Главные вкладки

5 ноября
2019

Еще не поздно увидеть «Cокровища музеев России»

ВОХМ им. И.Н. Крамского выставка

На этой неделе завершает свою работу выставка «Cокровища музеев России» в ВОХМ имени И.Н. Крамского. Хотелось бы подробнее рассказать о ее основном содержании, вспомнив торжественное открытие, состоявшееся 10 октября, и обозначить причины, почему ее обязательно стоит посетить, если вы еще этого не сделали.

В прошлом году в московском «Манеже» в рамках одноименного проекта с большим успехом прошел показ более 250 живописных работ из 50 музеев страны. После этого родилась идея создания передвижных вариантов выставки, которые можно показать в других городах России, обеспечив тем самым равный доступ всех жителей страны к лучшим образцам отечественно живописи, причем совершенно бесплатно.

Выездная выставка, прибывшая в Воронеж и содержащая работы выдающихся художников (Шишкин, Куинджи, Тропинин, Репин и др.), организована Патриаршим советом по культуре при участии проекта «Россия – моя история», Государственной Третьяковской галереи, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и фонда «Прорыв». Картины собраны таким образом, что позволяют проследить поэтапно развитие отечественной живописи необычайно масштабно: с конца XVII до второй половины ХХ века.

Эта выставка, включающая в себя около 40 картин из разных уголков страны, уже успела побывать в большом путешествии, будучи показанной в разделенных между собой несколькими тысячами километров Калининграде и Южно-Сахалинске. Надо отдать должное организаторам выставки, что в своем стремлении познакомить с шедеврами искусства как можно большее число людей они подготовили для посетителей с ограничением зрения специальную экспозицию тактильных картин, дублирующих шесть картин из основного состава выставки.

На открытии передвижной выставки первый заместитель руководителя департамента культуры Воронежской области Мария Мазур совершенно верно заметила, что не всегда у нас есть возможность путешествовать по стране и посещать музеи, а теперь воронежцам предоставлена уникальная возможность непосредственно увидеть произведения золотого фонда изобразительного искусства нашего народа на главной выставочной площадке нашего региона.

В свою очередь директор художественного музея имени И.Н. Крамского Ольга Рябчикова подчеркнула, что этот проект является также возможностью для музеев показать свои шедевры в других регионах страны. В московском «Манеже» музей Крамского выставлял четыре произведения, в передвижной вариант выставки добавлено еще две картины. Среди них Ольга Рябчикова особенно выделила работу художника Василия Яковлева «Рыбы Каспия», которая до этого ни разу не экспонировалась с момента поступления в музей в 1936 году из-за своего плачевного состояния. С помощью проекта «Cокровища музеев России» была отреставрирована не только эта работа, но и произведения из других музеев.

Присутствовавший на открытии выставки воронежский историковед Бронислав Табачников поделился своим мнением, что выставка производит в высшей степени уникальное, яркое и радостное впечатление, поскольку подчеркивает нашу наследственность традициям великой русской культуры, сформулированным Александром Пушкиным:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Торжественное открытие продолжилось экскурсией от научного координатора выставки Ивана Привалова, указавшего, что данная экспозиция как продолжение проекта «Россия – моя история» возвращает нас к очень важному для каждого человека − истории своего государства.

Пока нашей страной управляла династия Рюриковичей в живописи превалировали жанры, связанные с духовной, религиозной жизнью: икона, фреска и декоративно-прикладное искусство. Об этой многовековой эпохе напоминает первый экспонат выставки − икона царевича Дмитрия, одного из сыновей Ивана Грозного, который, как считается, был зарезан по приказу Бориса Годунова в стремлении устранить конкурентов в борьбе за власть. Иконы, которые создаются в XVII − XVIII веках, отражали жизнь святого в виде отдельных картинок, помещаемых вокруг основного образа. Так, в левой части упомянутой иконы изображена сцена убиения царевича, а в правой – сцена народной расправы над убийцами.

