Пещерные и наземные храмы Подгоренского района Воронежской области

Здесь представлена работа в номинации "История моей малой родины" конкурса "Наследие предков - молодым" 2018 года. Автор - Оксана Острогорская (село Белогорье, Подгоренский район). Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie

 

Введение

Архитектура православных храмов отражает развитие общества в разное время не зависимо от правителей и цивилизаций. Именно поэтому изучение храмовой архитектуры как духовного наследия приобрело в современное время актуальность. В современном мире размываются национальные культуры народов и их духовные основания, но в то же время идет бурное религиозное возрождение: люди пытаются отстоять свои исторические, народные ценности и найти способ противостояния наплыву агрессивного, обезличивающего влияния общества.

Православное краеведение – новое направление в науке, которое изучает историю возникновения православных храмов, их современное состояние, а также собирает сведения обо всех событиях, касающихся православного христианства в определенной местности (краткая биография священников и годы их служения на приходе, деятельность православных организаций, работа иконописных мастерских и пр.). От истории православное краеведение отличается тем, что изучает не только прошлое, но и настоящее, при этом делает уклон на православные памятники истории и искусства, а не на самих событиях и их анализе.

Православное искусство включает в себя храмовую архитектуру, росписи, иконы, церковную утварь. Рассмотрим в работе храмовую архитектуру Подгоренского района, а также сохранившиеся росписи и иконы.

Подгоренский район расположен в центральной части Воронежской области на правом берегу Дона. Территория Подгоренского района с момента своего постоянного заселения, середины XVII века, входила в подчинение города Острогожска. Как административная единица Подгоренский район был образован в 1928 г., но в современных границах он сложился только к 1973 г. [3, с. 4-5].

В России в конце XVIII в. появляется интерес к древнерусскому зодчеству. В XIX веке начинают выпускаться альбомы с чертежами древних церквей, различная периодическая литература по данной теме, затем стали появляться научные исследования. В конце XIX – начале XX века стали появляться различные церковно-археологические учреждения (ЦАУ) (общества (ЦАО), комитеты (ЦАК) и церковные музеи), которые занимались непосредственным изучением церковных памятников своего края. Так, в Воронеже в 1901 году был создан Воронежский церковный историко-археологический комитет (ВЦИАК, 1901–1917), результаты работы которого публиковались в «Воронежской старине» и «Епархиальных ведомостях». Именно благодаря работе ВЦИАК сохранились некоторые описания действующих Подгоренских храмов (1901–1915 гг.). Такие описания составили Д. Самбикин (слобода Подгорное, Белогорье), А. Кременецкий (Сиротовка).

В советское время церковная архитектура Подгоренского района не изучалась, лишь с 1980–х гг. стали появляться исследования пещерных монастырей Белогорского и Костомаровского (В. Степкин, А. Жарова, О. Шамаев). Исследований архитектуры приходских храмов нами выявлено не было. Также не производился общий анализ архитектуры всего района.

Актуальность работы состоит в современном осмыслении православной архитектуры Подгоренского района Воронежской области.

Таким образом, цель исследовательской работы: выявление особенностей и черт, анализ православной архитектуры Подгоренского района.

Для достижения данной цели необходимо решить несколько задач: исследовать храмы Подгоренского района (разрушенные и новоделы); определить характерные черты храмов для определенных временных промежутков.

 

Наземные храмы Подгоренского района

Первые храмы, строившиеся на территории района, были деревянные, и до наших дней дошли лишь упоминания о факте строительства (Никольская церковь в сл. Белогорье 1711 г., Богословская церковь в сл. Сагуны 1721 г., Рождественская церковь в сл. Подгорная 1721 г.) [3, с. 12]. Деревянные церкви продолжают строиться вплоть до середины XIX в., возможно, это связано с неимением у населения денег на строительство каменных храмов. Последняя деревянная церковь в Подгоренском районе выстроена в Побединщине в 1846 г. Упоминаний о внешнем виде деревянных храмов не сохранилось.

