Главные вкладки

11 ноября
2017

«ГОРЕСТНАЯ ЖИЗНЬ ПЛУТА». ПРЕМЬЕРА В КАМЕРНОМ ТЕАТРЕ

камерный театр бычков горвиц осенний марафон шекспир володин

27 октября 2017 года в Воронежском камерном театре состоялась премьера нового спектакля Марфы Горвиц «Горестная жизнь плута» по одноименной пьесе Александра Володина.

Постановка представляет собой театральную обработку киносценария А. Володина к известному советскому фильму «Осенний марафон» (1979 г., реж. Г. Данелия) с Олегом Басилашвили в главной роли.

Совершенно не важно, смотрели вы фильм «Осенний марафон» или нет. Если смотрели, то не бойтесь проводить параллели между актерами спектакля и фильма: игра актеров Камерного в новых тонах передаст искания главного героя, а уникальная сценография добавит экспрессии и создаст то самое ощущение марафонского бега у главного героя  – талантливого ленинградского переводчика Андрея Бузыкина (исп. Камиль Тукаев).

Герою 46 лет. Это осень человеческой жизни. Однако Бузыкин не стремится взрослеть, он словно застрял в детстве. Не случайно спектакль открывается сценой в детском саду, где дети, и в их числе Андрюша Бузыкин, репетируют новогоднюю ёлку. И вот теперь, уже давно повзрослев, Бузыкин продолжает играть роль «зайчика», послушного мальчика, готового угодить всем. Но трудно быть хорошим одновременно для всех окружающих.

Герой разрывается между женой Ниной (исп. Нина Шевченко) и молодой любовницей Аллой (исп. Юлия Ростопчина / Анастасия Майзингер), врёт обеим, чем изводит и ту, и другую. Ему сложно ответить отказом эксплуатирующей его бездарной коллеге Варваре (исп. Екатерина Савченко) (она к тому же вмешивается в его личную жизнь), он вынужден совершать по утрам пробежки со своим гостем – датским профессором Биллом (исп. Андрей Новиков / Алексей Гнеушев), хотя его никто не заставляет это делать. Бузыкин не может отказать соседу, несмотря на загруженность работой, и потому вынужден выпивать с ним и Биллом, а потом вместе идти в лес по грибы. Герой не успевает сделать перевод в срок, потому стремительно теряет позиции в издательстве. Он бежит в кино с любовницей, опаздывает домой ко времени, ссорится с женой, врет, что был в вытрезвителе, убегает на работу, снова врет, опаздывает...  Вечная нехватка времени заставляет Бузыкина постоянно бежать бесконечный марафон жизни. И в нем он растрачивает себя.

Динамику в спектакле создают особая пластика актеров, удачно подобранная  музыка (звучат композиции Г. Гладкова, О. Каравайчука, М. Рибо, ВИА «Оризонт», а также групп «The Beatles», «Ленинград» и др.), быстрая смена декораций и исполнение актерами сразу нескольких ролей (например, роли Дяди Коля, Игнатьича, Шершавникова и Веригина исполняет актер Андрей Мирошников, а роли Варвары и дочери Бузыкина Лены – Екатерина Савченко). Пусть зрителя не смутит некая утрированность в интонациях героев и их движениях. По словам режиссера постановки, Марфы Горвиц, зритель здесь рассматривает героев словно под лупой. Это неудивительно, ведь любимый прием Горвиц – гротеск.

Лиризма добавляют стихи автора пьесы А. Володина и 90-й сонет Шекспира в перевода С. Я. Маршака (прочитанный главным героем, к слову, наспех, что так же работает на общую идею спектакля).

 «Горестная жизнь плута» – это грустная комедия с философским подтекстом, история о человеке, пытающемся вести двойную жизнь и тем самым загоняющем себя в угол, разрушающем отношения с окружающими и любимыми. Однако двойственность в поведении Бузыкина не позволяет охарактеризовать его однозначно отрицательно. Если у Данелии в фильме Бузыкин хоть и мягкотелый, но в целом зрелый человек, то у Горвиц он однозначно инфантилен, потому смешон, неловок, хронически неудачлив, и в этом режиссер видит актуальность данной постановки. «Горестная жизнь плута» – про эмоционально незрелых людей, про наше сегодняшнее общество, застрявшее в детстве, заигравшееся, забегавшееся, уставшее.

 

Создатели спектакля:

Режиссер – Марфа Горвиц, лауреат премии “Золотая Маска” 2011 года (“Специальная премия жюри” за спектакль “Бесстрашный барин”), участник многих режиссерских лабораторий. Поставила спектакли в столичных театрах - РАМТе, театре “Практика”, Театриуме на Серпуховке, питерском “Приют комедианта и др. Воронежские зрители знакомы с работами Марфы Горвиц по фестивалю «МАРШАК», показанными в разные годы (“Золушка” и “Бесстрашный барин”).

Сценография и костюмы – Дмитрий Разумов, театральный художник. Оформлял спектакли МХТ им. А. П. Чехова, театра “Сатирикон”, Театра.doc, театра “Практика”, Русского театра Эстонии.

Режиссер по пластике – Александр Любашин, хореограф, балетмейстер, участник многих профессиональных фестивалей. Сотрудничал с санкт-петербургскими театрами “Приют Комедианта”, “Комик-Трест”, Мариинским театром, московским «Гоголь-центром».

Художник по свету – Максим Бирюков. Работал на проектах Центра им. Вс. Мейерхольда, Электротеатра “Станиславский”, Театра имени Владимира Маяковского, в драматических театрах Калуги, Курганска, Улан-Удэ.

 

Продолжительность: 1 час 30 минут без антракта.

Большая сцена.

Возрастные ограничение: 18 +

 

Ближайшие показы: 17 ноября, 30 ноября, 16 декабря.

 

Текст – Екатерина Пономарева

Фото https://chambervrn.ru/theatrical/gorestnaya-zhizn-pluta