Главные вкладки

19 ноября
2018

Воронежцам рассказали о об истории и развитии современного созидательного предпринимательства в России

Воронеж; круглый стол; V Воронежский форум предпринимателей; Even-hall; Предпринимательство; Меценатство; История; созидательное предпринимательство;

16 ноября 2018 года в зале Event-hall Сити-парка «Град» прошел V Воронежский форум предпринимателей, в рамках которого состоялся круглый стол «Историческое наследие как основа для предпринимательства». В ходе круглого стола участники обсудили различные темы, связанные с историей предпринимательства, меценатства и благотворительности в России и возможностями развития современного созидательного предпринимательства.

Вопрос предпринимательства на сегодняшний день является актуальным. Главным образом это вызвано тем, что современное поколение имеет весьма расплывчатое представление об этой сфере, что в свою очередь порождает определённое недоверие к ней. Сегодня предприниматель воспринимается как человек, который в первую очередь преследует цель обогатиться лично, и что достигается тоже, как многим кажется, не далеко не всегда честным путём.

Если рассматривать предпринимательство в историческом ключе, то каждому вспоминаются чаще 90-е годы, ведь этот период выглядит наиболее ярким и хронологически более близким. Однако в России существовала давняя традиция предпринимательства задолго до революции, что, к сожалению, остаётся малоизвестным для широкой публики.

Все предприниматели дореволюционной России не просто занимались развитием производства той или иной продукции, но часто вели и активную общественную деятельность, вкладывая средства. Среди выдающихся деятелей сферы предпринимательства того времени можно выделить немало выдающихся людей, и часто это не только отдельные имена, но и целые семьи и династии: Рябушинские, Морозовы, Прохоровы, Гучковы, Кокоревы, Кузнецовы, Сироткины, Трындины, Громовы, Абрикосовы и многие другие. Наследие некоторых из них до сих пор существует и развивается. В качестве примера можно привести брэнд «Бабаевский», который в своё время был основан кондитерским товариществом, носившем в то время название «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей». Товарищество владело одной из крупнейших московских кондитерских фабрик, которая в 1922 году по инициативе Советской власти была переименована в фабрику имени П. Бабаева – российского революционера.

Другим примером является Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, начавший своё существование с 1897 года благодаря деятельности московских предпринимателей и финансистов, основавших «Московское общество распространения коммерческого образования».

Важным на сегодняшний момент является вопрос просвещения в области предпринимательства, особенно в социокультурной сфере. Эти цели, во-первых, преследует сам предпринимательский форум , ведь сегодня, как уже было упомянуто ранее, не все задумываются о том, что предприниматель не обязательно ставит целью только лишь получение прибыли и обогащение. Его деятельность тоже может быть созидательной и полезной для общества.

Ярким и в чем-то даже уникальным примером является частный Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей, который был открыт в 1991 году. Собранные в нём предметы коллекции представляют собой предметы быта, принадлежавших семьям предпринимателей, фотографии, некоторые образцы продукции и многое другое. Все хранящиеся в музее предметы коллекции предоставили потомки предпринимателей, которые также продолжают активно

сотрудничать с музеем и оказывать помощь в организации лекций. Аудитория музея – в основном школьники и студенты (главным образом экономисты и, как ни странно, психологи).

Вся работа музея направлена преимущественно на популяризацию наследия российских меценатов и благотворителей через конкретные примеры, акцентируя внимание на идее способности предпринимателя преобразовывать социокультурную среду.

Существует также проект «Опоры России», чья деятельность тоже направлена не только на возрождение наследия меценатства, благотворительности и предпринимательства дореволюционной России через его популяризацию и просвещение. Операторами проекта выступают региональные отделения проекта, которые уже на региональном уровне восстанавливают память выдающихся деятелей данной сферы, как это, например, произошло с Тульской летописью предпринимателей. В Москве, к примеру, создаются памятники предпринимателям, а также даются имена улицам в их честь.

В Воронежской области также издавна существует эта традиция, ведь все условия для этого начали формироваться ещё в 17 веке с момента появления перерабатывающей промышленности. В регионе действовали сахарные, винокурные, пивоваренные, маслобойные, салотопенные, кирпичные, чугунолитейные, колокольные заводы. Существовали заводы-экономии. Воронежская губерния славилась также и наличием конных заводов, чему способствовали природно-климатические условия с мягким климатом и наличием лугов, для пастбищ. Таким образом, развитие предпринимательства в Воронежском регионе развивалось очень интенсивно, что не могло не отразиться и на влиянии на социальную сферу, ведь благодаря меценатам и благотворителям появлялись храмы, учебные заведения и другие, значимые социокультурные объекты.

Сегодня и в Воронежской области, и в России в целом актуальным является вопрос так называемого социального предпринимательства, которое направлено на возрождение и развитие культурного наследия через вложения в культурные и туристические проекты. Сейчас существуют фонды (например, всероссийский фонд «Наше будущее»), которые реализуют разного рода социальные и культурные проекты. Социальное предпринимательство эффективно не только в области сохранения историко-культурного наследия, но и также благотворно влияет на имидж современного предпринимательства.

 

Текст: Павел Сычев

Фото взято с сайта Группы Компаний Хамина https://hamingroup.ru