю театр и кино. Со времен студенческой юности на режиссерском факультете, когда мы смотрели символические фильмы Тарковского, Сокурова, Феллини. Кино, где главный инструмент – язык символов. Я сейчас в курс включила некоторые элементы актерского мастерства, иногда делаю вебинары с разбором известных фильмов. Последний я сделала на основе фильма “Не смотрите наверх”. Очень рекомендую посмотреть эту острую социальную сатиру. 

Я ревниво смотрю театральные спектакли. Не могу смотреть как зритель, сразу начинаю оценивать – удался ли замысел режиссёру или нет, насколько подбор актёров был хорошим, как бы я тут что изменила…
 
Люблю путешествовать, как многие люди.  И лучше – на своей машине. Тогда, когда можно остановиться, почувствовать запахи, рассмотреть элементы, попробовать национальную кухню, пообщаться с людьми. Санкт-Петербург – один из любимых городов… Москва – можно изучать её бесконечно. И желательно пешком пройтись по центральной исторической части. Казань – очень интересный город. Белоруссия, Карелия, Калининград, Алтай – мне нравится уникальность мест. По Золотому кольцу мы покатались – каждый месяц выбирала какой-то город Золотого кольца, и мы ехали. Суздаль, Нижний Новгород очень интересны. Там есть небольшой, но очень интересный старый Кремль. Помните, как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»? Вот это белые башни Нижнего Новгорода.

К сожалению, во многих городах России не сохранилась идентичность, исторические архитектурные ансамбли, не везде их хотят сохранить. 

Интересное путешествие было, когда мне довелось проехать на машине через Молдавию, Украину, Болгарию, Румынию и Грецию. Старые замки в Румынии, кстати, очень хороши – старинная архитектура, очень красивые озёра там рядом и горы.

Сегодня я преподаю ораторское искусство, умную публичность и эффективные коммуникации.  Однако, хочу двигаться дальше. Пишу план и рассматриваю варианты развития медиа-проекта. Рассказывать честные истории российских предпринимателей, к примеру. Без глянца и формализма. Посмотрим. 

Пишу свои заметки, дневники, рассказы, несколько раз начинала писать книгу. Называю это «написательство». Может быть для кого-то это будет интересным, кто-то найдет свои ответы. У нас всех все впереди, сколько бы не было вам лет. Пока мы живы, есть не просто надежда, а серьёзные шансы с помощью Всевышнего всё изменить в своей жизни. И что-то изменить к лучшему для других людей. Полагаю, что надежда – это то, что больше всего мотивирует людей жить. 

Виктория, благодарю Вас за столь откровенное интервью и желаю дальнейших творческих успехов.

Текст - Трубицына Майя