«ПИОНОВЫЙ ФОНАРЬ». МИСТИЧЕСКАЯ ЯПОНСКАЯ СКАЗКА

Кукольный театр – это визитная карточка города Воронежа. На постановках этого театра выросло не одно поколение воронежцев. В репертуаре театра есть спектакли как для маленьких зрителей, так и для взрослых. К последним на сегодняшний день относятся «Шинель» (по одноименной повести Н. Гоголя), «Королевский стриптиз» (по произведениям Ф. Г. Лорки, Г. Х. Андерсена, Е. Шварца), «Король Лир» (по пьесе В. Шекспира), «Пионовый фонарь» (С. Энтё).

«Пионовый фонарь» – инсценировка повести японского писателя Санъютэя Энтё, представляющая собой мистическую средневековую историю о чести и долге, коварстве и интригах, о любви и смерти.  

Санъютэй Энтё – японский потомственный актёр-рассказчик. «Пионовый фонарь» был создан им в 30-х годах XIX века и первоначально существовал как произведение устного жанра («звучащая книга»), т.е. исполнялся автором со сцены. Позже, в 80-х годах того же века, произведение было стенографировано и, войдя таким образом в литературу, сразу же прославило С. Энтё. До сих пор «Пионовый фонарь» считается лучшей пьесой театра Кабуки. В России произведение стало популярным благодаря переводу Аркадия Стругацкого.

Действие пьесы происходит в конце XVIII века в Японии и сплетает судьбы нескольких персонажей, относящихся к разным сословиям. Наличие двух сюжетных линий, чередование которых держит читателя в постоянном напряжении, создает атмосферу детектива: с одной стороны, перед нами разворачивается история сына самурая, которого убили, и теперь сын ищет убийцу, чтобы отомстить за отца (таков кодекс чести средневековой Японии), с другой – история любви молодого ронина (самурая, потерявшего покровительство своего сюзерена). И всё это окутано флёром мистики и дополнено неожиданно появляющимися приведениями.

В Воронежском театре кукол спектакль «Пионовый фонарь» идёт уже не первый год, привлекая всё новых зрителей. Несмотря на то, что значительную часть спектакля актеры-кукольники играют в непривычном для себя амплуа артистов драматических, их работу стоит оценить как превосходную. Куклы используются изредка – в качестве иллюстрации взаимоотношений персонажей, а также для создания того самого фантастического настроения: то появляются две большие, в рост человека,  белые куклы-привидения с мертвенно-бледными лицами – это души двух умерших дам, то возникает в глубине сцены огромная голова духа, покровителя самураев, или же перед нами разворачивается сцена сражения «кукольных» воинов. 

Японская культура как культура Востока совершенно противоположна культуре европейской. Однако связь России с Востоком сильна. Возможно, поэтому русскому сознания так интересны ориентальные имена, традиции, мифология, особенности общения. Почувствовать дыхание Японии, услышать её, увидеть в деталях помогают создатели спектакля.Декорации и костюмы актеров, выполненные воронежским художником Александром Ечеиным, – словно настоящие японские, и это сразу настраивают зрителя на нужную волну. Погружению в сюжет пьесы способствует музыка, написанная композитором Александром Балаяном, лирическая и драматическая одновременно, и тоже в японском стиле.

В «Пионовом фонаре» достаточно много интересных и завораживающих деталей, визуальных эффектов, которые заставляют посмотреть спектакль еще раз. Например, три огромных синих бумажных веера, раскрытых и слегка подсвеченных, в сочетании с дымкой символизируют реку. Вот по «реке» плывет лодка с двумя гребцами. Подобные моменты, когда герои не говорят и звучит лишь музыка, напоминают идеализированные пейзажи восточной гравюры.Пионовый фонарь, то возникающий на сцене, то исчезающий, – проходит лейтмотивом через весь спектакль и знаменует приход героев из потустороннего мира, но также и любовь двух юных персонажей. Дух погибшей от любовной тоски благородной девушки О-Цую (София Иголкина) каждую ночь с красным фонарем в виде пиона навещает возлюбленного, молодого самурая (Сергей Шамамян), постепенно отзывая его душу к себе, в мир иной.Притягательна фигура рассказчика, в роли которого выступает заслуженный артист России Михаил Мальцев. Его герой, словно мудрый волшебник или сказочник, повествует о персонажах

«Пионового фонаря». Похоже, именно так в своё время сам Санъютей Энтё рассказывал с театральных подмосток историю о самураях.Первое действие спектакля более окрашено в романтические тона. Второе же, напротив, более динамично и напоминает увлекательный детектив.Вне зависимости от того, являетесь ли вы поклонником Востока в целом или Японии, спектакль «Пионовый фонарь» не оставит вас равнодушным. 

Спектакль посвящен памяти В. А. Вольховского – художественного руководителя Воронежского театра кукол «Шут» с 1987 по 2003 год. Поставлен московским режиссером Юрием Фридманом.  

В ролях: Михаил Мальцев, Михаил Каданин, Софья Иголкина, Любовь Марчук, Лариса Борисова, Сергей Шамамян, Владислав Ефанов, Станислав Беляев, Валерий Яваев, Владимир Руднев, Татьяна Ечеина, Григорий Вахрунов, Елена Киселева, Юлия Скворцова

Текст  и фото:  Екатерина Пономарева