Главные вкладки

20 сентября
2017

Пресс-конференция к открытию нового 57-го театрального сезона Воронежского государственного театра оперы и балета

Воронеж Опера Балет

18 сентября в Доме журналистов прошла пресс-конференция, посвященная открытию нового 57-го театрального сезона Воронежского государственного театра оперы и балета. На ней выступили  художественный руководитель театра Андрей Кириллович Огиевский, главный дирижёр театра, заслуженный деятель искусств РФ профессор Юрий Петрович Анисичкин и главный хормейстер театра Ольга Владимировна Щербань.

 

А.К. Огиевский начал свою речь с печального сообщения о том, что этой ночью скончался великий оперный певец Зураб Лаврентьевич Соткилава. Он был ещё замечательным педагогом и большим другом нашего театра, часто приезжал в Воронеж и после первого успеха в борьбе с тяжелой болезнью он дал первый концерт именно в нашем театре (об этом концерте наш сайт уже рассказывал: http://nashahistory.ru/materials/koncert-zuraba-sotkilavy-bozhey-milostyu-pevec - Е.К.). «Этот человек при всем масштаба своего таланта поражал скромностью. Побольше бы таких людей!» – закончил Андрей Кириллович. Печальную тему продолжил Ю.П. Анисичкин: «Зураб Лаврентьевич был в нашем театре в расцвете творческих сил – его «Кармен» лет 18 назад хорошо запомнилась. Через год у нас был его концерт в двух актах с редкой итальянской музыкой, и он выдержал все репетиции с оркестром. Его состояние моментально передавалось партнерам по сцене, и с ним совершенно по-другому звучал оркестр и хор». Тут же возникла мысль провести концерт в память З.И. Соткилавы.

После этого перешли к основной теме пресс-конференции. А.К. Огиевский рассказал собравшимся:

– Наш сезон откроется новым спектаклем «Браво, Фигаро» 22 сентября. Этот спектакль создан с нуля по моей идее. Кроме того, в нашем театре начал работать новый режиссер – Сергей Суворов, который приехал к нам из Хабаровска и с энтузиастом взялся за новый спектакль как режиссер-постановщик. Почему Фигаро? Потому что это – уникальная фигура, это такой менеджер среднего звена, который мечтает стать топ-менеджером. Это вечная фигура, про которую можно ставить спектакли, не привязываясь к эпохе, стране или вероисповеданию.

Кроме того, у нас театр оперы и балета, а Игорь Стравинский написал оперу-балет «Пульчинелла» и два жанра удачно взаимодействуют на сцене, и это вместе с героем Бомарше будет объединять и красной нитью проходить через весь спектакль. Стравинский в нашем театре никогда ещё не шел, все знают его как автора «Петрушки» и «Весны священной», а в «Пульчинелле» мы услышим другого Стравинского – который в зрелом возрасте увлекся неоклассицизмом, а у Стравинского это не только стилизация под старинную музыку, но и тонкий стеб над той самой классикой. Приходите – и всё услышите! Прозвучит музыка из «Свадьбы Фигаро» Моцарта, «Севильского цирюльника» Россини и «Севильского цирюльника» Паизиелло – последнюю оперу знают мало, но лишь потому что есть «Севильский цирюльник» Россини. Кроме этих трех произведений и Стравинского будет задействован ещё ряд оперных и балетных произведений. Четыре хореографа приложили руку с созданию этого спектакля – Мариус Петипа, Владимир Васильев, художественный руководитель театра «Кремлевский балет» Андрей Петров и наш главный балетмейстер Александр Литягин.

При создании этого спектакля было интересно: сможем ли мы сделать что-то с нуля? Если эксперимент будет удачным, то спектакль войдет в репертуар театра и будем делать ещё.

Что ждет на в предстоящем сезоне? Ещё одна премьера, концерт к 775-летию Ледового побоища исполнение кантаты «Александр Невский» не состоялся из-за погоды 1 сентября, но эта кантата вместе с замечательными стихами Константина Симонова и Роберта Рождественского прозвучит в один из выходных дней в декабре.

Мы вовсю сейчас готовим балет «Корсар». Музыкальная часть готова, с мая её репетируют с оркестром, а наш балетмейстер Литягин находится в Самаре, где общается с балетмейстером-постановщиком этого спектакля Юрием Бурлакой и они прорабатывают детали предстоящего спектакля. Срок сдачи – вторая декада ноября, мы его должны сдать до отъезда балетной труппы в Мексику, а в январе должна быть премьера.

