Главные вкладки

17 ноября
2017

Большие гастроли Донбасс Оперы в Воронеже - пресс-конференция

Донбасс опера Турандот Бал-маскарад

 

 

17 ноября 2017 г. в Доме Журналистов состоялась пресс-конференция, посвященная началу гастролей Донецкого государственного академического театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко (известного также как Донбасс Опера) на сцене Воронежского государственного театра оперы и балета.

Начала пресс-конференцию специалист по связям с общественностью Воронежского государственного театра оперы и балета Ольга Евгеньевна Пепельникова, напомнившая присутствующем, что донецкий театр хорошо известен в России и мире, а увидеть его спектакли в Воронеже стало возможно лишь благодаря зарубежной части программы «Большие гастроли» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ. Эта программа начала работать совсем недавно, в 2014 г., но сделано уже очень много – от Калининграда до Камчатки перемещаются российские и русскоязычные зарубежные театры.

Затем слово перешло к Владимиру Александровичу Черкасову – куратору гастрольных программ Федерального центра поддержки гастрольной деятельности МК РФ, заместителю генерального директора Федерального центра поддержки гастрольной деятельности МК РФ:

- Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности был создан по инициативе нашего президента, который в декабре 2013 года высказал июею о том, что регионы должны увидеть спектакли ведущих российских театров в полном формате как на основной сцене, а не в виде антрепризы. Так началась федеральная программа «Большие гастроли». Затем деятельность расширялась, и в 2015 г. появилась зарубежная программа – поддержка русскоязычных театров в ближайшем зарубежье. В 2017 г. добавились ещё два направления – межрегиональные гастроли (гастроли региональных театров в других регионах) и поддержка гастролей театров для детей и юношества (она появилась по инициативе Сергея Безрукова). В «Больших гастролях» принимают участие все ведущие театры страны, кроме Большого и Ленкома. Зарубежные гастроли – это очень важная миссия, т.к. это помогает продвигать русскую культуру за рубежом.

 

Затем выступил Евгений Иванович Денисенко –  генеральный директор Донецкого театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств Украины:

 

- Уважаемые друзья! Прежде всего мы должны поблагодарить руководство Федерального центра, которое финансирует нашу поездку – сами бы мы с этим делом на справились, и за ту теплоту, которую Воронеж оказывает нам в эти дни!

Я вам расскажу немного предыстории. Наш театр в октябре этого года отпраздновал 85 лет. Его начали строить в 1932 г, в апреле 1941 г. состоялась премьера оперы «Князь Игорь», а затем началась война. Театр во время войны сохранился потому, что его использовали немцы – ставили там оперетты и Вагнера. Перед отступлением немцы хотели взорвать театр, но наши бойцы не дали это сделать и здание сохранилось.

Сейчас мы переживаем вторую войну... В Донецке не было воинских частей, за оружие взялись шахтеры и металлурги, и это ополчение стало на защиту Донбасса как в 1941 г. московское и ленинградское ополчение защищало свои города. Сегодня линия фронта проходит в 12 километрах от театра. В таких условиях театр ни на один день не прекратил свою работу, хотя из 509 штатных единиц осталось 232 человека, а из них наверное 90% технических работников – из 46 артистов балета осталось 8 человек. Три человека из нашего театра – артист балета, монтировщик и водитель – ушли тогда на фронт. От попаданий снарядов сгорел склад декораций и театр остался без декораций, но за три года многое восстановили. Три месяца в 2014 г. театр не получал ни копейки – и нас спасли военные свими пайками. Затем нам помогла великая певица Анна Нетребко, которая передала один миллион рублей наличными и мы разделили их поровну между всеми – от директора до уборщицы. За это ей отменили гастроли в Канаде. При прежней власти государство ничего не давало театру – а сейчас выделили миллион рублей на постановку «Пиковой дамы».

Сегодня мы показываем спектакль «Бал-маскарад» - это вообще новый спектакль, его поставили в октябре 2015 г. Задумал его в свое время итальянский режиссер, были сделаны костюмы и декорации – но началась война, и постановку спектакля взял на себя народный артист Юрий Константинович Лаптев, и мы выпустили этот спектакль. Ещё во время войны мы восстановили второй спектакль – «Турандот», что непросто, так как солистки для главной партии есть не в каждом театре. За короткое время из театра ушли пять дирижеров и за пульт встали музыканты. За два года мы их выучили – двоих в Ростове, двоих в Петербурге и одного в Москве. Вот Юрий как раз закончил Ростовскую консерваторию и стал главным дирижером. Вернувшиеся назад артисты взялись за восстановление прежних спектаклей и балетов и готовят новые – «Пиковую даму», балет «Малыш и Карлсон», «Сельская честь», а также «Лесная песнь» по Лесе Украинке – примечательно, что по ту сторону фронта этот спектакль запрещен.