Со времени правления династии Романовых начинается развитие светской живописи. Первым жанром, который приходит на смену иконе, становится парсуна (от искаженного «персона»), представляющая собой разновидность портрета. На одной из парсун XVIII века, представленных на выставке, мы видим портрет царя Ивана V в западноевропейских доспехах. Примечательно, что изображенная корона российской империи указывает на то, что данное произведение было создано через много десятилетий после кончины самого царя, поскольку первая корона была изготовлена для императрицы Екатерины I.

Парсуны создаются на протяжении всего XVII и XVIII веков, ее черты можно увидеть даже в работах середины XIX. Одним из примеров подтверждения долгожительства парсуны служит включенное в экспозицию полотно 1844 года переславль-залесского художника Павла Колендаса, на котором изображен мальчик − сын купца Петра Темернина.

После путешествия по Западной Европе Петр I вводит традицию портретов, запечатлевающих людей, важных с точки зрения политики государственных усовершенствований. Первые портреты в России создавались иностранцами. И только после открытия в 1757 году императрицей Елизаветой Петровной Академии художеств начинает появляться плеяда русских живописцев.

Многие из успешных художников произошли из крестьянского сословия и долго не могли освободится от этой кабалы. На выставке представлены работы крепостных художников Николая Аргунова и Василия Тропинина, которым была дарована свобода.

К концу XVIII века портретный жанр достигает своего пика и в середине XIX века начинает постепенно терять популярность.

В первую половину века правила эпоха классицизма (от лат. «classicus», т.е. «образцовый»), проводником которого была Санкт-Петербургская Академия художеств. За образец в классицизме бралась античная культура, в основе которой лежал принцип: искусство должно воспитывать и отражать в человеке все самое прекрасное. В портретах все недостатки лица и фигуры убираются, одежда идеально подобрана, задник не должен отвлекать от изображаемого, взгляд почти всегда устремлен на зрителя. В экспозиции мы видим портрет Ф.П. Крашенинникова, написанный Василием Тропининым. И хотя в свои произведения Тропинин вносит элемент социального положения человека через его внешний облик, тем не менее этот портрет остается в рамках классицизма.

То же самое относится и к натюрморту в классицизме. На выставочной картине Ивана Хруцкого, прославившегося своими натюрмортами, нарисованы настолько идеальные плоды, как будто они только что сорваны или вовсе не настоящие, а искусственные.

С приходом к власти императора Александра II и начала великих реформ дух свободы начинает проникать и в Академию художеств, где в 1863 году вспыхивает «бунт четырнадцати» − отказ студентов сдать выпускную работу на заданную монументальную тему. Возглавивший «бунт» Иван Крамской стоял у истоков возникновения впоследствии товарищества передвижных художественных выставок. С передвижниками прочно связана традиция реализма: верность действительности, верность жизни ставится во главу угла. А жизнь состоит не только из того, что изображают художники-академисты, поэтому появляются, например, изображения бедного продавца (на выставке «Продавец образков» Ивана Творожникова) и крестьянских детей, несущих своим родным хлеб в поле («Жнитво» Алексея Кившенко).

Сам Крамской представлен на выставке работой «Книги одолели», в которой изображенная спящей девочка рушит все основы академических портретных традиций. В экспозиции имеется работа еще одного яркого представителя реализма Ильи Репина − портрет писателя Леонида Андреева.

С этого времени пейзаж начинает занимать важное место. На выставке можно увидеть произведения мастеров пейзажной живописи Ивана Шишкина, Архипа Куинджи, Александра Киселева, Николая Крымова.

С появлением фотографии, которая была более реалистична, чем любое произведение художников-передвижников, встал вопрос о поиске новых способов выражения и техник, новых красок, новых тем. В России наступает эпоха модерна − эпоха экспериментов с мазком и цветом, который выходит на первый план в создаваемых изображениях и говорит сам за себя. Расцветает женская живопись. Хочется выделить работу в стиле модерн Елены Киселевой, уроженки Воронежа. Она считала себя в первую очередь портретисткой, и на выставочной картине изображен яркий портрет ее подруги.

