В стране тюльпанов: жизнь и культура Нидерландов

 

В начале мая мне выпала возможность побывать в Европе, а именно в Нидерландах. Пригласила подруга, с которой мы учились в одной группе в университете. Поскольку за рубежом я до этого момента не был совсем, то с радостью отправился в страну тюльпанов. Когда едешь куда-то впервые,  трудно что-то ожидать от поездки. Да, я знал, что в Нидерландах есть свои достопримечательности, свои культурные особенности, свои отличия, как и в любой другой стране, но я не знал, что меня ждёт. Однако поездка выдалась интереснее, чем я мог себе представить.

Перелёт из Москвы занимает три с половиной часа, однако самолёт приземлился немного раньше запланированного времени в аэропорту Схипхол, расположенном в  Харлеммермере. Да, Харлеммермер считается отдельным городом, впрочем, до Амстердама дорога на поезде занимает примерно минут десять. Сразу бросилось в глаза то, что в стране все населённые пункты находятся в зоне относительно лёгкой досягаемости. Страна по размерам небольшая, поэтому времени на то, чтобы добраться в другой город, уходит совсем немного.

В стране вообще очень хорошо развита система транспорта. Электропоезда быстрые, ходят часто (четыре раза в час как минимум), работает эта система ежедневно до 01.00.  Между берегами на реке есть паромы, которые ходят также по расписанию и при этом абсолютно бесплатны. В крупных городах развита трамвайная сеть.

Столица Королевства Нидерланды, Амстердам, расположена на реке Амстел. Всем известно, что  населённые пункты изначально строились в болотистой местности и на постоянно затопляемых морскими приливами территориях, поэтому долгое время люди прибегали к различным средствам, чтобы в конечном итоге сделать землю пригодной для жизни. Создавались искусственные насыпные участки. Для осушения земель часто рыли каналы, поэтому и городская, и сельская местность по всей стране буквально изрезана ими. На территории страны существуют так называемые польдеры – осушенные участки земли, находящиеся ниже уровня моря.

В Амстердаме, как и в  других городах, находится множество каналов, каждый из которых имеет своё название. По каналам совершаются поездки на лодках, что пользуется спросом главным образом у туристов. Очень много лодок самых разных размеров, многие из которых вообще оборудованы под жилые помещения и даже имеют свои адреса. Для желающих проводятся платные экскурсии по каналам.

Вода в Нидерландах везде – реки, каналы, озёра, водохранилища. В интернете попадалась информация, что с пригодной для потребления водой в стране проблемы, и поэтому на ней постоянно экономят. Однако водопроводная вода вполне пригодна для питья, в чем я убедился в первый же день, что было для меня прямо приятным шоком.

Климат в стране океанический, поэтому погода тоже довольно непредсказуемая. Может дуть сильный ветер, потом светить солнце, потом вы пять раз подряд попадёте под дождь, и всё это может с вами произойти за один день. И такое происходит повсеместно, поэтому при себе иметь непромокаемую одежду не помешает.

Когда едешь на поезде, то тебе открываются виды на поля, где пасутся коровы и овцы. На полях также имеются каналы, предназначенные для осушения почвы, а также служащие границей между участками их обладателей. 



Природа в Нидерландах во многом похожа на нашу. Можно встретить знакомые нам вязы, липы, каштаны. При этом возле частных домов можно увидеть самые разные эксперименты садоводства их хозяев. Честно говоря, удивило наличие мальвы, особенно, её использование в качестве декоративного растения, когда в нашей стране она растёт, где придётся и воспринимается иной раз как огородный сорняк.

Часто можно увидеть и ветряные электростанции. В Нидерландах этот вид производства электроэнергии занимает значимое место в электроэнергетике страны вообще. Существует множество компаний, с которыми можно заключить контракт на определённый срок, в течение которого компания будет снабжать электричеством. Нидерландский электротранспорт также функционирует благодаря ветряным электростанциям. В стране есть также одна старейшая угольная электростанция и несколько экспериментальных, использующих энергию прилива и отлива. Активно используются также и солнечные батареи, которые можно увидеть на крышах домов, яхт, да и вообще где только можно.

