Главные вкладки

16 октября
2017

«Юнона и Авось» на сцене Воронежского театра оперы и балета

Воронежский театр оперы и балета; юнона и авось; балет;

Совсем недавно начался новый сезон в Воронежском театре оперы и балета, но артисты уже не раз порадовали любителей музыкального спектакля, ведь практически каждый день – новая постановка. 11 Октября на сцене Оперного театра вновь был представлен балет «Юнона и Авось», который был впервые поставлен на сцене воронежского театра уже более десяти лет назад Олегом Игнатьевым. 

Нет необходимости подробно пересказывать биографию исторического графа Николая Резанова или сюжет знаменитого мюзикла – после громкой премьеры в 1981 году спектакль продолжает триумфальное шествие по сценам музыкальных театров всего мира, а две фразы из самого популярного дуэта написаны на беломраморном кресте, установленном на могиле Н.П. Резанова в Красноярске в 2000 году: с одной стороны – «Я тебя никогда не забуду», с другой – «Я тебя никогда не увижу». Несмотря на то, что любители мюзикла видели и слышали «Юнону» и «Авось» не один раз в исполнении разных коллективов, он все равно привлекает внимание. Тем сложнее стоит задача перед композитором, осмелившемся создать балет «по мотивам» известной оперы. В своем «собственном видении и прочтении», на которое имеет право любой творческий человек, Олег Игнатьев первооткрывателем не является. В репертуаре многих балетных трупп не один год, например, стоит балет Р. Щедрина «Кармен-сюита», который имеет ничуть не меньший успех, чем опера-первоисточник. Удастся ли и балету О. Игнатьева завоевать аналогичные позиции в истории театра? 

Балет «Юнона и Авось» представляет современное сочетание классического балета с неклассическими танцевальными элементами. Яркие декорации и костюмы представляют собой незабываемое зрелище. Изначально данная постановка была экспериментом, и весьма сложным. В первую очередь сложность заключается в адаптации сюжета под условия другого жанра – в данном случае балета, – где действуют уже немного другие законы. Кроме этого задача усложняется и при попытке собственного прочтения постановщика, что заметно в отдельных моментах действия особенно сильно, например, благодаря некоторым новым персонажам, которые в мюзикле отсутствуют. 
Впечатление любой эксперимент всегда будет производить неоднозначное. Зрителю, знакомому с оригиналом, сюжет может показаться излишне искажённым, особенно если этот зритель является поклонником мюзикла. Зрителю, плохо знакомому с сюжетом вообще, вряд ли будут заметны какие-либо искажения. За основной линией повествования следить помогает сама музыка, хотя присутствуют и некоторые «чужеродные» элементы в виде вставок, отсутствующих в работе Рыбникова. Любителям экспериментов, желающим как раз нового прочтения, балетная версия истории может прийтись по душе. 

Как бы то ни было, пресловутых искажений не избежать, ведь всё-таки в балете акцент смещён больше на демонстрацию мастерства хореографической техники и зрелищность в целом, а пища для размышлений хотя никогда не исчезает, но слегка отходит на второй план.

Текст: Павел Сычев

Фото предоставлены Театром оперы и балета