26 сентября
2017

Елена Гребенникова - художник

Художественная

Начало сезона, открытого Театром оперы и балета этой осенью, было ознаменовано не только показами спектаклей. 20 сентября в фойе театра была представлена выставка молодой воронежской художницы – Елены Гребенниковой, деятельность которой в целом не ограничивается только живописью, ведь Елена занимается также дизайном и фотографией. Её работы уже были представлены на нескольких выставках города Воронежа и области, и теперь посетители оперного театра имеют возможность ознакомиться с открытой в фойе экспозицией.

В день открытия выставки журналисту сетевого издания «Наша история» удалось не только увидеть работы  Елены Гребенниковой, но и побеседовать с ней лично.

 

- Как рано проявилась ваша тяга к творчеству? С чего всё начиналось? Где проходило ваше обучение?
- Рисовать я люблю с детства. Очень часто копировала книжные иллюстрации. Родители увидели мою тягу к рисованию и отдали меня в художественную школу, в которой я получила определенный опыт и навыки. Продолжила повышать свой творческий уровень в художественном училище, а после в университете.

- Что является вашим источником вдохновения? Какие темы в своих работах вы считаете наиболее важными и почему?
- Вдохновляют меня позитивные люди, природа и картины великих мастеров. Темы в моем творчестве различные, но сейчас хотела бы остановить внимание на одной картине, которая называется «Наедине с собой». Для меня она имеет особое значение, которое мне хотелось бы донести до зрителя. Настоящая жизнь современного человека имеет очень высокий темп жизни, зачастую не хватает времени на мгновение остановиться и подумать о чём-то важном. На картине изображена девушка, которая находится в помещении, где по каким-то причинам отсутствует электрический свет и горит свеча. Свет в данном контексте - это символ, пусть обыденных, но все же комфортных условий существования, а горящая свеча похожа на саму жизнь – такая же яркая и скоротечная. Девушка - это не конкретный персонаж, а лишь образ современного человека, находящегося в единении с собой, в полной тишине, там, где нет места повседневной суете и все способствует сосредоточению мыслей. В связи с этим, хочется пожелать всем, кто торопится жить – не спешите, пусть в Вашей жизни обязательно будут минутки тишины и самосозерцания. Сейчас это особенно актуально.

- Были ли в вашей жизни какие-то встречи с творческими людьми и как они на вас повлияли?
- Я всегда находилась в обществе творческих людей – это и окружение коллег-художников во время учебы, педагоги и друзья с творческим потенциалом. Определенно они оказывают на меня воздействие – повышают мой образовательный уровень. Считаю, что человек всегда должен самосовершенствоваться и учиться, а без хороших примеров этого не достичь. Я благодарна судьбе за их присутствие в моей жизни, и в особенности своему педагогу, который дал мне очень качественную образовательную базу - это Елена Васильевна Зверева.

- То есть на вас влияет любой человек, независимо от того, принадлежит он к творческой среде или нет?
- Да, абсолютно точно. Не важно относится этот человек к творческой среде или нет. Есть люди из моего окружения, с которыми достаточно пообщаться пять-десять минут– и ты в буквальном смысле заряжаешься позитивом, появляется вдохновение, хочется взять кисть или карандаш в руку и сделать, например, набросок. К слову о вдохновении - мы как-то приехали в Москву на привозную экспозицию и не смогли отказать себе в удовольствии посетить постоянную. Зашли в зал импрессионистов, которых я очень люблю, и мне не хотелось уходить оттуда, потому что не возможно равнодушно смотреть на полотна, которые завораживают светом, цветом, воздухом и легкостью. Клод Моне – основатель импрессионизма – один из моих любимых художников. Именно его работы меня настолько впечатлили, что когда я вернулась домой, мне сразу же захотелось писать. В таком эмоциональном порыве я написала несколько работ, которыми осталась довольна.