Амстердам считается городом велосипедов, что небезосновательно, ведь этот вид транспорта невероятно популярен в стране. Многие голландцы используют для передвижения велосипеды, которых в городе просто множество. Припаркованные велосипеды можно увидеть буквально повсюду: и на стоянках, и на перилах, и просто оставленные на улице или в парке под деревом.

В Амстердаме, да и в Нидерландах в целом, для этого вида транспорта созданы все условия – это специальные дорожки, обозначенные красноватого цвета асфальтом. Впрочем, дорожки эти используются не только велосипедистами, но и водителями мотоциклов и скутеров, а также одноместных машин, предназначенных для инвалидов (которые, впрочем, почему-то приобретаются и вполне себе здоровыми людьми).

Нередко в статьях, посвящённых городской жизни Нидерландов, можно встретить такое полушуточное утверждение, что велосипедист всегда прав, даже если неправ. Могу сказать, что это действительно так. Если случается авария с участием велосипедиста и водителя автомобиля, то в случае разбирательств дело решается чаще всего не в пользу водителя авто, поэтому большинство из них предпочитают вести себя на дороге осторожно. Сами же пользователи велосипедного транспорта чувствуют себя на дорогах вполне вольготно, часто вообще проезжая на красный свет. Скажу честно, сам даже за время пребывания в стране успел перенять эту дурную привычку у местных. Обходилось всё это для меня без последствий, хотя я ни в коем случае не призываю к нарушению правил, просто дороги в Нидерландах действительно безопасные.

Голландцы настолько привычны к велосипедам, что в процессе вождения могут параллельно заниматься и какими-то другими делами. Наблюдая за велосипедистами, нередко можно увидеть самые разные картины, как, например, разговор по телефону или даже поедание лапши быстрого приготовления прямо во время движения. Можно увидеть парочку влюблённых, едущих на велосипедах и держащихся за руки во время езды. Нередко можно заметить и то, как водители скутеров берут на буксир своих друзей-велосипедистов.

Велосипед можно взять в прокат, что само по себе стоит того. Во-первых, это помогает сэкономить время и посмотреть больше интересных мест в городе, ведь передвигаетесь вы намного быстрее, чем во время пешей прогулки. А, во-вторых, вы просто получите удовольствие, разъезжая по амстердамским улочкам. Правда, есть риск заблудиться (сам однажды заблудился три раза за день), хотя выйти из положения несложно, даже если у вас нет под рукой навигатора. На трамвайных остановках висят карты со схемами, поэтому вы можете легко сориентироваться. Можно и поспрашивать местных, по-английски говорят практически все.

Вообще английский язык в Нидерландах для её жителей является практически вторым родным. Его учат в школах, он присутствует в СМИ, дети его слышат с очень раннего возраста. Англоязычные фильмы также часто не дублируют, чаще просто добавляя субтитры на нидерландском языке. В целом, если говорить о городах, то можно прожить и проработать, условно говоря, используя один английский. Впрочем, если вы желаете не просто жить в стране, а ещё и дружить и общаться  местными, то нидерландский язык выучить будет всё же необходимым.

Жизнь в Амстердаме действительно насыщенная, хотя в то же время нет ощущения какой-то спешки. Город людный, насыщенный, но уютный. Почти что на каждом шагу в центре города есть какая-то достопримечательность, связанная с теми или иными событиями или судьбами. Многие здания являются старинными культурными объектами, которые часто сдаются под жильё или заведения вроде баров или магазинов, однако при этом находятся под охраной ЮНЕСКО. Новые здания строятся таким образом, чтобы в целом не нарушать композицию города. И старые, и новые постройки отлично гармонируют друг с другом, высота их в целом находится примерно на одной линии. Словом, отношение к культурным объектам довольно бережное.

Бросилось в глаза и наличие множества арт-объектов, представляющих собой различные скульптуры, в числе которых немало и абстрактных фигур. Такими объектами улицы просто усеяны, встретить их можно как в городе, так и в сельских поселениях, что также приятно удивляет. Подобные украшения улиц вообще типичны для Европы.



