Главные вкладки

16 июня
2019

Опыт погружения воронежского зрителя в виртуальную реальность

Платоновский фестиваль
иммерсивный театр
танец

В рамках Платоновского фестиваля в большом репетиционном зале Камерного театра воронежцы смогли увидеть хореографический спектакль, будучи погруженными в виртуальный мир. Этот спектакль под названием «VR_I» является совместным проектом компании Жиля Жобена, одного из ведущих хореографов Европы, и фонда Artanim (Швейцария, Женева), занимающегося технологиями захвата движений, в том числе разработками в области виртуальной реальности.

Вполне определённо этот единственный в своём роде танец в виртуальной реальности был создан благодаря тому, что Жилю Жобену, по словам VR-оператора Камило Де Мартино, всегда были интересны движения в 3D-пространстве, и его привлекает исследовательская сторона всего нового, т.е. ему недостаточно, образно говоря, наблюдать за рыбками со стороны, с поверхности водной глади, а хочется, надев скафандр, погрузиться в воду и оказаться среди них.

Вот таким же исследователем чувствует себя зритель, помещённый в виртуальную иммерсивную реальность. Так что же представляет собой виртуальная постановка «VR_I»?

Действие разворачивается на строго отведённой площадке размером 5.5 на 8 метров, где могут находиться до пяти человек зрителей, взаимодействующих между собой. В этом одна из уникальностей проекта, поскольку существующие сейчас системы позволяют погрузиться в виртуальную реальность в домашних условиях только наедине с самим с собой. На участников одевается специальное оборудование: на руки и ноги − маркеры, за спину − рюкзак, на голову − очки виртуальной реальности, наушники и микрофон. Всё это позволяет видеть придуманный мир и ощущать себя в нём как аватар, способный контактировать с другими соучастниками: разговаривать, прикасаться.

Оказавшись в другой реальности, люди должны привыкнуть к своему новому образу и измененному внешнему виду других зрителей, причём могут измениться и ваш пол, и расовая принадлежность. А потом предстоит выдержать соседство с великанами, которые наклоняются и рассматривают тебя. Несмотря на то, что ты осознаёшь нереальность происходящего, всё равно становится не по себе, когда над тобой заносят огромную ступню. Далее, оказавшись в доме-конструкторе, уже «в безопасности», а затем в тихом городском парке можно с интересом следить за танцорами и людьми, занимающимися спортом. Эти виртуальные персонажи порой подходят так близко к тебе, что можно заглянуть им в глаза и дотронуться до них. Наблюдая за танцующими фигурами рядом с тобой, начинаешь сам невольно двигаться, подражая им. Эти движения в совокупности с удивлёнными возгласами и комментариями происходящего определённо забавляют окружающих людей, смотрящих на «виртуально-погружённых» со стороны в реальной действительности.

В виртуальном мире настолько увлекательно, что 20 минут спектакля пролетают незаметно, и возвращаться обратно не хочется. Этот момент порождает вопрос о том, насколько долго можно находиться в виртуальном пространстве. Оказывается, нельзя пребывать там слишком длительное время, поскольку уже через несколько часов начинают развиваться отрицательные физиологические последствия. Но при безопасном использовании технологий невозможно не согласиться с ассистентом хореографа Сусаной Панадес Диаз, считающей, что данная форма взаимодействия с аудиторией хороша тем, что зрителям достаточно надеть на себя специальное оборудование для того, чтобы мгновенно оказаться погружёнными в сценическое пространство.

Потенциал использования VR-технологий огромный не только в сфере развлечений, но и для развития искусства. Так, создатели хореографического спектакля «VR_I» видят свою задачу в наполнении виртуальной реальности художественным содержанием. По мнению технического директора Хюго Кана, мы стоим на пороге открытия нового изобразительного средства, изобразительного пространства. Камило Де Мартино добавляет: «Виртуальная реальность хороша тем, что нет границ для полёта творческой мысли: ты можешь создавать просто образы, ты можешь создавать истории, сценарии либо просто приобщиться к опыту погружения в виртуальную реальность. И это всё замечательно».

Уникальный спектакль «VR_I» за полтора года с момента его создания увидело около 13 тысяч человек. Остаётся только порадоваться тому, что жители Воронежа имели возможность познакомиться с передовым направлением в развитии сценического искусства.

Текст – Мария Миронова

Фото – Мария Миронова, Елена Цапович