Слобода под Лысой горой

Лоленко Татьяна

Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит любого в положение исследователей. Это очень важно, так как это положение не только учит приобретать готовые знания из краеведческой литературы, учебных пособий и лекций педагогов, но и вести самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность. Особый интерес представляют исследования, связанные с историей родного края.
Моя исследовательская работа раскрывает связь родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории села с историей нашей страны, и я признаю своим долгом, честью стать достойным наследником наилучших традиций родного края.
Объекты для краеведческого изучения: история, население, хозяйство, и другие стороны жизни села Лиски от его возникновения.

Цель:
- определить дату точного возникновения села на речке Лыске, что текла под Лысой горой
- сравнить эту дату с уже имеющимися утверждениями по поводу образования села.
-ознакомление читателей проекта с историческим прошлым села Лиски
Методика исследования: теоретические (изучение и анализ архивных источников), картографические, фотоматериалы, экскурсия в Лискинский историко – краеведческий музей.

Фрагмент рукописной карты времён Екатерины II
с обозначенной слободой Лиской (Лыской) на речке Лыске.1769 год.

«...Образ степной травы перекати-поле, гонимой ветром и не знающей связи с землёй. Всё стоит перед глазами. Но трава что! А если скитальческую участь перекати-поле изведает человек? Будет ли он счастлив тогда? Вряд ли. Без «духовной оседлости», без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, дальней и близкой, к культуре своей не может быть полноценного человеческого счастья. Культурная среда также необходима для нравственной жизни, как растительный и животный мир для нашего биологического существования».
Академик Д.С.Лихачёв.

(Родному сердцу уголку посвящается)

1.Введение.

Людям необходимо знать историю своего народа, своей «малой родины», своей страны. Глубоко не правы те, кто считает её лишь набором красивых легенд, бесполезных для практической жизни. История наравне с религией, культурой и языком является базовой ценностью любого народа. Не случайно, если нацию хотят поставить на колени, то первым делом искажают её историю.
В истории любого города, поселка, деревни немало славных страниц, написанных вместе с историей страны, которую мы узнаем из летописей.
Летопись – погодная запись исторических событий, производимая современником. Каждая из них начинается словами: «в лето» - отсюда название – летопись. Слова «летопись» и «летописец» были синонимами, но летописцем мог называться также и сам составитель произведения (например, летописец Нестор). Как настоящие историки, летописцы стремились как можно точнее рассказать обо всем, что происходило в стране. Чтобы составить краткий и точный рассказ, летописцам приходилось быть в самой гуще событий. Они сражались «подле стремени» своего князя, участвовали в походах и осадах городов, принимали участие в мирских делах. Но летописец должен был рассказать и о тех событиях, свидетелем которых он не был, поэтому в летописи включались и рассказы других лиц, и даже легенды и предания. Чтобы подтвердить верность написанного, в текст летописи включались различные документы: договоры, завещания, письма. При этом он не боялся выразить и свое отношение к включаемым материалам. Составляли летописи, как правило, ученые монахи.
Вот и меня давно интересовала дата точного возникновения села, в котором я живу, происхождения названия села Лиски Лискинского района Воронежской области. Это для меня не первая исследовательская работа. Изучая результаты прошлых проектов, я поставила для себя новые задачи. В этой работе я хочу, как можно доступнее и доходчивее рассказать о событиях отражённых в архивных документах и оставить в душах читателей след бережного отношения к истории своей малой родины, след неподдельного интереса к прошлому и желания всё больше и больше заглянуть вглубь веков. Историей села Лиски занимались не так много. В современных источниках я нашла мало упоминаний о том, как заселялась территория Дикого Поля*. Кто были первые поселенцы, и чем они занимались? Есть ли документы, подтверждающие современные версии о возникновении села, где я живу?
2. Как всё начиналось.
На въезде в село Лиски Лискинского района Воронежской области, неподалёку от Троицкой церкви установлена стела. На памятной табличке указано, что год основания села Лиски -1681. А в краеведческом журнале Лискинского краеведческого музея «Петровская слобода» выпуск № 6 за 2013 год, я обнаружила другую дату – 1670 год. Кто прав? Попробую разобраться.

