Главные вкладки

23 марта
2020

Выставка «Улыбнись, ягненок гневный» в мастерской «Дай пять»

современное искусство выставка

Улыбнись, ягненок гневный с Рафаэлева холста,
На холсте уста вселенной, но она уже не та:
В легком воздухе свирели раствори жемчужин боль,
В синий, синий цвет синели океана въелась соль.
Цвет воздушного разбоя и пещерной густоты,
Складки бурного покоя на коленях разлиты,
На скале черствее хлеба молодых тростинки рощ,
И плывет углами неба восхитительная мощь.

9 января 1937
Осип Мандельштам

Выставка «Улыбнись, ягненок гневный» проходит до конца марта 2020 года в Мастерской «Дай пять». Слова из стихотворения Осипа Мандельштама для названия экспозиции взяты не случайно, поскольку они были написаны ссыльным Осипом Эмильевичем недалеко от места проведения выставки в Воронеже.

Все выставленные экспонаты наполнены какой-то смертельной тоской и грустью это одновременное и прощание с привычным старым, и появление нового. Аберрация (отклонение от нормы), дающая жизнь чему-то новому, непохожему на всё, что было до этого. Заваренный чай, простоявший в помещении неделю, дающий новую жизнь плесени, украсившей собой большую чашу. В самых разных и часто необычных местах встречаются работы художников: в ванной, на кафеле математическая головоломка, в основании которой помещен циферблат, и все отсчитывается от того, в какой точке времени ты сейчас. Какое время, такое и решение задачи.

Все работы объединены общей идеей, но, при этом, каждая несет свою смысловую нагрузку где-то это одинокий рояль, где-то мотивы русских сказок, пропитанных духами, чудовищами и победой главных героев над собственными страхами и злом.

На выставке были представлены экспонаты разных эпох: и совсем свежие работы, и то, что было сделано в прошлом веке, как работы группы художников-концептуалистов «Коллективные действия», которая, образовавшись в 1976 году, просуществовала 30 лет. Одна из их работ, представленная на выставке, предваряется словами О. Г. Шатуновской из книги «Об ушедшем веке»: «КГБ прислал подробные данные о репрессиях. Для нас это было потрясением. С января 1935-го по июнь 1941 года было репрессировано 19 миллионов 840 тысяч человек. Из них семь миллионов расстреляны в тюрьмах НКВД! Незадолго до XXII съезда мы составили обстоятельную докладную записку и разослали ее всем членам ЦК. Наутро мне позвонил Никита Сергеевич Хрущев: «Я всю ночь читал вашу записку и плакал над ней. Что мы наделали! Что мы наделали!.. »

Слова из книги открывают совсем иное значение, когда их читаешь на старой фотографии, находясь в старом доме в самом центре города, где когда-то жили номенклатурные работники: старые двери, лепнина на потолке, под ногами паркет и на стенах картины, наполненные глубоким смыслом. Рассматривая каждую из них, заглядываешь немного в себя, и экспонат открывает что-то новое в зрителе и для зрителя, то, чего раньше не замечалось.

Каждая работа это отдельное произведение искусства, которое надо рассматривать без привязки к остальным экспонатам, но все они объединены общим смыслом: того самого нового, приходящего на смену отмирающему.

Текст и фото — Владислав Ходаковский