Главные вкладки

23 ноября
2019

Воронежский театр драмы показал свою версию легендарного «Тиля»

театр драмы премьера трагифарс

Есть спектакли, которые непременно хочется обсудить после просмотра, обменяться впечатлениями от увиденного, подискутировать в понимании режиссерских посланий. А есть такие, в которых это обсуждение, этот диалог происходят с тобой непосредственно во время самого представления. Когда на несколько часов ты попадаешь в особый мир и становишься его частью, а все пережитое в нем навсегда становится частью тебя. И даже спустя время в памяти все еще всплывают какие-то сцены, образы, отрывки песен и лица актеров. Появившаяся в репертуаре Воронежского театра драмы пьеса «Тиль» гениального Григория Горина в трактовке режиссера Глеба Черепанова, на мой взгляд, как раз из таких.

История известного персонажа средневековых легенд Тиля Уленшпигеля разворачивается во времена войны Нидерландов за независимость и освобождение от испанского владычества. XVI век, Фландрия, пылают костры инквизиции, а в городе Дамме дерзкий и веселый Тиль бесстрашно выступает с обличительными куплетами в адрес властей и безумия всего происходящего. Будучи за свои остроты изгнанным из города, он вынужден оставить дом, родителей, невесту Неле и отправиться в странствия в сопровождении своего друга Ламме, от которого, наслушавшись поучений беспутного проповедника, недавно сбежала жена. Побывав в различных передрягах, включая знакомство с испанским королем Филиппом II, олицетворением самого дьявола в глазах всех фламандцев, Тиль с приятелем возвращаются домой. Но вместо радости от встречи с родными, героя ждет удар – его отец по ложному доносу алчного предателя Рыбника обвинен в ереси и сожжен на костре. В душе героя происходит переворот, но ему предстоит еще сыграть свою роль в истории страны.   

Спектакль был заявлен как музыкальный трагифарс с эксцентричными героями и собственным миром средневековья, подробности постановки особенно не раскрывали, и честно говоря, я с некоторой опаской ожидала чего-то очень уж экспериментального. «Тиль» начался с оригинального видео-пролога, транслируемого прямо на занавес, уже с первых минут демонстрируя определенную креативность подхода. Представив публике совершенно особенного Тиля, создатели постановки, тем не менее, практически дословно следуют пьесе Горина. Спектакль поставил известный режиссер, лауреат премии Олега Табакова Глеб Черепанов. «Модный московский режиссер», как его часто называют в прессе, привнес в постановку не только современные театральные тренды, но и своеобразную атмосферу столичного арт-мира.

В спектакле много двигаются, поют и танцуют, есть даже сцены боев. Складывается впечатление, что от исполнителей главных ролей, в особенности Тиля, потребовалось немало физической ловкости. Оригинальные музыкальные композиции дополнены какой-то невероятной жанровой смесью: здесь и хит «Du Hast» немецкой метал-группы «Rammstein», и романс Амирамова «Молодая», проникновенное аргентинское танго и зажигательная горская музыка, Болливуд и авторские песни в духе «Ленинграда». Тем более удивительно, что всему этому фьюжену нашлось свое место. Особенно хочется отметить прекрасное исполнение знаменитой песни Неле актрисой Алевтиной Чернявской, такое искреннее и проникновенное.

Но ведущие партии, на мой взгляд, в этой пьесе, все же были отданы мужчинам. Роль главного героя в спектакле исполнил 25-летний Евгений Чистяков, что во многом определило сам образ Тиля, каким он предстал перед нами. Порывистый и рефлексирующий, даже в самом начале истории он несет в себе довольно мало шутовства, но много надрыва и глубоких эмоций.

От манерного с придыханием голоса короля Филиппа (Евгений Баханов), показанного в садо-мазо эстетике, у меня до сих пор мурашки по спине. Негодяй Рыбник, которого блестяще сыграл Вячеслав Гардер, вызывает, пожалуй, больше всего эмоций. Очень живой и объемный получился образ, внушающий одновременно и сострадание и презрение. Чувствуется, что все без исключения актеры по-настоящему вложились в постановку.

Спектакль поставили в Год театра при поддержке областного департамента культуры, благодаря чему удалось и именитого режиссера пригласить, и масштабные декорации подготовить. Во всю высоту сцены соорудили вращающуюся многоярусную деревянную конструкцию, а на переднем плане посекторно опускающийся пол образовывал скрытое от зрителей пространство, куда периодически эффектно скрывались актеры. Как и обещал режиссер, в спектакле был и популярный сейчас прямой контакт со зрителем, и выход за границы сцены.    

Да, постановка Воронежского театра – это уже не тот «Тиль», которого мир впервые увидел в «Ленкоме» в 1974 году. Но ведь прошло уже 45 лет, жизнь меняется, меняются герои, меняется и театр. Глеб Черепанов предложил нам посмотреть на знакомую историю через фарс, гротеск и современную массовую культуру.

Текст – Елена Цапович, фото – ВАТД