Первые каменные храмы появляются в крупных слободах (Семейки, Колодежное, Белогорье) в середине XVIII века. К концу XVIII – началу XIX вв. в камне перестраиваются почти все деревянные храмы крупных слобод (Подгорное, Белогорье, Семейки, Колодежное, Саприно, Костомарово, Сергеевка).

Сохранились фотографии Преображенской церкви Белогорья и Никольского храма в Колодежном. Храмы выглядят тяжеловесными, имеют массивный барабан, высокие прямые окна, шлемовидные купола. Современный исследователь А. В. Чекмарев относит Преображенскую и Троицкую церкви Белогорья к двухбашенным храмам слободской Украины и называет в качестве прототипа храмов Покровский собор в Ахтырке и Троицкий собор в Острогожске [4]. Отличается от других церквей храм в с. Семейка. Он имеет видимую внешне форму креста. Построен в стиле барокко с элементами классицизма, ему свойственны простота и структурность композиций в отделке фасада.

Период массового строительства храмов начался в селах в конце 1840–х гг. и продолжался до конца 1870–х гг. Это связано с ростом населения слобод Подгоренского района. Нами были определены некоторые черты сходства этих храмов. Храмы в Верхнем Карабуте и Украинской Буйловке имеют рустовку (элемент украшения в виде прямоугольных блоков) на углах первого этажа, в буйловском храме линии широких блоков рустовки продолжаются и по всей длине храма. Также рустовка в храме более поздней постройке – Воскресения Христова в Белогорском монастыре. Храмы в Верхнем Карабуте и Большой Хвощеватке имеют стрельчатые арки на окнах и над дверями.

В 1880–1890–х гг. новые храмы не возводились. В начале XX века было выстроено всего три храма, которые характеризуются выразительным крупным декором с использованием мотивов русского средневекового зодчества и ренессанса: 1903 г. – Сергиевская церковь в сл. Куренное при усадьбе; 1903 г. – Успенская церковь, в сл. Басовка; 1916 г. – Воснесенский собор в Белогорском монастыре [3, с. 13]. Интересно, что данные храмы отражают развитие трех видов наземной храмовой архитектуры: усадебные/родовые храмы, приходские храмы и монастырские храмы. Все три храма имеют форму храма-корабля. В Басовке и Куренном колокольни имеют колонны на каждом уровне; у обоих храмов барабан купола цилиндрический, округлый, поставленный на четверик. Храм в Басовке имеет как арочные украшения (округлые), так и треугольные фронтоны с южной и северной сторон (как в Воскресенском монастырском храме). Все три храма имеют вытянутые арочные окна на барабане. Входы храмов в Куренном и Белогорском монастыре оформлены сдвоенными арками.

Наиболее распространенный тип храма в Подгоренском районе – корабль, символизирующий корабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблазнов житейскому морю; такой тип имеют и старые храмы (Преображения Господня в Белогорье, Успения Божией Матери в Басовке), и вновь отстроенные храмы (Спиридона Тримифунтского в Белогорском монастыре, 2014 г.; Вознесения Господня в х. Витебск, 2014 г.). Реже встречаются крестово-купольные храмы, символизирующие Крест Христов – основу Церкви и ковчег спасения для людей (Воскресения Господня в с. Семейка, Сергия Радонежского в Куренном). Храм Вознесения Господня в Белогорском монастыре соединяет черты храма-корабля и шатровые формы (построен в 1896–1916 гг.).

Храмы чаще всего однокупольные, знаменующие единство Бога (Иоанна Богослова в сл. Сагуны, Святой Троицы в сл. Подгорное,). Также распространены двухкупольные, соответствующие двум естествам Богочеловека Иисуса Христа (Георгия Победоносца в х. Большая Хвощеватка, Вознесения Господня в Белогорском монастыре). Реже встречаются трехкупольные храмы, знаменующие Святую Троицу, нами выявлены такие храмы только в Белогорье (Преображения Господня и св. Троицы в сл. Белогорье, свт. Спиридона Тримифунтского в Белогорском монастыре). Пятикупольный храм Преображения Господня с приделом свт. Николая в Белогорье, обозначающий Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов, не сохранился. Семикупольным, знаменующим семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа и семь Вселенских соборов, запланирован восстанавливаемый храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Верхний Карабут. Тринадцатикупольным, символизирующим Иисуса Христа и двенадцать апостолов, был усадебный храм Сергия Радонежского в Куренном.