Рис.1 Рис.2

____________________________________________________________________
Ди́кое По́ле (укр. Дике Поле) — устаревшее название неразграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских степей между Днестром западе[1] и средней Волгой на востоке[2], от Куликова поля на севере до Чёрного и Азовского морей и Крыма на юге. Ряд историков включает в состав Дикого Поля также степи вплоть до верхней Оки[

Первое официальное упоминание нашей местности в государственных документах я нашла « В книге большому чертежу» (рис. 1-2), которую составляли и дополняли с 1570 - 1627 г. г., а год её издания 1838.
Читая этот документ, становится понятно, что земли Дикого Поля по обеим сторонам Дона использовались давно. А были на них покосы, да «тони»*, да бортные ухожья*, да рыбная ловли* черкас – предков нынешних украинцев. Им по царскому указу, для поселения был отдан город Рыбный (сейчас Острогожск) но земли по речке Лыске (назвали её так, потому что текла под лысыми меловыми горами) и в её округе не принадлежали переселенцам.
Украинцы расселились вокруг своего полкового города слободками*, хуторами. Забелели по донским балкам и буграм украинские саманные хаты с вишнёвыми садами, черпали воду из криниц «молодицi» в расшитых сорочках; зазвенели девичьими голосами и полились над ковыльными степями украинские песни; запестрели венками, лентами, намыстом *, вышитыми рушниками праздники. Свято чтились на праздниках принесённые с Украины обычаи, как память о покинутой Родине. Хранилась и оберегалась культура, созданная на вековых основах народа. И несли они её с собой туда, где поселялись.
3. Слобода под Лысой горой.
Ректор Семинарии Архимандрит Дмитрий в статье «Шатрище» («Неофициальная часть Воронежских епархиальных ведомостей» за 1765 год) разделил историю Воронежского края на три периода: до 1694 года; эпоха Петра I и послепетровский период. Упоминая первый период истории края, нельзя не сказать о двух документах 1670 и 1672 г.г.
__________________________________________________________________
Примечания:
*Тоня – участки реки, угодья для рыбной ловли.
*Бортные ухожья – сбор мёда диких пчёл.
*Рыбная ловли – рыбная ловля.
В первом «Материалы для истории Воронежской и соседних губерний.
Воронежские акты. Том I.» 1670г. (рис.3-7) есть челобитная воеводы Коротояка Михаила Ознобшина Воронежскому воеводе Борису Григорьевичу Бухвостову от 23 октября 1670 года. В ней впервые упоминается «Лисенская слоботка» на Крымской стороне (правобережье реки Дон). Вот фрагменты этого документа:
Рис.3
Рис.4

Рис.5

Рис.6

Рис.7

Времена были не спокойные. По многочисленным челобитным в этих документах понятно, что речь идёт о воровских казаках, «атаман у которых Стенька Разин и брат его Фролка». Торговому, да и простому люду часто
приходилось оберегать себя от «лихих» людей.
Эту дату - 1670 год, можно считать первым упоминанием «Лисенской слоботки», но никак, ни датой образования села. Ведь «слободка» не имела церкви, а село, напротив, всегда появлялось рядом с построенной церковью.
Другой документ, датированный 1672 годом (рис.8), говорит о том, что черкасы «за пользование угодьями всякими: покосами, рыбные ловли, бортными ухожьями» служили Великому Государству Московскому «на украйнах (окраины) верой и правдой без всякого жалованья».

