2016
Оксана Кириллова - Писательница
- Первый вопрос довольно ожидаемый: как вы стали писательницей? С чего всё началось?
- Как только я научилась держать в руке ручку, так сразу и начала писать. Не было момента, когда я подумала: «Ого! Я хочу этим заниматься!». Лет с 5 у меня уже сохранились наброски – всё в соответствии с возрастом: сначала сказки, рассказики про принцесс и принцев, в первом классе уже хотелось написать что-то масштабное. Смотрела на толстые книги в родительской библиотеке и думала: «Как же авторам это удаётся? Откуда у них столько идей и как они умудряются довести дело до конца?». Я задумывала грандиозные, как мне казалось, сюжеты, каждый раз смело начинала книгу, а если не получалось – заканчивалось порванными листами... Злилась, но все равно снова садилась писать.
- А такой талант получил огранку в вузе?
- Я закончила журфак ВГУ. Журналистика и писательство – это разные вещи, я и хотела работу, близкую к писательству, но в то же время не пересекающуюся с ним. Поступила на первый курс с ощущением, что все могу и умею, а оказалось, писательские навыки – не главное, в журналистике важны факты и лаконичность, а в литературе – уникальность подачи, умение описать все так, как чувствуешь, не упуская ни одного важного нюанса. Когда еще студенткой начала печататься в СМИ, не всегда было просто. Читаю газету, думаю: «Я легко так напишу!», а потом начинаю сама и чувствую, как не хватает навыков. На постоянной основе я работаю в журналистике с конца 2012 года – два с половиной года печаталась в газете «Воронежский курьер», сейчас на портале «РИА Воронеж». В газете я была репортёром, на сайте просто пишу новости. И рада, что это никак не пересекается с моим творчеством и не мешает ему.
- А откуда вы берете сюжеты для книг? Ведь, например, в записных книжках Моэма или Довлатова угадываются детали их будущих произведений, – а как у вас? Берете из жизни или выдумываете?
- Сложно однозначно сказать, откуда. Я не разрабатываю сюжет полностью с самого начала – в голове, как искра, появляется идея, я что-то додумываю, записываю, чтобы не забыть, а потом всё отлежится в голове и дальше идёт само. А если вдруг не идет – значит, книга еще не готова. Например, моя книга «Удар под ребра» долго была «мёртвой»: всё было сюжетно завершено, но меня что-то коробило, и я её отложила. Переписала – снова не то, и только потом сама собой родилась та концовка, которая меня устроила! Так что продумывать сюжет от начала до конца – гиблое дело, всё решается в процессе. Некоторые идеи вынашиваются очень долго. Одну я хранила 11 лет, периодически она всплывала, видоизменялась, потом все же созрела – и вот сейчас она вошла в книгу, которую я заканчиваю. Само написание книги может занять много времени (это в 5 лет рассказы создаются за полчаса), и, естественно, всё, что ты в этот период наблюдаешь и чувствуешь, на ней отражается. Правда, я никогда не списываю героев из жизни полностью – они абсолютно самобытны и никогда не существовали.
- Ваша первая книга – «Прямые солнечные лучи» – вышла в мае этого года, вторая – «Удар под ребра» – в октябре. Как вам удаётся быть настолько продуктивной? Или же это всё долго копилось, а потом «выстрелило»?
- Я пишу постоянно, хотя не скажу, что каждый день. Все это непредсказуемо. Планируешь заняться творчеством в отпуске, ждешь, а потом вдохновения нет, и ничего тут не сделаешь. Потом бываешь адски занята, но успеваешь создать пару страниц буквально на бегу. А недавно я за три выходных неожиданно написала 70 страниц, хотя занималась не только этим. Первую книгу, которую решилась опубликовать, закончила в 2014 году, потом тщательно откорректировала и отправила в крупные издательства – без особой, впрочем, надежды. Из одного издательства позвонили, сказали, что берут – но потребовали заплатить непомерные деньги, кризис же. Я даже спросила, читали ли они книгу, они ответили: «Конечно, все понравилось, но вот прайс-лист».
- У Умберто Эко в «Маятнике Фуко» описывалось издательство, которое зарабатывало по такой схеме: за деньги автора печатали его книгу тиражом намного меньше, чем предусматривал договор, отправляли этот тираж в те края, где жил автор, а потом предлагали ему выкупить нераспроданные экземпляры.
- Очень похоже!
