Убийство в Восточном экспрессе (рецензия Евгения Киселева)

«Убийство в Восточном экспрессе» Агаты Кристи – один из самых знаменитых детективов ХХ века.При этом число его экранизаций довольно мало – достаточно сказать, что первая из них появилась лишь через 40 лет после выхода книги, а остальные вышли уже в XXI веке – поэтому не удивительно, что новая экранизация привлекла внимание зрителей, тем более, что её режиссером стал Кеннет Брана – мастер масштабных постановок с хорошо проработанным видеорядом.

Позволю себе кратко напомнить читателям исходный сюжет. В 1930 г. в США гангстеры похищают ребенка из известной семьи Армстронгов, требуют выкуп, но всё равно убивают девочку после получения денег (здесь Агата Кристи основывалась на реальной истории, случившейся с семьей известного в те годы лётчика Чарльза Линдберга – первого человека, совершившего беспосадочный перелет через Атлантический океан в 1927 г.). Из-за этой трагедии погибает ещё несколько человек (родители девочки и их горничная), а главарь гангстеров Касетти уходит безнаказанным, и поэтому влиятельные друзья и слуги пострадавшей семьи берут правосудие в свои руки: выслеживают убийцу и садятся в один в ним вагон роскошного Восточного экспресса, идущего через всю Европу из Стамбула в Кале. По их плану они должны были все вместе убить его ночью, когда поезд шёл по территории Югославии, и свалить всё на итальянскую мафию из США – но в том же вагоне оказался частный детектив Эркюль Пуаро, которому показались подозрительными некоторые обстоятельства гибели пассажира и он раскрыл детали убийства, но при этом официально поддержал первую версию с мафией, т.к. не мог не сочувствовать и несчастной семье, и мстителям.

Первая экранизация, 1974 года, была самой лучшей – сюжет был передан отлично, а исполнители ролей в точности соответствовали книжным прототипам: Шон Коннери в роли английского полковника, Майкл Йорк в роли венгерского графа и все остальные. В будущем же всё было не столь блестяще – достаточно вспомнить, например, как в экранизации в составе сериала о Пуаро с Дэвидом Суше в главной роли лишь Пуаро и тянет весь фильм на себе, как локомотив – Восточный экспресс, тогда как остальные актеры абсолютно не соответствуют своим ролям: английский полковник слабо отличим от камердинера, а если миссионерша в книге это дама под 50 лет «с лицом овцы», то в фильме это молодая симпатичная девица, а уж из двух персонажей (шофера в семье Армстронгов и влюбленного в погибшую горничную полицейского) и вовсе сделали одного...

Однако, в наши дни явился британский многостаночник Кеннет Брана (актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и продюсер) – и всё в Восточном экспрессе окончательно встало с ног на голову. Брана прославился не только красивым и масштабным видеорядом в фильмах, но и большим количеством добавляемой туда отсебятины, которая не всегда идёт на пользу произведению. Так и здесь: не успел начаться фильм, как Эркюль Пуаро в Иерусалиме наступает в кучу дерьма прямо у Стены Плача – и тут же ради соблюдения баланса наступает туда же ещё и второй ногой. Дальше накал маразма постоянно нарастает: тут вам и влюбленный в англичанку негр-врач вместо английского полковника (стоит ли напоминать, что в середине 1930-х подобное воспринималось окружающими примерно как шалости Алексея Панина в наши дни; при этом один из персонажей утверждает, что югославская полиция повесит в первую очередь именно негра из-за цвета кожи: конечно, демонизировать сербов в Голливуде начали ещё в самом начала 1990-х, но вот приписывать им сугубо американские грехи начали уже в наше время), и венгерский граф, избивающий фоторепортёров ногами как в старом добром гонконгском боевике, и никакого холода зимой в горах – все бегают за пределами вагона без пальто и пара изо рта, да ещё и ведут в такой одежде долгие разговоры на морозе за заботливо поставленном среди сугробов столике! В другой раз Пуаро привлекает к расследованию и вовсе одну из подозреваемых – и они мило беседуют в насквозь продуваемом почтовом вагоне, стоящем на мосту над пропастью…

При этом граф ещё и солист балета, а его супруга танцует в кордебалете… Конечно, Венгрия межвоенного периода была весьма и весьма своеобразной страной (королевство без короля, которым правил адмирал без флота), но всё же достойную жизнь для знати там обеспечивали, так что графу и графине совершенно не надо было идти на сцену ради заработка. Если и этого читавшим книгу зрителям покажется мало, то создатели фильма добавляют ещё и несколько попыток убийства самого Пуаро – сначала это делает секретарь Касетти, потом венгр, потом негр. А затем Пуаро и сам предлагает участникам преступления убить его – и, видимо, от попыток добавить пафоса в финальную сцену создатели фильма забыли, что делает он это на глазах сотрудников югославской полиции…

Словом, несмотря на великолепный актерский состав (Мишель Пфайфер, Джонни Депп, Пенелопа Круз и др.) из классического детектива получился какой-то водевиль с беготнёй и мордобоем. Так что лучше вместо этого фильма посмотреть классическую экранизацию 1974 года или перечитать книгу.