Рис.8

Край Воронежский осваивался, людям стало не хватать места близ Воронежа, Коротояка, других уже существующих городов. Поэтому они зачастили в угодья черкас (к югу края). Черкасы в свою очередь искали новые территории, ведь семьи надо было кормить, поэтому они продвигались всё вглубь Дикого Поля, на неосвоенные земли. Кто-то даже устраивал себе жилые и скотинные дворы на землях, которые им не принадлежали. Так в 1683 году Великий государь приказал снести четыре жилых и восемь скотинных дворов Острогожских черкас на речке Лыске, так как «крепостей» (документов) на эти земли они не имели. И отдать покосы и рыбные ловли архиерейскому подворью* Боршева монастыря. («Материалы по истории Воронежской и соседних губерний. Выпуск XVIII. Акты XVII и XVIII столет. Собр. и изд. членом - секретарём Воронежского статистического комитета Л.В. Вейнбергом за 1683г. Издательство 1888г»).

Рис.9-10

Вскоре, после этих событий, по указу Великого государя за «сенными угодьями от устья реки Сосны вниз по Дону до устья речки Марки и вверх по этой речки», стали присматривать Острогожские черкасы».
_______________________________________________________________
*Архиерейское подворье – временное жильё, сторожки для присмотра за угодьями, то же, что и «юрты» (смотреть ниже).
(«Труды Учётной Архивной Комиссии. Выпуск II под редакцией правителя дел Комиссии священника Ст. Зверева» 1672 г.)
4. Жилец Иван Жолобов.
Жилец – низший чин московских дворян. Именно он – жилец Иван Жолобов получил в 1685 году приказ на совершение «доезда» (экспедиции) «от Тамбова и Козлова (г.Мичуринск) до Коротояка» с целью осмотреть поселения по рекам Дон, Икорец, Битюк (Битюг), по территории Богатского затона и др. Было известно, что земли там давно использовались в хозяйстве. Но кто и какие селения образовал на территории Дикого Поля, тогда ещё никто не знал. Путешественник встретил только «юрты» – временное, сезонное жильё, с чёткими границами: «от устья реки Икорец дальше пошёл Богатский юрт». Именно «юрт» станет первой ласточкой на территории их промысловой деятельности. Позднее на месте «юртов» возникнут сёла. И именно «юрты» положены в основу системы координат документа – отчёта Ивана Жолобова, нужного тогда так для ориентирования на местности. Получается, что основательных поселений на момент экспедиции по территории от Битюка
(Битюга) до Коротояка, в том числе и на Крымской стороне (правобережье Дона) не было. Основной задачей экспедиции Жолобова было продление Белгородской черты до Коротояка направо от того места, где Битюк (Битюг) впадал в Дон и налево вниз по течению до речки Серед (Осередь).

5. По Дону в Азовское море.
Молодой царь Государства Российского Пётр I, мечтал о постройке своего флота, так нужного ему для выхода в Азовское море. Дальновидный царь всё делал для того, чтобы научиться самому корабельному делу и научить этому делу своих подданных. Но умных и знающих корабельное дело людей в государстве не было. Поэтому государь искал их за границей.
Однажды, обучаясь в Голландии, царь Пётр знакомится с картографом, кораблестроителем, гидрологом Корнелиусом Крюйсом. Корнелиус Крюйс (норв. Cornelius Cruys, в России — Корнелий Иванович или Корнилий Иванович) — русский адмирал норвежского происхождения. Начал службу в голландском флоте, в 1697 был приглашён Петром I на русскую службу и прибыл в Россию вместе со многими офицерами, корабельными мастерами и матросами. В 1698 году ПетрI поручил ему надзор за строительством кораблей на верфях Воронежа. Во время Азовского учебного похода в 1699 году под руководством Петра I Крюйсом была произведена «опись» Дона от Воронежа до Азова (1500км), береговая линия, острова, притоки, прибрежные населенные пункты и некоторые строения. Крюйсом был подготовлен и в 1703 году в Амстердаме издан «Атлас реки Дон, Азовского и Черного морей». (рис. 11-12) Это первое картографическое произведение, показывающее фрагмент территории России в таком крупном масштабе. Атлас был издан на голландском языке.