В Подгоренском районе церкви и приделы чаще всего освящали во имя Святой Троицы, Воскресения Господня, Николая Чудотворца, Успения Божией Матери, Вознесения Господня, Сергия Радонежского. Примечательно, что во второй половине XIX века храмы начинают освящать во имя святых, которые были канонизированы всего несколько десятилетий назад; так, освящаются храмы во имя Митрофана Воронежского в Гончаровке и во имя Тихона Задонского в Перевальном. Храмы чаще однопредельные; трехпредельными были храмы в крупных слободах, таких как Белогорье и Семейка.

К 1917 году в Подгоренском районе действовало 23 наземные церкви.

Некоторые храмы Подгоренского района расписывались мастерами из Басовки (Успенский храм в с. Басовка). Для росписей больших соборов приглашались мастера из столицы (Воскресенский в Белогорском монастыре был в 1916 году расписан Щукиным). В настоящее время сохранились росписи лишь в храме с. Басовка. В храмах с. Юдино и Украинская Буйловка видны следы фресок на стенах, но разобрать, что было нарисовано, уже невозможно. На северной стене Успенского храма в Басовке изображено Рождество Христово; на южной – вход Господень в Иерусалим; на западной стене – суд Понтия Пилата, слева – Иисус с детьми, справа – Иисус, идущий по волнам, и апостол Петр; остальные росписи разобрать невозможно.

В 1920–30–е гг. храмы стали закрывать. К 1950-м гг. большинство храмовых зданий было разобрано. Сохранились храмы лишь в небольших селах и хуторах (Басовка, Куренное, Верхний Карабут, Семейка и др.). Всего на территории Подгоренского района сохранилось 7 наземных храмов, построенных до 1917 года: Рождества Пресвятой Богородицы в с. Верхний Карабут, Успения Божией Матери в с. Басовка, Архангела Михаила в с. Украинская Буйловка, Георгия Победоносца в х. Большая Хвощеватка, Воскресения Господня в с. Семейка, Сергия Радонежского в х. Куренное, Казанской иконы Божией Матери в с. Юдино.

На 2017 год в районе существуют 8 действующих наземных храмов. Строятся два новых храма: с 2014 года – Сергия Радонежского в пгт. Подгоренском; с 2015 – Антония и Феодосия Киево-Печерских в Белогорском монастыре. Два года назад закончена реставрация храма Георгия Победоносца в Большой Хвощеватке; реставрация выполнена качественно: за основу взяты сохранившиеся чертежи и схемы храма, сохранен замысел устройства храма, подобраны схожие с изначальными материалами. В Верхнем Карабуте реставрация еще не завершена, но уже видно, что мастера стараются сохранить первоначальный облик храма.

Росписей в восстановленных или вновь отстроенных храмах нет. Большая часть икон массового производства. По заказам выполнены обычно только иконы иконостаса и местночтимые.

 

Пещерные храмы Подгоренского района

Меловые пещерные храмы распространены в средней полосе России, они являются особенностью Воронежской области. На территории Подгоренского района находятся два действующих пещерных монастыря: Белогорский Воскресенский мужской и Костомаровский Спасский женский. В XIX в. пещерные храмы стали очень популярными, и началось строительство пещерных храмов в сл. Семейка и с. Басовка, которые по разным причинам были не окончены. Пещерный храм в Семейке имеет схожие формы с Александро-Невским храмом Белогорского монастыря, но в укрупненных пропорциях.

К 1917 году в Подгоренском районе действовало 4 пещерные церкви (Александро-Невская, 1819 г. и Троицкая (нвне Святого Духа) в Белогорском монастыре; Нерукотворного Спаса, с приделом Веры, Надежды, Любови и Софии и Серафима Саровского, 1903–2000 гг. в Костомаровском монастыре) [3, с. 14].

