20 декабря
2016

КАТЯ ШАБАНОВА – КАЛЛИГРАФ

Художественная

Сегодня во многих странах мира интерес к каллиграфии набирает силу. Незаслуженно забытое на несколько десятилетий, в России это «искусство красивого почерка» возрождается. С каждым годом появляется всё больше и больше молодых мастеров, имена которых становятся известными в каллиграфических кругах. И в Воронеже есть свои мастера каллиграфии. Один из них – Катя Шабанова – человек, сделавший творчество не только своим хобби, но и профессией.  Она проводит мастер-классы и живые уроки каллиграфии для воронежцев, ведет онлайн-курсы для учеников из других городов, работает над созданием уникальных каллиграфических заказов для своих постоянных клиентов. И всё это она успешно совмещает с ролью молодой мамы! 

– Катя, как давно вы занимаетесь каллиграфией? Что побудило вас заняться ею?
По профессии я переводчик. После того как окончила Воронежский госуниверситет, работала два года по специальности – занималась устным последовательным переводом. Потом я вышла замуж, а Марина Семёнова помогала в организации свадьбы. В те годы в Воронеже свадьбы европейского образца были редкостью. Меня вдохновила эта тема, и когда я уволилась с работы, то начала заниматься оформлением свадеб и других мероприятий вместе с Мариной. Мы создали Фабрику декора «Спасибо». Сейчас, конечно, этот рынок изменился, декор свадеб вышел на новый уровень, но в то время мы были первыми в Воронеже, чем очень гордились. 

В мае 2012 года я вышла замуж, а уже в августе была первая свадьба, которую мы оформили вместе с Мариной. Я вдохновлялась европейским и американским декором, просматривала массу зарубежных сайтов. Делать это было несложно, ведь я владею иностранным языком. Тогда-то я и стала обращать внимание, что пригласительные открытки, рассадочные карточки и нумерация столиков гостей, письма – это часто работы с применением каллиграфии. Я заинтересовалась этой темой. Первое время просто брала шариковую ручку и повторяла красивые буквы с завитками, необычные каллиграфические формы. Позже у меня родился сын. Марина Семёнова уехала в Германию, Фабрику декора «Спасибо» мы закрыли. Я стала больше времени проводить дома, больше тренироваться писать, стала активнее изучать книги по каллиграфии, видео-уроки, постепенно набиралась опыта. В целом у меня за плечами уже три года практики.

– С чего начинается ваш день? или чем он заканчивается? Наверняка, каллиграфией? 
У меня нет особого графика. Мой день начинается со Стёпы (сын Кати – ред.). Днем, когда он спит, у меня есть четкое понимание того, что я должна сделать. Тайм-менеджмент в эти часы поднимается на невообразимый уровень! Перед тем, как начать писать что-то конкретное, я обязательно делаю небольшую разминку: во-первых, упражнения для рук, чтобы мышцы пришли в тонус, и во-вторых, собственно каллиграфические упражнения на бумаге. И только потом я приступаю к работе. Разминка – это обязательная часть в работе любого каллиграфа, именно она помогает настроиться на нужный лад и получить в процессе красивые, качественные линии. 

– Вы слушаете музыку во время работы?
Когда как. Зависит от настроения и типа работы. Часто ставлю фильмы или сериалы, слушаю их, они создают ненавязчивый фон. Бывают работы, требующие полного сосредоточения, и тогда ничего не хочешь слушать, требуется тишина.

– Какими инструментами предпочитаете писать? 
У всех каллиграфов есть свои «любимчики». Со временем они меняются: сначала пишешь одним пером, потом другим. Все зависит от стиля, направления, в котором работаешь. Я работаю остроконечными перьями: для современной каллиграфии использую одни, для классической – другие, для работ на фактурной бумаги – третьи.  Вообще мои любимчики hunt 22 и gillott’s 303.

–  Вы левша. Есть  ли сложности и особенности в работе в вашем случае?
Мне приходится сильнее разворачивать лист для письма, чем правше. Поначалу от этого страдал наклон букв, но с опытом я научилась писать ровно, понимать, как должна работать рука в таком положении. Сложно бывает левшам, которые во время письма привыкли заворачивать кисть руки вовнутрь очень сильно, им приходится переучиваться. У меня не было таких сложностей. Однако приходилось прилагать определенные усилия в том плане, что почти все видео-уроки и книги по каллиграфии сделаны для правшей. В любом случае новичкам в каллиграфии (и правшам, и левшам) приходится прилагать примерно равные усилия, чтобы заучить правильное положение руки и корпуса во время письма, научиться правильно дышать и т.д. Поначалу всем сложно. Например, приходится бороться с тем, чтобы твоя рука не хватала держатель с пером как шариковую ручку.