- Допускаете ли вы возможность в будущем «смены курса» в своём творчестве –новый стиль, новая техника, новые темы?
- Думаю, вы обратили внимание на отсутствие единой техники исполнения моих картин. Это связано, прежде всего, с состоянием души, эмоциональным настроем, которые не могут быть одинаковыми всегда. Каждая работа для меня индивидуальна.Мое отношение к тому, как я ее чувствую и хочу донести, выражается в манере письма– это могут быть пастозные или лёгкие акварельные полупрозрачные мазки, тональные решения, передача света и цвета, связанные с источником вдохновения. Поэтому говорить о «смене курса» не приходится, а вот новые темы, безусловно, будут.

- Когда вами создаётся работа, то ожидаете ли вы какую-то определённую реакцию от зрителя?
- Конечно. Здесь хочу провести аналогию живописи с театральной деятельностью, так как они имеют много общего. Есть две стороны медали: одна, которая отвечает за подготовительную, но основную часть (например, репетиционные моменты, реквизит, звук, свет и т.д – в театре; замысел, настроение, средства выражения, сложность исполнения, оформление и т.д. – в живописи), т.е. та, которая скрыта от глаз зрителя, и вторая – показ спектакля, либо картина на выставке, представленная большому количеству людей для оценки той работы, которая была проведена. И именно эта оценка очень важна. Она дает импульс к дальнейшему росту.  Но оценки могут быть разными, ведь у всех свой вкус и восприятие. Надо быть благодарным за то, что зритель не равнодушен и иногда прислушиваться к другому мнению, потому как самооценка не всегда может быть объективна. В любом случае стремиться нужно к лучшему - не быть лучше других, а быть лучше себя вчерашнего.

- Наблюдаете ли вы за зрителями, которые смотрят ваши работы, и что вы чувствуете в такие моменты?
- Да, я очень люблю наблюдать за людьми, не только на выставке, но и в обычные дни.Всегда интересно как зритель оценивает твою работу.

- Волнение в таких ситуациях есть?
- Конечно присутствует. Волнение – это нормальное состояние для живого человека, особенно в такие моменты.

- У всех творческих людей есть творческие кризисы. Как вы с ними справляетесь?
- Живопись – это некая степень самовыражения с помощью красок. Если нет вдохновения, то и не надо браться за работу, потому что она точно не получится, во всяком случае, в таком виде, в котором задумывалась. А если есть желание, то надо брать кисти и писать. Других рецептов у меня нет.

- Каждый ли человек может научиться изобразительному искусству, или для этого нужны какие-то определённые навыки или особый талант?
- Талант присутствует в каждом, но не каждый его раскрывает. Научиться можно всему, было бы желание. Но хорошая образовательная база не помешает. В нашем городе ее можно получить в художественном училище. Это как раз та основа, котораядолжна быть заложена в будущем художнике изначально.

- То есть изобразительное искусство – это сфера, доступная небольшому кругу людей,или всё-таки она доступна любому, если приложить какие-то усилия?
- Попробовать себя может каждый, но результат может быть интересным. Иногда абсолютно неважно, насколько правильно будет передана перспектива, светотень, или какие-либо ещё нюансы, важно то чувство, с которым художник пишет картину. Потому что то, что исходит от другого сердца, обязательно дотрагивается до сердца. 

- Кстати, интересно заметить, что люди с определёнными задатками по каким-то причинам не получают ту самую базу, а ведь они тоже могли бы создать что-то стоящее.
- Среди художников много талантливых самоучек. Но считаю, что художественное образование всё-таки получить нужно.

- Есть ли какие-то любимые художники у вас? Возможно даже среди самоучек?
- Безусловно, и их не мало. Выше я говорила об импрессионистах, но и русские художники меня вдохновляют – Крамской, Фешин, Куинджи, Поленов и многие другие. У них есть чему поучиться! А мне есть к чему стремиться.

- Спасибо за уделённое время, было интересно пообщаться. 

Текст: Павел Сычев

Фото предоставлены Еленой Гребенниковой