Пещерные храмы Подгоренского района имеют прямоугольную форму. Алтарь отделен меловой стеной. Практически все пещерные храмы имеют сводчатые потолки. Храмы, в основном, имеют три нефа, разделенных между собой меловыми стенами или колоннами. Большинство храмов имеют форму креста. Вокруг храма сделан круговой обход для прохождения крестным ходом. Место для исповеди удалено от основного помещения храма (в Костомаровском монастыре существует отдельная пещера для исповеди).

Пещерные церкви украшаются иконами подвесными или вырезанными из мела. Об украшении храмов до 1917 года встречается немного упоминаний, в основном, описываются иконы (переносные), из чего можно судить, что настенных росписей в храмах не было. Однако, жители с. Белогорья называют два помещения Белогорских пещер «цветными» (малая (ныне алтарь храма Св. Духа) и большая цветные комнаты), кроме того, что в них находились цветные розетки, говорится о росписи стен и потолков этих помещений библейскими сюжетами. По розеткам, восходящим по форме к римскому символу солнца, и сводчатым потолкам, имеющим крестообразные углубления, некоторые исследователи соотносят Белогорские пещеры с римскими катакомбами и высказывают предположения, что пещеры могли быть построены намного раньше официальной даты, около I–III в. н.э.

Известны некоторые почитаемые иконы, которые находились в монастырях. В Белогорском монастыре – икона Божией Матери «Мария благую часть избра» («Мария обрете благодать у Бога»); была воссоздана в 2007 г. студентами Воронежской Духовной семинарии была на основе фотографий и старинного списка с оригинальной иконы, обнаруженного у одного из местных жителей. По преданию икона была перенесена из пещерного храма, где, находясь двадцать лет, не потускнела и сохранила свой прежний вид; икона чтилась чудотворной и хранятся записи нескольких чудесных исцелений от нее. В Костомаровском монастыре почитаемы иконы «Святое семейство», «Благодатное небо», некогда переданная из Белогорского монастыря, в иконе 6 пулевых отверстий, считается, что в лики Иисуса и Марии целился красноармеец, но ни одна пуля в лики не попала.

С 1990–х гг. начинается восстановление Костомаровского Спасского монастыря; с 2000–х гг. – Белогорского Воскресенского монастыря. В пещерных храмах регулярно ведутся службы.

В пещерных храмах выполняются иконы на мелу, как отдельно стоящие, так и вырезанные на меловой стене. Выполняется в качестве украшения резьба по мелу. Новые иконостасы заказываются в иконописных мастерских.

 

Заключение

Подгоренский район имеет особенность – два пещерных монастыря. В сохранившихся наземных храмах нами выделены общие архитектурные черты, что позволяет подтвердить версию о строительстве храмов местными мастерами из Басовки.

Проделанная нами работа станет основой для будущих исследований местной православной архитектуры.

Нами будет продолжена работа по выявлению сведений о внешнем и внутреннем облике утерянных и частично сохранившихся храмов, что окажет большую помощь при реставрации данных храмов. 

 

Список использованной литературы

  1. Дмитрий (Самбикин). Хронологический указатель церквей Воронежской Епархии (1586-1886) / архиепископ Дмитрий. – Воронеж : [б.и.], 1886 (Тип. В. И. Исаева). – 172 с.
  2. Жарова А. История Белогорских пещер / А. Жарова. – СПб., 2003. – 66 с.
  3. Кригер Л. Подгоренские высоты. Звенья времени / Л. Кригер. – Воронеж : Творческое объединение «Альбом», 2011. – 116 с.
  4. Чекмарев А. В. Двухбашенные храмы Слобожанщины: трансформация украинской типологии в XVIII - начале XIX в. / А. В. Чекмарев // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. – Спб. : Издательский дом «Коло», 2013. – Вып. 18 (34). – С. 277-311.
  5. Чекмарев А. В. Памятники церковной архитектуры сегодня. Проблемы и угрозы [Электронный ресурс] / А. В. Чекмарев. – Архитектурное наследие. – http://arch-heritage.livejournal.com/838044.html. – (дата обращения: 24.03.2017).
  6. Шамаев О.В. Летопись Белогорского Воскресенского монастыря / О.В. Шамаев. – Воронеж : «Левый берег», 1996. – 88 с.