«Рай» Андрея Кончаловского (рецензия Евгения Киселева)

Двухчасовой неторопливый черно-белый фильм про то, как во время войны добрые европейцы спасали еврейских детей... Это «Список Шиндлера» скажете вы? А вот и нет – это новый фильм для западных зрителей от клана Михалковых-Кончаловских.

Почему для западных? Ну хотя бы потому, что в зарубежный прокат он вышел на целых четыре месяца раньше, чем в российский, и посвящен важной для Запада теме – евреям и нацистам. Сожженные вместе с жителями советские деревни, разбомбленные города, уморенные голодом и тяжёлой работой военнопленные, угнанные в рабство мирные жители – всего этого нет в фильме Кончаловского: есть угнетаемые евреи и спасающая их русская аристократка, в исполнении пятой по счёту официальной супруги режиссера Юлии Высоцкой, которая оказалась в эмиграции и сотрудничает в журнале «Вог». 

В начале автор умело и смачно макнул современную зажравшуюся политкорректную Европу в её собственное дерьмо, о котором почтенные бюргеры и буржуа сегодня не любят лишний раз вспоминать: 

вот почтенный французский полицейский, очень любящий жену и сына, борется с Сопротивлением и его подчиненные разбивают подозреваемым колени молотками – а подпольщики в ответ убивают его на глазах сына; вот вступивший в СС немецкий аристократ восхищается Гитлером «великая идея нашла великого человека» и сообщает, что «если евреи и не пьют кровь наших детей – то всё равно этот образ подобран очень точно», вот рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, великолепно сыгранный Виктором Сухоруковым, рассказывает главному герою, что после победы над США фюрер собирается уйти на покой и ищет себе молодого преемника, а пока Гиммлер поручает герою фильма проверить концлагеря на предмет казнокрадства;вот зритель видит начальника концлагеря, который даже не скрывает перед проверяющим своего воровства под хорошо известным предлогом «Так все делают!» и проверяющий рассказывает зрителю о деталях такого воровства – заставляя сильно усомниться во вбитом в головы штампе «немецкий порядок»;вот присланный в лагерь проверяющий рассказывает о любви к русской литературе, о том как читал в подлиннике Чехова и Толстого – но перед этим идут воспоминания о том, как подчиненная ему айнзацкоманда закапывала после расстрела ещё живых людей...

Показывают и быт построенного просвещенными европейцами концлагеря – комендант собственноручно избивает блоковую (заключенную, которая командует другими в своем бараке), чтобы доходчиво объяснить, как именно та должна избивать других заключенных, а в это время печи крематория не справляются с потоком трупов на кремацию...

Однако, когда зрителю начинает казаться, будто у фильма есть потенциал – всё скатывается в сопли и истерики «великой русской актёрской школы», и увы: фильм с многообещающим началом заканчивается совершенно картонным финалом.

Перевоспитание гламурной княгиней в арестантской робе влюбленного в неё высокопоставленного эсэсовца смотрелось бы намного интереснее как с точки зрения сюжета, так и в общецивилизационном плане. Однако, такого финала мы не увидим – Европу и мир спасла от Гитлера не эмиграция первой волны, а Красная Армия, но ей не место в специально созданном под фестивальные призы и «Оскар» фильме!  Так что влюбленный эсэсовец вместо разрыва с империей зла ради любви ограничивается лишь небольшим злоупотреблением служебным положением в личных целях – и оказывается, что в старом фантастическом фильме «Возвращение джедая» морали существенно больше, чем в новом кино, снятом при поддержке министерства культуры РФ.

В итоге в номинацию на «Оскар» фильм «Рай» не попал, а зритель остался в недоумении с финалом словно со страниц затрёпанного романа в мягкой обложке с быстро забывающимся названием...