Главные вкладки

17 декабря
2016

«Эмигранты» Мрожека на сцене Дворца творчества детей и молодёжи : постановка театра «Кот»

театр Кот спектакль эмигранты общество культура

На сцене Дворца творчества детей и молодёжи 10 декабря состоялась постановка пьесы польского драматурга Славомира Мрожека «Эмигранты», поставленная воронежским театром «Кот». Включена данная пьеса в репертуар сравнительно недавно – в 2015 году. 

Сюжет отражает различные темы. Здесь можно увидеть сугубо бытовые проблемы эмигрантов, прибывших в чужую страну и в определённом смысле занимающих маргинальное положение в новом для них обществе по причине практически полной безучастности в социальной жизни, за исключением разве что заработков. Помимо быта в пьесе отражены и взаимоотношения её героев. В данной истории их всего два, однако при всей психологичности темы этого вполне достаточно, так как основной акцент сделан на диалогах героев, а не на какой-либо зрелищности. Хотя героев и объединяет общее национальное происхождение, сами они во многом являются противоположностями друг другу. Один из них – простой рабочий, прибывший в чужую страну на заработки, его внутренний мир ограничивается главным образом насущными бытовыми вопросами. Другой же – разительно отличающийся, постоянно мыслящий и рассуждающий, чьё пребывание, по его словам, было обусловлено политическими причинами. Тем не менее, жизнь в чужой стране им рассматривается и как источник свободы, которой ему недоставало на родине, в привычном для него обществе, где он занимал вполне достойное положение. Свобода им рассматривается в определённом смысле как избавление от зависимости, не только обусловленной бытовыми нуждами, но и зависимости психологической. В то же время оказывается, что оба героя тоже зависят друг от друга. 

Несмотря на то, что написана пьеса ещё в 1970-х годах, некоторые затронутые в ней вопросы в немалой степени остаются актуальными и по сей день. Здесь можно увидеть и трудности, с которыми сталкивается человек, пребывая в чужой для него стране, и вопросы человеческих взаимоотношений, и проблему «духовного рабства», когда человек, независимо от положения, погружён в повседневные дела, оставляя своё право думать кому-то другому, кто делал бы это за него. 

Сценическое действие воспринимается зрителем с интересом, несмотря на полное отсутствие смены места действия. На протяжении всего показа герои ведут диалоги на различные темы, ссорятся по разным причинам, затем вроде как мирятся, затем опять начинают спорить, делятся фактами из прошлого, рассуждают, делают умозаключения, строят планы. 

Несмотря на то, что всё произведение состоит главным образом из диалогов, публикой воспринимается оно достаточно легко, особенно благодаря присутствующему в нём юмору, который живо обыгрывается актёрами. Да и вообще взаимодействие действующих лиц на сцене приковывает внимание, заставляя просто на автомате следить за развитием событий, не заостряясь на том же минимальном количестве декораций или численности действующих лиц. Хотя следует всё-таки отметить и то, что не все зрители готовы к подобным спектаклям со всей спецификой легших в их основу пьес. Тем не менее, пьеса «Эмигранты» заставляет думать, поэтому ищущему пищу для размышлений зрителю она придётся по душе, чем как раз и отличается репертуар театра «Кот».

Текст: Павел Сычев 
Фото предоставлено театром «Кот»