Семинар «Как мне удалось создать театральный проект и стать успешным»

6 марта 2016 в Ресурсном центре НКО Воронежской области состоялся семинар «Как мне удалось создать театральный проект и стать успешным», проводимый в рамках цикла «Школа культурного волонтёрства».

Одним из сегментов данного мероприятия была беседа с художественным руководителем воронежского театра «Кот» Анастасией Савченковой и его режиссёром Алексеем Проскуряковым, которые рассказали об истории создания театра, о разных аспектах его работы, поделились опытом и впечатлениями об этом.

Проект «Кот» возник спонтанно благодаря инициативе Анастасии, так как идея принадлежит главным образом ей. В определённом смысле проект претерпел ряд изменений за всё время своего существования. Изначально возникла театральная студия, у которой вскоре стали появляться свои собственные постановки и которая затем стала студией-театром, а потом уже стала просто театром, в каком виде, собственно, мы знаем проект сейчас.

Само название – «Кот» – нередко вызывает ассоциации чем-то предназначенным для детей, хотя работы театра отнюдь не детские.

По словам самой Анастасии, на сегодняшний день есть много активных и по-настоящему талантливых людей, у которых нет возможности получить высшее образование в области театрального искусства, а, следовательно, и работать в театре профессионально. На раннем этапе существования проекта его создатели наблюдали за тем, как учатся участники студии, и сопоставляли уровень всей деятельности с тем, что существует на текущий момент в современных театрах. Довольно скоро оказалось, что у участников труппы «уровень был», и следующей задачей уже стало решение экономической стороны продвижения проекта «Кот». В немалой степени, как был отмечено, играет роль и фактор, связанный с авторским правом, из-за чего по-настоящему интересная постановка может быть иной раз снята с показа, а то и вовсе не состояться. Проблемами также остаются наличие собственного пространства (помещение у театра арендованное) и распространение билетов.

Основатели театра также говорят, что ставят те произведения, которые нравятся, в первую, очередь им самим, не подстраиваясь под вкусы публики, однако, также стараются сделать так, чтобы постановка была понятной зрителю, и чтобы ему было комфортно при её просмотре. Репертуар включает сравнительно современную драматургию – пьесы, написанные не раньше второй половины XX века, но на сегодняшний день либо забытые, либо вообще неизвестные российской публике, а некоторые из них в России вообще были поставлены театром впервые. Создатели молодого театра даже гордятся независимостью в плане формировании репертуара и отсутствием цензуры и вообще какого-либо давления сверху. 

Актёрский состав – это молодёжь примерно от двадцати до тридцати шести лет. Несмотря на отсутствие специального образования, они отлично справляются со своими ролями, а также отличаются стрессоустойчивостью и способностью импровизировать в сложных ситуациях. Денег актёры не получают, работают главным образом на энтузиазме, совмещая свою деятельность с основной работой, а некоторые могут даже её бросить ради театра.

В театральных фестивалях «Кот» не участвует, так как на сегодняшний день существует чёткое разделение на два сектора – профессиональный театр и самодеятельность. В профессиональный театр не берут, а в самодеятельность основатели театра «Кот» не хотят, так как считают его проектом куда более серьёзным, с чем сложно не согласиться.

Другим гостем семинара был Николай Кодинов, который является создателем проекта под названием «Школы актуального искусства». Название, по словам самого создателя, связано в основном с тем, что намерения каждого человека заниматься искусством обусловлены разными мотивами – кто-то готовится к поступлению в ВУЗ, кому-то это требуется в жизни. Таким образом, и актуальность у каждого человека своя, и работа школы строится на том, чтобы найти индивидуальный подход к каждому, кто желает в ней заниматься.

Изначально обучение было только ораторскому искусству и актёрскому мастерству, однако сферы обучения со временем расширились. Подавляющее большинство выпускников школы поступают в ВУЗы на актёрское отделение либо находят себя на поприще актёрского дела и даже создают собственные проекты («Стеклянный зверинец»).

По словам Николая Кодинова, есть люди, которым недоставало необходимых для актёрского дела качеств и умений, но которые в процессе учебы смогли действительно научиться и показать впечатляющие результаты, хотя сам основатель школы отметил, что не станет скрывать, если актёрская сфера «не его». 

Рассказы экспертов, выступивших на семинаре, проходили в полуинтерактивной форме, все гости семинара имели возможность задать интересующие вопросы прямо в процессе рассказа о проекте.

Текст: Павел Сычев
Фото: Дарья Быковская