Рис.11.Первая страница Атласа. Рис. 12. Вторая страница Атласа.
Вице - адмирал Борис Берх (1701-1751г.г.) исполнил перевод атласа на русский язык в 1750 году. Этот перевод опубликован в1824 году в №53,54и
55,56 «Отечественных записок». К моей радости и Атлас, и комментарии к нему оказались у нашего Лисянского краеведа Монина Владимира Ивановича. Он же пояснил мне, как нужно искать в Атласе информацию. Ниже приведены некоторые фрагменты карты реки Дон. Есть там Боршевский, Дивногорский и Шатрищегорский монастыри и интересные разделы из Атласа.

Боршевский монастырь, который владел Богатской вотчиной и угодьями по речке Лыске.

Страница 24 Атласа Крюйса.
Рис 11.
Шатришегорский монастырь.

Примерно здесь, в 2 верстах от Шатрищегорского монастыря обоснуются наши
предки -слобода «Петропавловская
Лыска тож». Рис. 12.Страница 25 Атласа Крюйса.
Учебный поход Петра продолжался с 30 апреля по 24 мая 1699 года. Методом попутной морской описи и при помощи лотлиня, компаса и квадранта (всё это гидрологические и лоцманские приборы) составлялась карта.
Теперь можно точно сказать, что угодья по речке Лыске принадлежали Боршеву монастырю. Присматривали за ними Острогожские черкасы - служилые люди, а располагались эти угодья в двух верстах от Шатрищегорского монастыря, (об этом есть статья в «Памятных книжках Воронежской губернии за 1861 год», Шапошникова П.Д. «Судоходство по реке Дон») вниз по Дону. И было всё это в 1699 году.
На карте (Рис. 12) хорошо видны территории монастырей, которые располагались по обеим сторонам Дона. Пришло время поговорить о монастырской колонизации Воронежской земли.

6. Монастырская колонизация Воронежского края.
Историки упоминают несколько применявшихся колонизаций (заселения) территорий: военная (городская) и монастырская. По интересующей нас земле расположились несколько монастырских обителей: Борщевский монастырь, Форосанский монастырь, Лысогорский монастырь, Дивногорский монастырь, Щатрищегорский монастырь. Местность заселялась методом монастырской колонизации. Архиерейское подворье для управления экономическими делами Богатской вотчины положило начало селу Старопокровского Прогорелому тож (левобережье Дона напротив Шатрищегорского монастыря). Прочие монастыри предшествовали постройке городов Коротояк, Усеред, Валуйки. Я выяснила, что после основания Воронежа в 1585 году дальше на юг Дикого Поля территории осваивали монастыри.Таким образом, не столько силою оружия, не постройкой крепостей , сколько устроением обителей распространялось влияние русского племени в полутатарской стране в Диком Поле дальней «украйны» (окраина Московского государства). Дорогой русской кровью полита эта сторона, белыми костями на берегах тихого Дона и его притоках полегли русские храбрецы.
В 1681 году образовывается Воронежская Епархия во главе со Святителем Митрофанием. Иоанн Алексеевич и Пётр Алексеевич Великия Государи пишут дарственную грамоту Cвятителю Митрофанию на владении Борщевским, Успенским, Алексеевским монастырями. Территория на Крымской стороне по речке Лыске принадлежала как уже известно тогда Борщевскому монастырю. Управляя Воронежской кафедрой за 20 лет своей деятельности Св. Митрофаний построил около 200 храмов, был очень деятельным, мудрым и хозяйственным правителем в своих вотчинах. Получив в дар земли по речке Лыске ,сразу же велел разобрать в Воронеже деревянную церковь Петра и Павла и сруб по Дону сплавить вниз для установки его на месте архиерейского двора («юрта») в будущей слободе «Петропавловская Лыска тож». Случилось это уже в 1717 году («Воронежские Епархиальные Ведомости за 1886 год. Церкви Воронжской Епархии за 300 лет с 1586 по1886г.г.») Церковь, построенная на месте архиерейского двора (рядом с речкой Лиской), была поставлена и освящена в честь Святых Петра и Павла. Тогда слобода Лиска и стала называться слободой «Петропавловская Лыска тож» и приобрела статус села.
Уроженец села Лиски, сейчас Архиепископ Святогорской Свято – Успенской

Лавры в Украине, её наместник - Владыка Арсений (Игорь Фёдорович Яковенко 1968 г.р.)