– Сколько времени нужно на освоение азов каллиграфии?
Нет такого, что всем нужно вот столько-то дней, недель вот по столько часов писать, чтобы добиться результата. Я не приемлю такой подход. Не стоит ставить себе жестких рамок типа «тренируйся по три часа каждый день – и будешь асом через месяц». Нет. Я всем своим ученикам говорю, что важно тренироваться не сколько, а как. Лучше немного, но осознанно. Можно писать три часа, скрючившись и вцепившись в держатель для пера – толку не будет, а можно всего один час, но при этом понимать, как ты это делаешь. И лучше исписать не десять листов, а всего один, зато осознавая каждое движение, каждый штрих. Конечно, регулярность практики важна. Лучше тренироваться каждый день хотя бы по 15–20 минут. И уже будет результат. Потому что вначале очень важно, чтобы тело усвоило правильное положение во время письма. Мышцы руки должны запомнить движения. Если тренироваться один раз в неделю, то мышцы ничего не запомнят, и каждый раз вы будете писать, как первый раз. Я занимаюсь каллиграфией уже достаточно продолжительное время, поэтому оказавшись за письменным столом спустя недельный перерыв, моя рука будет слушаться меня. И всё равно сначала я разомнусь и поделаю упражнения. 

– Украинские каллиграфы и дизайнеры сестры Лопухины говорят, что люди, занимающиеся танцами, быстрее овладевают каллиграфическими навыками. Так ли это? И могут ли занятия каллиграфией изменить человека?

Я не занималась танцами, ничего не могу сказать. Однако во время написания, очевидно, как и во время танца, нужны координация движения и дыхание, важен контроль тела: кистей рук, спины, плеч, головы. Точно могу сказать, исходя из преподавательского опыта, что люди более открытые по характеру и раскрепощенные быстрее обучаются, чем люди зажатые, сутулые. Каллиграфия – это полет, легкость.Меняет ли она характер? Не замечала, но точно влияет на настроение. А вот на ваш повседневный почерк – нет. У меня он как был трудно читаемый, так и остался. Это две несвязанные вещи. Каллиграфия – это медленный осознанный процесс, а в обычной жизни мы пишем не задумываясь.

– Знаменитый российский каллиграф Арсений Пыженков, известный под псевдонимом Покрас Лампас, в одном интервью сказал, что вдохновение на новые работы нужно черпать откуда угодно, только не из каллиграфии. В какой области вы находите вдохновение?
Если я выполняю конкретный заказ, я уже знаю, что мне нужно сделать, и вдохновение рождается во время работы. Я никогда не стану повторять то, что делали до меня, или копировать работы известных каллиграфов. В процессе работы рождаются новые формы. Если я делаю что-то для себя, то вдохновение может прийти, например, из фильмов, живописи, скульптуры, современного искусства.

Раньше, когда я только начинала заниматься каллиграфией, вдохновлялась работами известных мастеров, пыталась повторять их работы. Очень важно на этом этапе не выдавать эти работы за свои, а ссылаться на автора, из уважения к его труду. Я и сейчас слежу за творчеством других каллиграфов, могу брать на заметку некоторые интересные завитки в буквах. Однако вдохновляюсь чем-то вне области каллиграфии. Я не думаю, как повторить шрифт, я думаю, как его адаптировать под свой стиль письма. Из современных мастеров больше всего меня вдохновляет Michael Sull– классический американский каллиграф. 

– Каллиграфия активнее развивается на Западе, нежели в России?
К сожалению, да, какое-то время в России забыли про каллиграфию, в то время как на Западе она не исчезала, а продолжала развиваться, пусть и не так активно, как сейчас. Например, у нас до сих пор я не встречала адекватных учебных пособий по английскому курсиву, Copperplate. Есть просто отдельные мастера, которые им занимаются.
Однако в России богатое каллиграфическое наследие прошлых веков – вязь, скоропись, устав – это шрифты потрясающей красоты! И каллиграфы адаптируют эти древние шрифт под сегодняшнюю действительность. Например, скоропись очень красивая динамичная. Хотелось бы посвятить ей в будущем больше времени.