Наблюдать за жизнью местных горожан интересно. Даже если вы просто бесцельно бродите по улицам, то могут случаться приятные, интересные и то и смешные мелочи. Как-то во время прогулки случайно удалось увидеть съемку фрагмента фильма, с целью чего была перегорожена часть улицы.



Одеваются голландцы не совсем так, как в России и странах СНГ. Голландские девушки не слишком заботятся о каблуках, как это принято у нас. В этой стране и среди мужчин, и среди женщин довольно распространён так называемый «кэжл», когда одежда на каждый день может представлять собой иной раз набор совершенно несочетаемых вещей, за что, впрочем, осуждать никто не станет. К примеру, можно увидеть женщину, одетую в стандартный офисный костюм, но обутую в кроссовки (причем, если она идёт на работу, то это совсем не значит, что она там обязательно переобуется). Много, однако, и стильно одетых людей любого возраста. Яркие и эпатажные наряды также можно встретить, чем, однако, вряд ли можно удивить местных (да и европейцев вообще). Если человек своим внешним видом выбивается из толпы, то никто не станет оглядываться и уж тем более кричать что-то вслед, как это делается у нас. Обычно в таких случаях всё ограничивается парой брошенных мельком взглядов.

К чужому внешнему виду голландцы относятся без осуждения. Можно, к примеру, запросто встретить даму лет пятидесяти с множеством колец в ушах и одетую в футболку Ramones, и это не будет восприниматься как нечто из ряда вон. В Нидерландах это нормально. Да и вообще там немного другие представления о возрасте. Пожилые люди чувствуют себя вполне комфортно, не слишком обращая внимание на возраст. А двадцать пять лет в Нидерландах – это просто ещё зелёный студент, в то время как в нашей стране многие в этом возрасте начинают считать себя старыми, а то и вообще ставят на себе крест. В целом такая тенденция типична не только для Нидерландов, но и для Европы в целом. Рожать предпочитают не слишком рано, хотя молодых (в нашем понимании) семей там тоже немало. Типичная голландская семья – это трое и более детей. Если в семье кто-то родился, то в этот момент на парадном входе часто может красоваться игрушечный аист. Если вы увидите где-либо на крыльце дома такого аиста, значит здесь пополнение в семье.



Нидерландцы не слишком любят куда-то торопиться, это прямо одна из характерных черт нации. Если вы что-то заказали из еды, то готовить её будут не спеша, поэтому вы можете успеть слегка заждаться. В магазине в очереди на кассу можно наблюдать то же самое, когда человек может заговорить с кассиром, начать что-то уточнять, а то и вообще вернуться к прилавку, если что-то забыл купить. Люди, стоящие в очереди, будут при этом ждать, хотя сами они тоже не слишком куда-то торопятся, так как могут просто в этот момент копаться в телефоне или пребывать в своих мыслях. Мне поначалу было сложно к этому привыкнуть, когда я старался быстрее расплатиться, положить в пакет покупки и быстрее уйти, так уже на уровне привычки въелось ощущение, что ты задерживаешь очередь. Со временем, однако, я убедился, что никто подгонять тебя не станет, и до самого конца своего пребывания в этой стране чувствовал себя спокойно, если опять оказывался в магазине.

Удивили в целом цены. Да, Нидерланды – страна недешёвая, как и любое другое государство Западной Европы. Однако при этом можно найти и еду, и одежду по ценам, сопоставимым с нашими воронежскими, а то и дешевле. На один евро, а то и меньше, наесться вполне возможно. Безумно понравилась выпечка и молочные продукты, они действительно вкусные. В центре много сырных лавок, где часто выставляются бесплатно нарезанные кусочки разных сортов сыра на пробу.

Стоит также сказать и о так называемых кофешопах – специальных заведениях, где курят траву. Всем известно, что курение марихуаны в Нидерландах легализовано, хотя это не совсем точное утверждение. Употребление является вне закона само по себе, однако оно и не наказуемо. 