Рис. 14. Архиепископ Арсений.

Рис.13. Стела на въезде в село Лиски.

в честь событий того времени в родном селе Лиски на въезде с братией Святогорской пустыни заложил стелу. На ней памятная табличка с предполагаемым годом образования села - 1681. На тот момент, когда жители села устанавливали стелу, более точных документов по дате происхождения села не было. Поэтому на стеле так есть дата 1681г.
Сказать, что Владыка Арсений сделал много нужного и хорошего для своей малой родины, значит не сказать ничего. Поясню только, что в нашем селе появилась традиция: на праздник Святой Троицы ежегодно собирается много гостей. Под открытым небом братья из Святогорского монастыря устраивают сцену. Приглашаются все желающие (совершенно бесплатно) посмотреть и послушать выступление казачьего Кубанского хора под руководством народного артиста Российской Федерации Виктора Гавриловича Захарченко. Мама Виктора Гавриловича родилась и, оставшись сиротой, воспитывалась в семье священника Троицкой церкви села Лиски

Рис. 16. Источник интернет.Захарченко В.Г.,
художественный руководитель
Кубанского казачьего хора.

Никиты Пустовалова (храм в 1931 году будет закрыт, а отца Никиту Пустовалова в 1938 году расстреляют).
Выступают на празднике украинские коллективы, детвора
местной Лисянской школы, а самое главное женщины - жительницы села Лиски. Они поют старинные песни, на своём, только им известном напеве. Этот праздник собирает каждый год до 500 человек.
7. Манифест Екатерины II .
Шло время, менялись правители, престол Российский стал принадлежать Екатерине II. В1765 году был обнародован манифест императрицы о генеральном межевании (определении границ) Российской империи. Межевание соединилось с проверкой прав собственности на землю и отбором тех земель, владение которыми не могло быть доказано крепостными актами и документами. Началась секуляризация* земель.
«РГАДА фонд1354 опись №91часть1(1778-1900гг.)
Планы дач генерального межевания.
22 мая 1779г. отмежована дача под №31 в Коротояцком уезде Воронежской
губернии. В составе : Лиски слободы Петропавловской тож с селом Залужным, селами Старопокровским Прогорелое тож, Новопокровским, Копанище и деревней Песковаткой, владения казенного и духовного ведомства крестьян и Малороссиян. По последней ревизии мужского пола душ 3661. Десятин земли удобной 21503. Эта дача называлась Богатской вотчиной Боршевского монастыря, а с 1686 года - Архиерейского дома.
В слободе Лиски находился Архиерейский дом, а в селе Покровском Прогорелое тож - Архиерейское подворье для заведования экономическими делами обширной Богатской вотчины. Одной из доходных статей вотчины была паромная переправа. Для совместного содержания переправы и дороги , идущей от переправы вдоль левого склона оврага Боровик к его отвершию на соединение с дорогой Коротояк – Средний Икорец - Бобров, в устье этого оврага было основано село Петровское. Название получило по названию церкви апостолов Петра и Павла слободы Лиски Петропавловской тож .
___________________________________________________________________
*Примечания: Энциклопедический словарь.
Секуляризация - (от позднелат. saecularis - мирской - светский),1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую.

