Главные вкладки

7 июня
2017

Опера «Родина электричества»

театр
опера
балет
родина электричества
музыка
воронеж
премьера
роман
черноземье

2 июня 2017 г. в воронежском Театре оперы и балета состоялась мировая премьера оперы «Родина электричества» по рассказам Андрея Платонова о первых годах после Гражданской войны. Исходный материал для оперы взят не совсем обычный – это не Древний Египет, как в «Аиде», и не бурлящая страстями Испания, как в «Кармен», а Рогачевка – обычная деревня под Воронежем и её жители, только что пережившие страшную войну, чью тяжелую жизнь и описал Андрей Платонов своим непростым, но завораживающим языком. 

Музыку для этой оперы (на сегодняшний день – единственной опере по произведениям Платонова) написал Глеб Седельников (1944-2012), человек необычной судьбы: в 9 лет он полностью лишился зрения, но уже через год начал заниматься музыкой, а в 11 лет написал свои первые музыкальные произведения. Со временем он стал признанным композитором и написал несколько опер («Бедные люди» по собственному либретто по роману Достоевского, «Медведь» по пьесе Чехова), которые многократно ставились в нашей стране и за рубежом. А вот написанной в 1981 г. «Родине электричества» повезло намного меньше – лишь в 1987 году на фестивале современной музыки «Московская осень» были исполнены две её части, и всё… И вот только сейчас, через 36 лет в нашем театре состоялась мировая премьера!

Казалось бы, собрано всё необходимое для великого спектакля – тексты Платонова (да ещё на его родине и неподалеку от места действия оперы), музыка Седельникова в руках Юрия Анисичкина, голос Кирилла Афонина и великолепные солисты и хор нашего театра… Однако, 90% информации человек воспринимает с помощью зрения, а как раз визуальная составляющая этой постановки сильно подкачала. Поднимается занавес – и не видно Рогачевки начала 1920-х. Вместо этого зритель попадает словно в фильм 1980-х о последствиях ядерной войны – среди непонятно что изображающих декораций бредут фигуры в бесформенных балахонах, потом появляется главный герой в красном халате до земли – видимо, по мнению авторов, так одевались крестьяне и «бывшие красноармейцы» в Центральном Черноземье век назад. Фигуры в серых балахонах несут над собой куски железнодорожного семафора – так в спектакле изображен крестный ход, а затем и вовсе появляется некто, прикрытый с двух сторон большими листами как «человек-реклама» на улице: это, оказывается, священник. Да, чтобы показывать такое на сцене в наше время регулярных судебных процессов в защиту оскорбленных чувств верующих надо быть или троллем 80-го уровня или чувствовать за спиной столь мощный административный ресурс, что согнет в бараний рог любые попытки прокуратуры заставить соблюдать действующие законы страны. Словом, легко заметить, что всё лучшее в спектакле (музыка, вокальное исполнение и актерская игра) внесено коллективом Театра оперы и балета, а пришлые варяги обеспечили лишь шлак в виде постановки и оформления.

Однако, талант Платонова был настолько велик, что его не могут испортить даже такие постановка и оформление – и зрители завороженно наблюдают как энтузиасты Рогачевки своими силами строят электростанцию и обрабатывают сад, как станция наконец-то даёт свет, но затем её сжигают кулаки (ведь раньше в их руках были все ветряные мельницы в округе и в рассказе «Родина электричества» старушка рассказывает главному герою сколько кулаки требовали за помол – а теперь электростанция не только дает свет, но и приводит в действие общественную мельницу: вот «справные хозяева» и не стерпели такого ущемления своих интересов). Заканчивается опера настоящим гимном оптимизму и трудолюбию нашего народа: «Станция сгорела, а добро осталось… Электрическая мельница перемелет всё зло!». 

Будем надеяться, что новая опера займет достойное место в репертуаре Театра оперы и балета. Вот только бы оформление чуть подправить…

Текст - Евгений Киселев