То же самое и со сферой интим-услуг. В Амстердаме есть район De Wallen, известный как квартал красных фонарей, существующий довольно давно. Рядом, как ни странно, находится церковь Oude Kerk. В квартале располагается несколько улиц, где на первых этажах домов находятся витрины, в которых красуются дамы лёгкого поведения. Вечером и ночью улицы озаряются светом красных фонарей. Есть экземпляры на любой вкус. Есть также витрины, где можно увидеть трансов. Освещение, правда, на таких витринах уже не красного, а синего цвета. Фотографировать женщин на витринах настоятельно не рекомендуется.



Неподалёку от улиц находится и статуя, изображающая «жрицу любви».





В целом Нидерланды страна безопасная, уровень преступности низкий настолько, что в стране постепенно закрываются некоторые тюрьмы (одну из них, как мне сказали, переделывают под корпус университета). Основная масса преступлений связана с кражами. Однако в стране уважение к чужой собственности развито довольно сильно. В этом вы можете убедиться, если, к примеру, вы потеряли какую-то свою вещь на улице, то через какое-то время можете запросто найти её на том же месте, никто её не тронет. Правда, с велосипедами будьте внимательны, потому что с них могут свинтить отражатели, а то и колёса, а уж если вы приковали его не цепью, а шнурочком, то и вообще могут угнать.

Амстердам также примечателен множеством скверов и парков.  В Музеумплейн (Museumplein) находятся Рейксмюсеум, музей Винсента Ван Гога и Городской музей Амстердама или Стеделейкмюсеум (Stedelijk Museum). Рядом с Рейксмюсеумом находятся огромные скульптурные буквы с надписью “I amsterdam”.





Интересен и кинотеатр Тушинского (бывший театр), который также является местной достопримечательностью. Здание было построено в 1920-х годах по заказу Абрахама Ицека Тушинского, бизнесмена еврейско-польского происхождения.









Интересна также бывшая корабельная верфь, оборудованная теперь под арт-пространство. И само здание, и его окрестности украшены всевозможными граффити. Внутри здания можно найти мастерские, расположенные в виде крошечного городка со своими улочками. Для фотосессий в урбанистическом стиле место более чем подходящее.









Удалось также посетить и пару интересных мест, связанных с историей нидерландской поп-группы Luv’, популярной в 70-80-е годы, и не только. К примеру, памятник  “Woutertje Pieterse en Femke”, который фигурирует в клипе на песню “Trojan Horse”. Это скульптурное изображение героев книги Эдуарда Доуверса Деккерта «История маленького Вальтера» (автор широко известен под псевдонимом Multatuli). Эдуард Деккерт – одна из значимых фигур нидерландской литературы. Он являлся противником колониальной политики Нидерландов, ярким примером чего служит его роман «Макс Хавелар, или Кофейные аукционы Нидерландского торгового общества». В каждом городе обязательно имеется улица Мультатули, названная в честь писателя.


Кадр из видеоклипа "Trojan Horse"


MULTATULI
“Woutertje Pieterse en Femke”

Клип Luv’ на песню “One More Little Kissie”, а также некоторые сцены того же клипа на “Trojan Horse” снимались в зоопарке Artis, основанном в 1838 году. Следует сказать, что парк Artis (полное название – Natura Artis Magistra) тоже является местом уникальным. В нём находятся как клетки и вольеры с животными, так и планетарий, детская ферма, аквариум и теплица. Помимо этого Artis включает геологический и зоологический музеи. В 2014 году их число пополнил и музей “Micropia”, который является единственным в мире музеем микроорганизмов.



Находясь в Нидерландах, сложно пройти мимо дома, где скрывалась со свое семьёй от нацистов уроженка Германии Анна Франк и вела свой знаменитый дневник.

Стоит сказать и о памятнике Ребмрандту, расположенном на одноимённой площади. Рядом со статуей художника располагается также скульптурное изображение персонажей его картины «Ночной дозор».



Гуляя по Амстердаму и разглядывая достопримечательности, не мог пройти мимо и памятника знаменитому нидерландского философа-рационалиста Бенедикта Спинозы. 





 

Текст и фото: Павел Сычев