В «Материалах по истории Воронежской и соседних губерний выпуск 13-й акты 17-18 столетий», изданных в 1888году Л.Б. Вейнбергом, на страницах 1298,1299,1302 приводится документ за №558 от 30июня1683года «Список с грамоты Царей Иоанна и Петра Алексеевичей и Царевны Софьи Алексеевны о возвращении Боршевскому монастырю спорных угодий. Документы по истории заселения Воронежского края, датированные 1670,1672,1681,1683,1685,1686 годами и приходно - расходные книги Архиерейского дома времен Святителя Митрофана 1699-1704 годов, опубликованы в «Трудах Воронежской ученой архивной комиссии» в 1902году.
Мне часто приходилось бывать на краеведческих чтениях в нашем Лискинском историко - краеведческом музее. Это всегда очень интересное событие. Лискинские краеведы стараются удивить чем - то новым: ранее неизвестными открытыми датами, интересными фактами из истории нашего края, новыми найденными документами или картами.
Осенью этого года (2013) я вместе с ребятами из Совета музея МКОУ Лисянская СОШ тоже побывала на таких чтениях. Там ребята пригласили к себе в музей одного из краеведов районного музея – Лисовского Юрия Владимировича. Он пообещал приехать, сказал, что привезёт подарок в школьный музей. И действительно, будучи в прошлом военным моряком, Юрий Владимирович активно изучает исторические материалы, связанные с образованием Российского флота. В подарок нам он привёз рукописную карту времён Екатерины II ( Рис. 15), на которой вычерчена местность рядом с речкой Лыской и обозначена Петропавловская церковь. Ниже можно увидеть фрагмент этой карты. Датирована она 1769 годом.

Рис.15. Фрагмент рукописной карты времён Екатерины II 1769 год.

8. О переписях населённых мест
Воронежского края и местных топонимических названиях.

Итак, при Екатерине Великой произошла секуляризация церковных земель. После этого события на землях ранее принадлежавших церкви могли появиться любые другие населённые пункты.
В России было несколько переписей населённых пунктов в 1859 году, в1900 году. В переписи «Населённых мест Воронежской губернии» за 1859 год сказано «Лысянская волость. Слобода Лыски при Козлово –Воронежско – Ростовской железной дороге, при реке Дон и ручейке Лысочке. Малороссы, количество дворов 549, мужского пола 1631, женского пола 1622, всех 3253. Количество десятин поддельной земли 8864. Церковь -1 , общественных зданий -3, учебных заведений: 1 земская и 1 церковно – приходская школа. Промышленных зданий: 1 маслобойный завод, 1 кирпичный завод, 1 водяная и 16 ветряных мельниц. Торговых заведений: 5- мелочных лавок, 1- винная, 1-чайная, 1- трактир. Ярмарок -3 ».
На картах Стрельбицкого И.А. (Рис.16.) (а они были составлены до 1870 года, когда железная дорога по нашей территории была только в проекте) тоже указана « слобода Лыска 43 (430 дворов)». Эти карты считаются очень точными, потому что на них автор указал населённые пункты от 3 дворов и более.

Рис.16. Фрагмент карты И.А. Стрельбицкого.
А в 1896 году энциклопедия Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона запишет: «Лыска , Лиски, Лыски тож – слобода Острогожского уезда Воронежской губернии на р. Дон. Дворов 541, жителей 3596, из них 1774 женщины (из расчёта на количество дворов – в каждом, в среднем, проживало по 7 человек). Православный храм, земская школа, ежегодные 3 ярмарки на престольные дни Троицу, Преображение, Трёх Святителей с оборотом до 50 тыс.рублей ( к сведению стоимость коровы в то время была 5 рублей)». Именно как память о тех ярмарках до сих пор часть села называется «Базарянка», а напротив Петропавловской церкви, на месте, которое и сейчас называют «Качалина», в престольные праздничные дни устанавливались качели, карусели, изготовленные местными мастерами, на них веселилась молодёжь и детвора. 10.Заключение.
Вот и приоткрылась завеса ещё одной странички из истории самого дорого моему сердцу родного села, моей малой родины. Теперь мы знаем, что предками нашими стали черкасы – служилые люди на украйнах Московского государства. Понятно что надо разделить две даты как самостоятельные: год упоминания населённого пункта (1670) и год постройки деревянной церкви в слободе Лиске (1717) на месте бывшего временного архиерейского двора, рядом с ручейком Лысочкой , что течёт под Лысой горой и сейчас. После этого события слобода стала называться «Петропавловская Лыска тож». А благодаря найденным картам можем увидеть территорию, которая станет для нас малой родиной через несколько веков. Лиски – родной сердцу уголок, так манит к себе, притягивает цветущими весной садами и лугами, звонко журчащими чистыми родниками, разноголосицей птиц и раздающимися над Доном красивыми украинскими песнями. Не случайно в последнее время всё чаще и чаще в родные «хохлячие» Лиски возвращаются когда – то уехавшие на комсомольские стройки, на освоение целинных земель и по другим причинам их уроженцы. Наше село облюбовали для постоянного жительства переселенцы из разных уголков нашей необъятной Родины, трудись, живи и радуйся народ! Благодаря таким проектам как этот, ничем неприметное, на первый взгляд, моё родное село Лиски видишь совершенно с иной стороны. Через призму исследования небольшого села видишь историю Великой России. Наука история - это ткацкий станок. Вот натягивается основа - это прошлое. Пускается челнок - и на глазах рождается полотно настоящего. И в этом перекрёстье суровых ниток должны все угадать узорчатую ткань будущего. Наука будущего требует личности. Именно через личность история всегда говорит, действует, а в конечном итоге воспитывает молодое поколение. Сегодняшнему поколению как никакому другому нужен идеал. Каким должен быть идеал? Очень сложный вопрос. Но ясно одно, что надёжной основой для выработки идеала является история. История - наука будущего.

