«Сумерки свободы» в Камерно театре

8 декабря 2017 года в рамках второго поэтического фестиваля «Мандельштамфест» на большой сцене Воронежского Камерного театра был представлен спектакль «Сумерки свободы».

В основу постановки Антона Маликова легли стихи, дневники и письма Осипа Мандельштама. Режиссёр показал наследие Мандельштама через призму собственного видения. Взору зрителей предстаёт стандартное жилое помещение, где живёт самая обычная семья – отец, мать и их сын. Мужчина и женщина произносят монологи, касающиеся экзистенциальных проблемам – это и случайность всего, что существует вокруг нас, и бессмысленность окружающего нас мира, но также и придание смысла всей жизни самим человеком, и его собственная ответственность за всю свою жизнь и действия в ней. Тема экзистенциального одиночества и бегства от него также раскрыта в спектакле. Мужская и женская фигуры здесь являются олицетворением того, что традиционно принято ассоциировать с упорядоченностью и хаосом, осмысленностью и его отсутствием, с планом и случайностью, что ярко проявляется в монологах. Мужчина и женщина – люди взрослые, уже столкнувшиеся со всеми этими проблемами. Ребёнок же здесь является олицетворением того, кому только предстоит пройти и пережить всё, что переживает каждый человек. Очерченная на полу квадратная спираль, распадающаяся далее на несколько других линий в разном направлении, символизирует жизненный путь. Мальчик ещё в самом начале пробует один идти по ней, но оступается. Впрочем, в начале видно, что это только игра. После того, как он слышит монологи своих родителей о смысле жизни, он показывает листы бумаги, на которых изображена та же спиралевидная линия, как бы прося показать, что с этим делать? Отец ведёт его вдоль линии сам, однако в какой-то момент мальчик отказывается идти дальше. По большому счёту, так каждый из нас в какой-то момент не хочет идти по жизни дальше – кто-то из чувства страха, кто-то из чувства безнадёжности. 
 

Отдельно хочется отметить высокий уровень игры актёров, чьи монологи чередуются со звучащими на фоне стихами Осипа Мандельштама. Присутствует также и фрагмент документального материала, посвящённого жизни поэта, который включает интервью с бывшей женой поэта. На первый взгляд может показаться, что теме Осипа Мандельштама уделяется мало внимания, однако постановка этой темой буквально пронизана насквозь, и в этом есть тоже своя изюминка. Новым здесь является не содержание самих проблем, затронутых в спектакле – это вечные проблемы, они никогда не были и не будут новыми. Уникальным здесь является уже упомянутое авторское прочтение режиссёра, который умело подал тему Мандельштама, соединив её с вечными для каждого человека вопросами.

 

Текст: Павел Сычев