Влияние эпохи Возрождения на философский труд Никколо Макиавелли «Государь»

Никколо Макиавелли - выдающаяся личность своего времени. Родившись в XV веке во Флоренции, скажем так, в семье незажиточной, в отличие от других политических и философских деятелей, не смог получить полного и качественного образования в ранние годы. Однако эти пробелы Никколло восполнял самостоятельно как путем самообразования, так и путем наблюдения за видными деятелями. На этот счет есть знаменитая фраза: «Сначала жить, потом философствовать». Примечателен тот факт, что это не помешало ему развить карьеру политического деятеля, а именно быть ответственным за дипломатические связи республики, написание военно-теоретических трудов и, конечно же, быть культурным деятелем - драматургом и литератором.

Из-за закулисных баталий в чиновничьих рядах и свержения республиканского строя, Макиавелли был арестован в подозрении заговора и подвергнут пыткам. Ему запретили проживание в своей стране. Никколо удалившись в свое имение начал работу над литературными и философскими трудами «История Флоренции» и «Государь». Благодаря последнему, Макиавелли посмертно внес свое имя в список как философов, так и политиков.

Эпоха Возрождения - время «золотого века» при правлении Лоренцо Медичи. В этот период искусству приемлема огромная значимость. Если творец создал по образу и подобию своему человека, то почему человек не может быть творцом прекрасного? - один из главных вопросов, которые стали задавать философы. В этот период образуется культ человека- творца. Индивид эпохи приписывает все свои заслуги не общественному самосознанию, а самому себе. Яркий представитель эпохи Франческо Петрарка - культурный деятель, философ, а главное - искренне верующий христианин. Петрарка пытался совместить свои поэтические творения о радости земного бытия с глубокими религиозными учениями. Ну и, конечно же, Леонардо да Винчи, который говорил: «Бог – первопричина и перводвигатель, и у природы творческая мощь». Да Винчи не противопоставляет природу и человека, природное и божественное, но понимает проблему соотношения природы и человеческого искусства, будучи «локомотивом» во всех сферах подъема эпохи Возрождения.

Главное отличие Никколы Макиавелли от предшествующих мыслителей в том, что он руководствовался в своих размышлениях и сочинениях не абстрактными идеями главенства добра и бога, а реальным опытом конкретной жизни - «идеями целесообразности и полезности». Он не руководствовался, как писал в «Государе», «вымышленной правдой», а предпочел бы «действительную».

«Разница в том, как должны жить люди и как живут, столь велика, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует во вред себе». Философ проявил себя с жесткой позиции реализма, считая, что человек своими благодушными мечтаниями о прекрасном светлом мире, который ждет его либо в конце жизни, либо после смерти, мешает себе предпринимать жизненно важные решения и действия по улучшению своего положения. Здесь мы видим четкую перекликающуюся позицию с религиозными учениями как католиков, так и христиан о спасении и прекрасной жизни после всех мучений.

Говоря о формах правления, будучи хоть и республиканцем, Макиавелли приходит к выводу, что наиболее целесообразной формой правления является монархия, отсюда возникает идея «нового государя». Люди не могут быть только хорошими или только плохими. Они и хорошие, и плохие. Так и государь должен опираться на «пряник и кнут», если он хочет править долго.

В своем трактате автор описывает приход к власти посредством как удачи, доблести, так и подлости или преступления, а так же благодаря решению групп населения - народа или элиты.

Давая оценку трудов автора, ученые критикуют одни труды Макиавелли за аморализм, а другие труды хвалят за реализм. Таков был переломный «золотой век», когда под стремлением развить философию, стремилась и развиться человеческая жадность до власти. Нет ни одного в наше время правителя, который с чистой совестью сказал бы, что путь к власти был чистым, без грязи, без лжи.

Хочется добавить свое мнение о видном философе. По прошествии более пяти веков, проблема эффективного управления государством до сих пор не найдена. Много факторов могут влиять на это. Под государством, прежде всего, нужно понимать простой народ. Различные революции, гражданские войны и конфликты, как писал Макиавелли, « служат для методологичного захвата власти. Истинный правитель же должен опираться на свой народ, заботиться о его благосостоянии и уважать его свободу. Нечестность он допускает лишь в отношении врагов». Народу же нужно быть внимательными при выборе себе правителя. Проблема сегодняшнего мира, как и в век Возрождения, заключается в лени, бездействии и в самосознании народа. Если правитель неэффективен, его нужно менять; если он не компетентен, выводить в отставку; и тем более если правитель преследует цель личного обогащения, другими словами, он вор, отнимать все имущество в пользу народа и представлять перед законом.

Текст: Москалев Василий