- А мысли о заработке отразились на Вашем желании начать издаваться?
- Пока я о прибыли почти не думаю, мне важно, чтобы обо мне кто-то узнал, чтобы книги увидели, обсудили. «Прямые солнечные лучи» опубликовала в качестве эксперимента, «Удар под ребра» уже прямо хотелось издать, а про ту книгу, которую я пишу сейчас, друзья заранее спрашивают, когда она появится в интернет-магазинах - то есть, это уже само собой разумеется.
- Скажите, а физически вы как пишете? Ручкой в блокноте, на десктопе, на ноутбуке?
- Я могу писать на всём, в любых условиях и везде. Писала чеке, на салфетке, в телефон, – но это в экстренных ситуациях, когда нужно просто не потерять мысль. А по-настоящему я люблю писать в блокнот ручкой, хоть и знаю, что это не очень рационально, потом всё равно приходится перепечатывать. Иногда пишу сразу на компьютере, но так получается совсем другое! Видимо, потому что компьютер ассоциируется с учебой и работой, чувствуешь себя какой-то более собранной, но не хватает творческого полета. Тем более, осенью в Третьяковке купила очень удобный мягкий блокнот... Такие мелочи радуют, когда ты только на первых страницах – потом вдохновляет уже само повествование и писать можно на чем угодно. Последние недели три я сосредоточена на своей книге, и каждый раз тяжело от неё отрываться, запихивать всех героев внутрь себя и заниматься делами…
- На кого-то из писателей пытаетесь равняться?
- Равняться – нет, наоборот, стараюсь уйти от «похожестей». Хотя не обижаюсь, когда меня сравнивают с другими писателями, особенно если они известны и почитаемы. Однажды сравнили с Львом Толстым. Я удивилась – сама я не поклонник его творчества, но человек, который это сказал, Толстого любит и, видимо, хотел сделать комплимент.
- А откуда взялось такое сравнение? Вы описали дуб на двух страницах?
- Не думаю, я не сторонник длинных пространных описаний в книгах. С детства, читая, пропускала их, хотя зря – в хорошей литературе ничего лишнего не бывает: если автор написал о дубе на десяти страницах, может, это суперважный для развития сюжета дуб, и без его описания главная идея романа останется для меня нераскрытой. Кстати, за внимание к деталям и психологизм люблю Айрис Мердок (и с ней меня тоже сравнивали). Она философ по образованию, и это сказывается на её книгах, где сюжет часто не имеет значения – и его совершенно не получается пересказать, зато в книгах описаны все оттенки внутренних переживаний.
- Каких еще авторов любите и за что?
- Люблю очень многих, и каждого – за свое. Нравится неторопливое повествование Чарльза Диккенса, у него тонкий юмор, и заскучать невозможно. «Унесенные ветром» перечитывала многократно: поразительно, как автор-новичок мог создать нечто настолько сильное и всеобъемлющее. На книгах Вудхауса про Дживса и Вустера отдыхаю душой – задумки незатейливые, а читать легко и приятно.
- А про мистера Муллинера?
- Не настолько – мне кажется, что Дживс и Вустер более колоритны. Одно время очень увлекалась японской прозой и собрала целую полку – поначалу воспринимается непросто для воспитанного на западной и русской литературе читателя, сюжеты странные, иногда повествование внезапно обрывается. Потом проникаешься глубиной этих книг и начинаешь ценить их именно за нее.
- Какой жанр и стиль описания вы предпочитаете сами?
- В подростковом возрасте пробовала себя во всех жанрах – создала любовный роман (по всем законам жанра, конечно), детектив (с убийством, как иначе-то). Три года назад написала триллер – друзьям понравилось, а мне не очень. Рассказы не люблю, не успеваю свыкнуться с персонажем. Хотя иногда пишу – это для меня как резкий выплеск: родился замысел – быстро написала. И забыла. Последние годы писала в жанре, близком к Айрис Мердок – сюжет есть, но больше внимания психологии, а вот последняя моя книга – фантастика. И судя по тому, какими темпами и с каким удовольствием я ее пишу, возможно, она станет для меня не последней в этом жанре.
- Что вы пожелаете и посоветуете посетителям нашего сайта?
- Побольше читать! Это залог успеха и очень интересное времяпрепровождение, которое никогда не надоедает.
Текст: Евгений Киселев
Фотография из личного архива Оксаны Кирилловой