2018 год объявлен Годом Петипа и сейчас идут переговоры о том, чтобы в 2018 г. выпустить «Спящую красавицу» – единственный спектакль большой балетной тройки Чайковского, который у нас на данный момент не идет. Я пока не готов обсуждать, кто будет балетмейстером-постановщиком.

Фестиваль «Воронежские звезды мирового балета» состоится в первом полугодии 2018 г. Этот фестиваль настолько полюбился публике, что после первого «пилотного» фестиваля было решено сделать его ежегодным.

Мы все очень ждём приезда 14 октября Оксаны Федоровой – Мисс Вселенная, известной телеведущей, модельера, дизайнер и основатель бренда OFERA, которая на прошлой неделе возглавила Московский музей моды. Она подарила нашему театру несколько костюмов для спектакля «Паяцы» – простота, вкус, стиль в одном произведении! На каждой героине платье сидело изумительно – это талант создавать одежду для людей, а не для манекенов! У нас она не только посмотрит «Паяцы» с участием своих костюмов и проведет выставку своих костюмов этого сезона. Театр должен привлекать людей и, в частности, молодое поколение. Как это сделать? Молодое поколение можно привлечь пошлостью и сниманием штанов, а можно – высокой модой и красивыми платьями…

 

Далее слово взял главный дирижёр театра Юрий Петрович Анисичкин:

 

– Чего добились наша оперная труппа? Солист воронежской оперы Алексей Тюхин выступит на фестивале дружбы России и Армении имени композитора Арно Бабаджаняна, который проходит с 17 по 22 сентября в Армении. Ему будет аккомпанировать Центральный военный оркестр Министерства обороны России (в мероприятиях в Армении примет участие Центральный военный оркестр Министерства обороны России, а на российских концертах выступит Президентский оркестр Армении). Первый фестиваль пройдет в городах Ванадзоре – 18 сентября, 19 сентября в Гюмри на российской 102-й военной базе, а 20 сентября состоится гала-концерт Ереване.

В международном оперном конкурсе им. Елены Образцовой в Санкт-Петербурге участвуют солистки нашего театра – Анастасия Черноволос и Дарья Филиппова.

Есть спектакли, которые намного важнее признанной классики – детские музыкальные спектакли. У нашего театра таких спектаклей много, а в прошлом году была блестяще поставлена «Красная шапочка». Готовится «Аленький цветочек» на музыку воронежского композитора Елизаветы Ткачевой.

Продолжится работа над моноспектаклем Франциска Пуленка «Человеческий голос», который был поставлен несколько раз с 2013 года под рояль. А это произведение достойное большой сцены. Более того, публика интересовалась: «А почему не на французском языке?». И вот Юлия Стрижко выучила на французском, осталось только найти режиссерскую постановку. Немножко тормозит всё дело то, что артист балета Александр Меркулов,  который присутствует в этом моноспектакле как тень того, с кем разговаривает главная героиня по телефону, сейчас уезжает…

Искусство продолжает жить, несмотря ни на что – я, например, не верил, что наша балетная труппа получит приглашение в Мехико после разрушительного 9-балльного землетрясения там, а тем не менее приглашение получено и балет туда поедет! Будет хорошо, если это все пройдет под симфонический оркестр, а не под фонограмму.

Началась у нас работа над оперой Римского-Корсакова «Снегурочка». Мы – русский театр и должны обращаться к русской классике, а из нашего репертуара ушли «Князь Игорь» и «Русалка», т.к. негде хранить декорации. Тем не менее, начали работу над «Снегурочкой», первый раз у нас этот спектакль ставили в 1990 году, но со временем наши Снегурочки старели, а в 1990-е годы невозможно было приглашать новых солистов, т.к. в то трудное время нельзя было обеспечить достойные условия проживания…

 

Пресс-конференцию продолжила главный хормейстер театра Ольга Владимировна Щербань:

- У нас был год премьер: «Александр Невский» и «Колокола» Рахманинова в филармонии с Владимиром Игоревичем Вербицким. В конце прошлого сезона была «Месса мира» на Платоновском фестивале и фантастическая опера «Родина электричества». Артисты положили много сил, чтобы освоить этот сложнейший материал. В этом году мы планируем «Снегурочку» и «Корсар», а также небольшие хоровые концерты – например, в стиле эпохи Возрождения с легкой приятной музыкой и любовной лирикой, а ещё джазовый, новогодний. Также планируем поставить силами хора «Дитя и волшебство» Равеля – там очень много действующих лиц,  а в хоре у нас фантастическое количество вокалистов с прекрасными голосовыми данными и просто неправильно просто сидеть в хоре и не показывать их.

 

Ну а нам, зрителям, остаётся только ждать эти замечательные премьеры!

Текст:

Евгений Киселев