Главные вкладки

24 января
2020

Как воевали хазары

лекция окно в Хазарию археология

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
(«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкин)

19 января 2020 года, в рамках просветительского проекта «Окно в Хазарию», в Книжном клубе «Петровский» прошла лекция кандидата исторических наук Сергея Игоревича Владимирова «Военное дело Хазарского каганата». Лекция собрала большое количество слушателей, поскольку по данному государству не так много информации дошло до наших дней. Письменные источники не полностью отражают историю Хазарского Каганата, и многие народности, населяющие его территорию, не нашли своего отражения в летописях.

Выступление опиралось, в основном, на археологические источники, но и здесь сложно говорить о том, что они раскрывают все многообразие Каганата. На лекции была освещена только ситуация с военным делом, которая была характерна для района Междуречья реки Дон и Северского Донца.

Археологические данные ясно свидетельствуют о том, что Хазария была многоэтничным государством. Выделяется несколько этносов по различиям в погребальной обрядности: катакомбные, соответствующие аланской части населения, мигрировавшего с Северного Кавказа на север в середине 8 века и ямные погребения (сейчас считается, что часть из них оставлена финно-угорскими народами и жителями, пришедшими с северо-восточного Предкавказья), а также, кремационный обряд и поминальные комплексы. Встречаются могильники, где есть и ямный и кремационный обряд погребения одновременно.

Источниками для исследования вооружения хазарских воинов являются: археология, письменные источники и изобразительные.

Письменные источники — это описание населения Хазарии, с которыми контактировали путешественники и торговцы, прежде всего, арабы, но они остались только для южных районов Хазарского Каганата. Что же касается северных территорий, то здесь никаких иных источников, кроме археологических, нет. Только анализ 365 погребений дает возможность сделать какие-то выводы об оружии используемом воинами Каганата для охраны своих границ. Из вооружения, в могильниках представлены из клинкового оружия — сабли, палаши и мечи. Следующий вид оружия — кинжалы. Также, встречаются топоры, существующие в огромном количестве форм, т.к. в Хазарии была развита металлургия, и каждый мастер делал оружие непохожим на остальные, поэтому полностью идентичных форм топоров нет. Представлены в погребениях и копья: пиковидные, имеющие ромбическое сечение, листовидных очертаний (плоские) и пламевидную форму лезвия. Кистени — ударное, дробящее оружие. Дистанционное оружие представлено в виде луков и стрел.

Из-за того, что луки были составными, сохранились костяные и роговые накладки. Благодаря большому количеству материала, археологи установили, что воины носили стрелы в колчанах наконечником вверх, что было связано с тем, что возрос их ассортимент, и лучнику в бою бывали нужны бронебойные или плоские стрелы в зависимости от ситуации в бою.

Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что носители каждого обряда погребения являлись пришлым населением. Как они друг с другом взаимодействовали? Это остается до сих пор вопросом для историков.

На основании греческих и арабских письменных источников мы можем проследить и эволюцию организации войска. На ранних этапах, каган требовал выставить войско из подвластных народов, затем, письменные источники фиксируют такой способ — богатые люди должны были снарядить определенное количество воинов и предоставить их в распоряжение кагана. На финальной стадии существования Каганата источники фиксируют уже существование наемного войска.

Лекция иллюстрировалась большим количеством слайдов. Живой рассказ лектора раскрыл особенности вооружения хазарских воинов и военное своеобразие разных народов, населявших когда-то территорию нашей области. Отсутствие достоверной информации о Хазарском Каганате породило большое количество вопросов в конце лекции, поэтому лектор стал и невольным участником дискуссии о государстве, когда-то занимавшем южную часть Воронежской области.

Текст и фото — Владислав Ходаковский