Стоит ли былое вспоминать,
Брать его в дорогу, в дальний путь?
Все равно упавших не поднять,
Все равно ушедших не вернуть,
И сказала память: «Я могу
Все забыть, но нищим станешь ты.
Я твои богатства стерегу,
Я тебя храню от слепоты».
В трудный час, на перепутьях лет,
На подмогу совести своей
Мы зовем былое насовсем,
Мы зовем из прошлого друзей.
И друзья, чьи отлетели дни,
Слышат зов – и покидают ночь.
Мы им не поможем, - но они
К нам приходят, чтобы нам помочь» В. Шефнер.

Литература.
В 1835г. образован Воронежский губернский статистический комитет – административно-научное учреждение, существовавшее до 1917 г. Это было практически единственное учреждение, проводившее в губернии историко-краеведческие исследования и объединявшее воронежских краеведов. Комитетом были изданы «Памятные книжки Воронежской губернии», с 1856г. и другая справочная литература.
1. «Книга большому чертежу или древняя карта Российского государства. Издание второе 1838 год».
2. «Материалы по истории Воронежской и соседних губерний. Выпуск XVIII. Акты XVII и XVIII столетий. Собранные и изданные членом - секретарём Воронежского статистического комитета Л.В. Вейнбергом за 1683г. Издательство 1888г»
3. «Труды Учётной Архивной Комиссии. Выпуск II под редакцией правителя дел Комиссии священника Ст. Зверева» 1672 г.
4. Крюйсом был подготовлен и в 1703 году в Амстердаме издан «Атлас реки Дон, Азовского и Черного морей».

5. Вице - адмирал Борис Берх (1701-1751г.г.) исполнил перевод атласа на русский язык в 1750 году. Этот перевод опубликован в1824 году в №53,54 и
55 , 56 «Отечественных записок».
6.«Памятные книжки Воронежской губернии за 1861 год», Шапошникова П.Д. «Судоходство по реке Дон»
7. Статья Архимандрит Дмитрий «Шатрище» «Неофициальная часть Воронежских епархиальных ведомостей» за 1765 год
8. Рукописная карта времён Екатерины II 1769 год. Предоставил Лисковский Ю.В. краевед Лискинского историко – краеведческого музея.
9. «Воронежские Епархиальные Ведомости за 1886 год. Церкви Воронежской Епархии за 300 лет с 1586 по1886г.г.»
10.Картаы Стрельбицкого И.А., они начали составляться с 1865 года, когда железная дорога по нашей территории была только в проекте.
11. Энциклопедия Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона , документы 1896 году
12. Интернет - источники.

Приложение.