На рубеже XIX − XIX веков, когда революционные течения и мысли охватывают Россию и Западную Европу, в культурной жизни на первый план выходят художники-авангардисты, создающие безумное, очень непохожее на то, что создавалось ранее. Авангард рождается из попытки, с одной стороны, вытащить из себя все, что только можно, а, с другой стороны, связан с попыткой привлечь зрителя к этому акту сотворчества. Для художников-авангардистов очень важно, чтобы те, кто смотрит их работы, тоже немного раскрепостились. Мир художников-авангардистов был разнообразен и совершенно не похож на то, что возникло в новой эпохе после революции 1917 года. Их метания и эмоции были не нужны, экспрессия не помогала строительству светлого коммунистического будущего. Многие из художников-авангардистов уехали за границу. В том числе и Алексей Явленский, поэтому находящийся в экспозиции его «Натюрморт с пестрой скатертью» − картина редкая и уникальная. А такой художник как Александр Куприн перешел от изображения кубистких натюрмортов к новому течению − соцреализму. Интересно, что на выставке представлены две картины этого художника, как раз выполненные в этих разных направлениях живописи.

Термин соцреализма появился в 1932 году для утверждения главного направления развития в творчестве, которое должно базироваться на трех принципах: народности, идейности, конкретности.

Обращает на себя особое внимание посетителей выставленная картина Ивана Владимирова «Интуристы в Ленинграде», которое можно считать хрестоматийным произведение соцреализма. На первом плане − радостные пионеры, все чистые и опрятные. Этой счастливой советской жизнью любуются представители буржуазии. Место выбрано тоже символично, ибо Ленинград − родина революции.

И, конечно же, соцреализм был бы не мыслим без имеющегося в экспозиции произведения «Письмо с фронта», автор которой − Александр Лактионов − был удостоен за нее Сталинской премии.

Иван Привалов замечает, что для исключения путаницы существуют предложения заменить этот термин, например, термином соцклассицизма, поскольку здесь превалирует ощущение идеальной жизни, которая должна победить. Именно классицизму, а не реализму присуще желание видеть не то «как есть», а то «как хотелось бы».

Явление соцреализма было тесно связано с личностью Иосифа Сталина. После его смерти, когда начался период «оттепели», в живописи возникает «суровый стиль», который вносит новые мотивы в творчество советских художников. Если соцреализму был присущ своего рода плакат с изображением героев и ударников труда, то художники «сурового стиля» выводят на первый план простых рабочих и людей творческих профессий, как бы говоря, что не обязательно быть героем, достаточно приносить пользу людям и честно исполнять свое дело, как, например, кузнецы на картине Петра Оссовского. Машины и различного рода технические новшества уходят на второй план, становятся фоном, уступая место изображению моментов жизни людей, как это представлено на картине Юрия Пименова «Бегом через улицу». Все чаще звучит тема главного труда − труда матери. Материнская тема ярко прослеживается в нескольких экспозиционных работах таких художников, как Сергей Тутунов, Дмитрий Жилинский, Андрей Мыльников, Борис Кустодиев.

Свою экскурсию Иван Привалов завершил описанием картины «Русь» Бориса Лавренко, где изображена девочка, расчесывающая волосы после купания. Картина рисует идеальный (но не идеализированный) мир: древняя одноглавая церковь как символ связи многих десятков поколений, река как дорога жизни, счастливый и радостный образ детства, светлое небо. Создатель картины представляет всю Россию: он родился в Ростове-на-Дону, в годы Великой Отечественной войны воевал в Подмосковье, затем жил и работал в Ленинграде. Иван Привалов называет этого автора символом выставки, поскольку он, как и «Cокровища музеев России», объединяет многие регионы и картина у него напоминает, что территория нашего государства объединяется не единой властью и политическим устройством, а всеми нами. Поэтому наша задача − беречь друг друга.

Остается только добавить, что дополнительную информацию об экспонатах выставки можно получить с помощью размещенных в музейном зале интерактивных экранов, а также аудиогида, который входит в бесплатное приложение izi.TRAVEL, скачиваемое на смартфон.

9 ноября в рамках образовательной программы выставки можно посетить лекцию «Женщина серебряного века – Е.А. Киселева», предварительно записавшись по телефону 8 (473) 255-50-81. 10 ноября − последний день работы экспозиции.

Текст и фото – Мария Миронова