«Салют-7» (рецензия Евгения Киселева)

На экраны вышел фильм «Салют-7» – ответ на «Гравитацию» от отечественного кинематографа. Поскольку зрителей сразу уведомляют о том, что фильм основан на реальных событиях, то стоит и начать с этих самых событий. Итак, 19 апреля 1982 г. ракета-носитель «Протон» вывела на орбиту орбитальную станцию «Салют-7» массой почти 20 тонн. На тот момент это была самая большая орбитальная станция в истории (превзойти её смогли только запущенная через четыре года «Мир» и современная МКС). К моменту показанных в фильме событий на ней успели побывать пять экспедиций – в их составе были первые в истории космонавты Франции и Индии (Жан-Лу Кретьен и Ракис Шарма) и вторая в мире женщина-космонавт Светлана Савицкая (она стала первой женщиной, совершившей выход в открытый космос). До показанных в фильме событий на станции побывало 6 экспедиций продолжительностью от недели до 237 суток (эти экспедиции установили два рекорда по пребыванию людей на орбите – сначала 211 суток, затем 237). В ходе них космонавты исследовали Землю и космос, выращивали растения в условиях невесомости.

Длительные периоды «необитаемого» существования орбитальной станции были делом нормальными и заранее запланированными, и иногда длились почти год. Однако, 11 февраля 1985 г., после полугода без космонавтов, связь со станцией неожиданно прервалась. Станцую решили спасти (ведь это был уникальный технический объект), 6 июня на неё направили экспедицию на специально переоборудованном космическом корабле «Союз Т-13» - с него демонтировали систему автоматической стыковки и кресло третьего космонавта, на иллюминатор справа от командира корабля установили лазерный дальномер и прибор ночного видения для облегчения ручной стыковки, разместили дополнительные запасы воды, питания и кислорода (как раз за счет места третьего космонавта и автоматической системы стыковки, и не зря: именно дополнительные запасы воды позволили успешно выполнить поставленную задачу). Руководил спасательной экспедицией самый опытный советский космонавт Владимир Джанибеков – он уже совершил 4 полета в космос (в том числе и побывал на «Салюте-7») и имел опыт ручной стыковки, однако на этот раз Главная медицинская комиссия ограничила его полёт сроком не более 100 суток. Перед полетом Джанибеков и его бортинженер Виктор Савиных, а также дублирующий экипаж долго тренировались. Перед стартом их напутствовали сам маршал авиации Иван Кожедуб – самый результативный летчик-истребитель Антигитлеровской коалиции, который в то время работал в аппарате Министерства обороны, и генеральный конструктор Глушко. 8 июня космонавты в ручном режиме при помощи наземных и космических элементов системы противоракетной обороны успешно состыковались со станцией – так, помимо важного шага в спасении орбитальной станции, было ещё доказано на практике, что космический корабль «Союз» может взаимодействовать с любыми космическими объектами. Через несколько дней напряжённой работы наши и устранили неисправность в системе контроля электропитания, из-за которой, вследствие нештатного отключения всех бортовых систем, температура в отсеках «Салюта» упала ниже нуля градусов. К 16 июня космонавтам удалось подключить напрямую к солнечным батареям аккумуляторы станции, прогреть её и восстановить работоспособность, а 23 июня к ней в автоматическом режиме пристыковался грузовой корабль «Прогресс-24» с запасом воды и прочими грузами, после чего на орбитальной станции занялись различными экспериментами (например, установили снаружи устройства для захвата космической пыли при прохождении Земли через хвост кометы Джакобини-Циннера, растили хлопчатник и т.д.). Потом прибыл ещё один «Союз», и некоторое время на станции работали впятером, после чего вернулись сначала два космонавта, а затем три оставшихся. После этого станция приняла ещё одну полуторамесячную экспедицию, а затем от неё отказались – уже действовала гораздо более крупная станция «Мир», а две космические станции были избыточны для рушащейся страны...

Так было в реальности. А что же получилось в фильме? Космонавты (один из которых заявил на медицинской комиссии, что видел в открытом космосе ангелов и из-за этого едва не погубил свою напарницу) прилетели на «Салют-7», выпнутые в космос в авральном порядке, и устроили на станции пожар; один космонавт обгорел, и в итоге оба не могут вернуться на Землю. Центр приказывает бортинженеру спускаться на Землю, а командиру оставаться помирать на станции (и даже не пытаются переложить этот выбор на самих космонавтов, а в приказном порядке назначают – ты спасешься, а вот ты помрешь!). А саму станцию хотят сбить при помощи систем противоракетной обороны, чтобы не досталась американцам... И вот из последних сил обожженный бортинженер в открытом космосе сбивает кувалдой погнутый метеоритом кожух датчика ориентации солнечных батарей – и всё чудесным образом оживает!

В итоге из рассказа о настоящем подвиге до сих пор живых людей получилась развесистая клюква в духе «Армагеддона» Майкла Бэя. (При этом видно, что изначально фильм замышлялся куда «клюквеннее» и «армагеддонистее» – на рекламных плакатах фильма показано столкновение «Салюта-7» с «Союзом» со взрывом и разлетающимися обломками, тогда как в вышедшем на экране конечном варианте фильма этого нет). Никаких лазерных дальномеров и грузовых космических кораблей для спасательной экспедиции в фильме нет, зато есть истерики. Истерят в фильме космонавты, их жены, руководитель полёта и генералы – по любому поводу и с удовольствием. Остальные эмоции в фильме показаны довольно скупо.

При этом есть в фильме и хорошие стороны. Хорошо показано, как на Западе  технической сбой превращают в повод для очередной истерии в СМИ – неуправляемая станция русских может упасть куда угодно, а на ней может быть ядерное оружие! В наше время это смотрится весьма злободневно и не даёт забыть, что потомки рабовладельцев и нацистов  ненавидели нас всегда и будут делать это в будущем, независимо от того, стоит ли во главе нашей страны император, генеральный секретать или избранный из нескольких кандидатов президент. В фильме постоянно присутствуют фотографии Циолковского, Королева и Гагарина (и в Центре управления полетами, и на борту станции), ясно показывая зрителям, что космическая программа у нашей станции взялась не одномоментно, а в результате усилий многих людей и успешно эволюционирует до наших дней. Авторы фильма не стали стыдливо прятать советские символы, как их многие коллеги, да и финал, когда на фоне песни Высоцкого «Корабли» идёт реальная кинохроника советских космических достижений – старт Гагарина, выход в космос Леонова и т.д. вплоть до самих Джанибекова и Савиных, выглядит очень достойно и воодушевляюще. Есть в фильме и забавная шутка уже от самих его создателей: когда космонавты, измерив свою температуру, укладывают термометры в аптечку, видно, что за аптечку заткнута книга мемуаров того самого бортинженера Савиных «Записки с мертвой станции», изданная в 1999 году...

Подводя итог, должен отметить, что «Салют-7» нельзя назвать ни однозначно хорошим фильмом (как «28 панфиловцев»), ни однозначно дурным (как «Ледокол»). Каждый сам найдет ответ на этот вопрос.