В 2016 г. мы были на гастролях в Ростове и Краснодаре с этими двумя спектаклями – «Аида» и «Бал-маскарад», а теперь – ещё и «Турандот». Это большие расходы, но это очень важно, чтобы донбасовцы чувствовали Русский мир.

 

После этого слово перешло к исполнительнице партии Турандот Татьяне Александровне Плехановой, заслуженной артистке Украины и лауреату Национальной премии:

 

- Да, очень тяжело. Особенно тяжело было в 2014 году, когда мы не знали – откроется ли театр вообще? Директор нас позвали,  и мы открылись двумя совершенно бесплатными спектаклями – нас было 9 человек (10-й приехал на день и уехал), так что смогли показать оперетту и детский спектакль. Людей было очень много! Все проходили в зал и обижались, что не хватало мест.

Не каждое государство может позволить себе оперный театр, и мы стараемся сохранить уже существующий.

А что касается «Турандот», то она считается очень сложной. Но мы беремся за сложные спектакли – до войны у нас шел «Летучий голландец» Вагнера с немецким режиссером, но всё было сожжено, когда бомбили аэропорт.

 

Затем выступил Юрий Юрьевич Парамоненко – главный дирижер Донецкого театра оперы и балета.

- Я хочу поблагодарить всех, кто причастен к этим гастролям, так как гастроли – неотъемлемая часть жизни театра. В «Турандот» по партитуре большой состав оркестра и хора, а мы имеем то, что имеем – надо 70 человек, а есть 49, хор должен быть 70, а есть 50. Но, надеюсь, что на качество это не повлияет. Надеемся вас не разочаровать. Больше спасибо!

 

После этого перешли к вопросам журналистов:

 

- У меня вопрос к Владимиру Александровичу. Скажите, по каким критериям вы отбираете спектакли и города для Вашего проекта?

 

- Это все федеральные театры плюс подчиненные Министерству культуры России и несколько известных театров московского и санкт-петербургского подчинения. Региональные департаменты министерства культуры выступают с заявками, что они хотели бы у себя увидеть, и указывают имеющиеся у них площадки. Начинаем договариваться с выбранным и принимающим театрами (т.к. важны технические возможности принимающей стороны). В межрегиональных гастролях формируется на основе заявок: например, вчера было совещание с вашим департаментом культуры – кого вы хотите видеть у себя и  куда хотите отправить свои театры. Затем выстраиваем маршруты: чтобы театр не просто ездил в Южно-Сахалинск, а потом назад, а выстраиваем логичную транспортную цепочку – в Иркутск, затем в соседний регион и т.д. Для отбора спектаклей привлекается экспертный совет Министерства культуры, но спектакли, как правило, сразу предлагаются достойные, поэтому от них редко отказываются – разве что по техническим параметрам.

По правилам «Больших гастролей», федеральный бюджет несет 80-85% расходов – оплачивает проезд туда и обратно, транспорт и гонорары, а регион оплачивает расселение и информационное обеспечение, при этом выручка за билеты остаётся у региона. Мы следим, чтобы в этих случаях не подскакивала резко цена на билеты. В межрегиональных гастролях федеральный центр также оплачивает транспорт, а вот расселение и гонорары оплачивают сами театры.

 

Следующий вопрос был адресован директору Донбасс Опера:

- Скажите, ведь наверняка в Донецке остались авторы. Не возникало ли идей написать оперу на основе современных событий?

- Конечно возникают! Регулярно подаются либретто, пишутся песни и стихотворения, по заметкам сражающегося у нас писателя Прилепина кинорежиссер Бортко снимает фильм, симфонические произведения на тему событий на Донбассе были на нашей сцене – но вот оперы пока нет. Кроме того, наш театр ориентируется на классические произведения.

Добавлю ещё про классику. До войны в нашем городе было много разных концертных организаций, приезжали разные артисты, работали самодеятельные коллективы – а потом остались в Донецке два театра. Зритель сначала, может быть, и вынужденно пошел на классику, а теперь привык и это стало отдушиной для людей, выходящих после обстрела из подвалов.

 

Затем спросили Татьяну Александровну:

 

- Голос – это сложный инструмент. Как вам удается его сохранить в условиях войны?

- Да, голос требует особого ухода, особенно сейчас, когда я – единственная исполнительница Турандот все эти три года и заменить некем. Помогает и народная, и традиционная медицина – таблетки, спреи, молоко, масло...

 

Следующий вопрос снова был адресован Евгению Ивановичу:

 

- Скажите, во время гастролей в Волгограде и Воронеже вы обмениваетесь опытом с вашими коллегами из местных театров?

- Конечно. И с солистами, и с хором. Более того, в прошлом году мы были в Ростове – и наш художник был приглашен туда на постановку спектакля, а ростовского художника и художника по свету пригласили к нам на «Пиковую даму».

 

А через несколько часов после пресс-конференции воронежцы увидели «Бал-маскарад»!