«Виктория и Абдул» (рецензия Евгений Киселева)

Какой русский не любит старой доброй Англии?! Правда, любим мы её не как всемирного паразита вековой давности, а как полусказочную страну, где жили Холмс и Ватсон, Дживс и Вустер, семейство Форсайтов, Эркюль Пуаро и многочисленные жители аббатства Даунтон. Так что любителям подобного наверняка понравится новый фильм «Виктория и Абдул».

Речь в нем идёт о последних 14 годах правления королевы Виктории, когда на празднование 50-летия её правления были присланы два слуги из Индии, один из которых – 24-летний Абдул Карим – так понравился королеве, что она оставила его и назначила со временем своим секретарем по индийским делам. Многотысячелетняя история монархий мира знает огромное число примеров фаворитов (достаточно вспомнить, как в Испании конца XVIII в. простой гвардеец Мануэль Годой стал любовником королевы и приятелем короля, а в результате получил генеральский чин и должность главы правительства), но тут всё осложнялось тем, что любимец королевы был выходцем из покоренной страны и представителем абсолютно чуждой культуры, что в эпоху, когда теория национального и расового превосходства была в Британии научно обоснованной доктриной, было страшным нарушением всех духовных скреп и устоев государства.

Взлет простого индуса оскорбил тогда очень многих в придворных кругах – от обычных лакеев до премьер-министра, тем более, что Абдул и сам немало старался, чтобы это недовольство не угасало, а наоборот усиливалось. Он не захотел жить с остальными слугами, ссылаясь на мифическое благородное происхождение, поэтому королева подарила ему отдельный коттедж (куда Абдул перевез жену и тёщу из Индии) и должность «мунши» (это сложное слово можно перевести с языка урду, которому Абдул обучал королеву как «секретарь», «учитель» и «помощник» одновременно). Если предыдущий близкий друг королевы – её лакей-шотландец Джон Браун (умерший за несколько лет до появления при дворе Абдула) – был бескорыстным и не пытался извлечь никакой материальной выгоды из неожиданным образом изменившегося своего положения, то Абдул без всякого стеснения выпрашивал у королевы награды, дорогие подарки и земельные участки для себя, повышения по службе для своего оставшегося в Индии отца. (В фильме это показано по-английски деликатно и недосказанно – коттедж присутствует, но в кадре Абдул ничего не выпрашивает: просто появляется перед придворными с несколькими медалями на груди). Когда королева умерла, то Абдула отослали назад в Индию, изъяв все письма от королевы – во избежание будущих скандалов.

Вся эта история изложена в фильме очень красиво и весьма близко к действительности (ну за тем лишь исключением, что реальный Абдул (от которого осталось много портретов и фотографий) был гораздо  круглолицым, чем сыгравший его актер), а главное – как всегда в британских исторических фильмах великолепно показана бытовая сторона: какие церемонии сопровождали королеву в обычных делах и на торжествах, как слуги исполняли свои обязанности, где королева отдыхала и в каких вагонах путешествовала... Все это показано очень интересно, а на большом экране и вовсе произведет отличное впечатление!

Отдельно порадовало то, что в самой Англии перед премьерой фильма о королеве и её фаворите никто не грозил жечь кинотеатры и леди из партии тори не рассказывали о мироточащих бюстах Виктории...