– Расскажите о курсах каллиграфии, которые вы ведете в Воронеже? 
Летом 2015 года в Воронеж со своим мастер-классом по каллиграфии и леттерингу приезжала по моему приглашению Евгения Пестова. Меня вдохновило следующее. Женя жила у меня. И вот я утром встала, пошла на кухню. Вижу: она сидит и что-то пишет, быстро-быстро. В тот момент я уже писала пером, но не так уверенно. Меня это вдохновило очень! После ее отъезда у меня случился перелом, я стала больше заниматься классической каллиграфией. Я сравнивала свои работы до и после этого мастер-класса, понимая, как я росту. Классика дает более глубокое понимание сути каллиграфии, в ней каждое движение прописано, отточено. На начальном этапе нет необходимости в полете фантазии, есть план, которому следуешь, руку приходится контролировать. Когда я стала уверена в своих силах, мне захотелось делиться своими знаниями с ребятами, я начала проводить мастер-классы, а затем и составила программу своего авторского курса современной каллиграфии. Сейчас у меня появился и онлайн-курс для жителей других городов, его успешно прошли или проходят больше 40 человек. Курс состоит из шести профессионально записанных и смонтированных видео. Ребята получают домашнее задание, выполняют его, высылают готовые работы – я смотрю, выявляю ошибки, даю обширные комментарии к работам, выявляю положительные и отрицательные стороны. Даже не видя, как человек работал, я по написанному могу определить, как он сидел, как держал перо. В рамках онлайн-курса раз в две недели я провожу живой вебинар для учеников, на котором отвечаю на их вопросы.

Я хочу также сделать отдельные курсы по классической каллиграфии, ведь успешно заниматься каллиграфией можно, только если хорошо знаешь основы. Даже в курсе современной каллиграфии я уделяю достаточное количество времени классике, чтобы ребята смогли качественнее выполнять свои современные каллиграфические работы. Я стараюсь дать ученикам ключи от всех дверей, чтобы они могли найти собственный путь в каллиграфии. На курсах я знакомлю ребят с материалами и инструментами для каллиграфии, рассказываю о шрифтах разных направлений, о модификациях шрифтовых элементов, о росчерках, ритме, композиции, помогаю найти собственный стили, и многое другое. Я составила собственные авторские прописи с упражнениями. 

– Кто чаще приходит на курсы: парни или девушки?
На курсах больше девушек, но парни тоже ходят. Я всегда радуюсь, когда приходят юноши, так как они находят очень интересные решения, нестандартные формы, мне нравится за ними наблюдать, за их мышлением, они по-другому всё видят, и каждый раз для меня это море вдохновения. Да и в целом это хорошо для группы, когда есть и мальчики, и девочки. Это добавляет азарта, активности, энергии.

– Вы не думали организовать постоянные курсы каллиграфии в Воронеже?
Честно говоря, не думаю, что они нужны. В каллиграфию не каждый человек пойдет. У нас в Воронеже она не настолько развита, как в крупных городах, например в Москве и Петербурге, – там есть давно функционирующие школы каллиграфии. В Воронеже формат временных курсов более оправдан. И потом организация постоянных курсов сложна в плане маркетинговом и финансовом, нужно будет окупать студию…Когда мои курсы или мастер-класс заканчиваются, ученики все равно остаются со мной на связи. Я рада помочь им. Мы даже сделали закрытую группу Вконтакте, где я иногда предлагаю им взять какой-нибудь каллиграфический заказ, если сама не успеваю. Надеюсь, что буду и дальше развивать это направление с курсами, так как спрос на них есть. Еще не было такого, чтобы я организовала мастер-класс и никто не пришел. 

– Какие заказы вам поступают?
Заказы стали поступать после того, как я завела аккаунт в Instagram. Люди видели работы, и обращались с предложениями. Я далека от маркетинга, специально как-то не раскручивалась. 
Я делаю логотипы, сертификаты, визитки, разрабатываю фирменный стиль – любые заказы, где как-то нужен шрифт. Сейчас также спрашивают про татуировки, но я не берусь за такие работы, мне это не очень интересно. Есть свадебные заказы: приглашения, рассадочные карточки… Бывают работы, которые я пишу и сдаю живьем, а есть выполненные с помощью компьютера, когда я готовлю макет, который потом заказчики сдают в типографию на печать. Последнее время новые заказы не беру, работаю в основном со старыми заказчиками.

– Как вы повышаете свое мастерство?
Читаю книги, смотрю онлайн-трансляции каллиграфов, которые мне близки, общаюсь с мастерами вживую. В основном занимаюсь самообучением. Самый верный способ – это практика. Также я брала иностранные онлайн-уроки, ведь я свободно владею английским. 

– У вас есть планы на будущее?
Сейчас я хочу по максимуму получать наслаждение от того, чем занимаюсь. Я рада новым ученикам, поддерживаю связь со старыми. Хочу завершить все старые заказы, которые на мне «висят», и подвести некий промежуточный итог проделанной работы, всему, чего я достигла, чему научилась, – сделать масштабную каллиграфическую работу, в которой бы применила свои навыки и знания. Хочу понять, куда дальше двигаться. Думаю, это важно для любого творческого человека. Возможно, буду создавать готовые каллиграфические работы для продажи. Однако не исключено, что вернусь к старой схеме работы. 

Текст: Екатерина Пономарева
Фотографии из личного архива Кати Шабановой