Образовательный семинар Акселератора об управлении проектами

8 апреля 2023 года в конференц-зале Дома Молодёжи (пр. Революции, 32) состоялся второй семинар образовательной программы Акселератора добровольческих культурных проектов на тему «Управление проектами: системный подход, как инструмент повышения результативности».

Экспертом выступила Смоляникова Наталья Александровна, мастер делового администрирования (степень МВА) по направлению «Управление инновационными проектами и маркетинг». Наталья Александровна была Председателем Комитета по культуре г. Тында Амурской области и на протяжении 4 лет реализовывала культурную политику целого города. 

В начале мероприятия совместно с экспертом участники разобрали особенности управления проектами в социокультурной сфере. 

Управление проектами в социокультурной сфере – это деятельность, связанная с постановкой и достижением целей, ориентированных на обслуживание базовых социальных потребностей населения: медицинского сопровождения, образования, спортивного и культурного досуга.

Существуют 3 ключевых фактора, на которые обязательно обращают внимание инвесторы перед тем как вложиться в социокультурный проект:
1. Конкретная целевая аудитория проекта – главные выгодоприобретатели и благополучатели
Разница между выгодоприобретателями и благополучателями заключается в том, что первые – люди, ради которых вы создали проект, а вторые – те, кто заинтересован в том, чтобы ваш проект был реализован.

Эксперт обратила внимание на вопрос, который автору проекта важно задать себе при написании проекта: какую трансформацию переживёт ваша целевая аудитория, когда «зайдёт» в проект и когда «выйдет» из него?  Здесь необходимо системное мышление. Стоит задуматься, зачем благополучателю и выгодоприобретателю ваш проект? Что этот проект способен изменить в жизни вашего окружения, города, страны, сферы и т.д.? Если в ходе реализации проекта происходит трансформация, в результате которой качественно меняется качество жизни вашей целевой аудитории, то успех у инвесторов гарантирован, потому что в таком случае они находят ответ на вопрос, зачем тратить время, деньги и ресурсы на ваш проект. 

Проект не только должен решать частные проблемы, но и создавать движение, в рамках которого у целевой аудитории проекта может сформироваться новое качество жизни. Автору проекта крайне важно видеть траекторию его развития. Люди инвестируют не в «маленькие» решения, а в проекты, у которых присутствует понятная траектория развития, дорожная карта. 

Наталья Александровна рассказала об Agile методологии – современном методе разработки программного обеспечения для выполнения проекта от начала до конца. Методика включает в себя, так называемые прототипы вашего продукта. Первый прототип должен включать в себя создание некой среды для того, чтобы проект прошёл определённую трансформацию. Второй прототип – это некий внешний круг, который позволяет другим, похожим на ваш проект инициативам, пройти трансформацию, а текущие, уже реализованные проекты имели возможность функционировать и развиваться дальше.  

Эксперт дала следующую рекомендацию: когда вы смотрите на целевую аудиторию вашего проекта, подумайте, что с ней будет дальше, поскольку у социокультурных проектов выживаемость в разы выше. Когда вы четко осознаёте, по какой траектории проведёте свою целевую аудиторию, вы создадите для неё благоприятные условия развития, что привлечёт больше партнёров, инвесторов и благополучателей.

2. Социальнозначимая проблема, имеющая отрицательную динамику
Что важно сделать для того, чтобы системно осмыслить проблему вашего проекта? Пропишите проблему, как вы её озвучили, а затем подберите 4-5 вариантов того, что произойдёт в разных сферах жизни вашей целевой аудитории, если эту проблему не решить. Потом ниже под этой проблемой также пропишите, по какой причине эта проблема вообще возникла? Опишите первый уровень предпосылок вашей проблемы. Скорее всего, содержание вашего проекта будет направлено на то, чтобы нивелировать этот первый уровень проблемы. 

3. Признаки уникальности и новизны в предлагаемых подходах и решениях
Проект всегда предлагает что-то новое, в нём есть признак новизны, которая определяется по следующим параметрам: 
a) Новое - новое: самое сложное и капиталоёмкое – то, что труднее всего продать инвесторам.  Вы предлагаете что-то «новое» в абсолютно «новом». В маркетинге и бизнесе существует подход, называемый «паровозики и вагончики» - если мы вводим на рынок новый продукт, то его желательно выводить через хорошо известный канал сбыта. Если мы используем новый канал сбыта, то туда необходимо заводить хорошо известный проект.
b) Известное – новое: скорее всего, в проекте будет взят какой-то известный, понятный механизм, культурное благо, и автор проекта внесёт это в новое пространство - на новые территории, в новые каналы трансляции коммуникаций.
c) Новое - известное: случай, когда вы придумываете что-то абсолютно новое и несёте это в известную среду.

Виды проектов сфере культуры
1. Внутриведомственные: предполагают совершенствование работы управленческих структур либо учреждений культуры.
2. Внутрисферные: предполагают внедрение новшеств в организацию культурных мероприятий, уставную деятельность учреждений культуры, поддержку творческих деятелей.
3. Социокультурные: направлены на изменение социальной среды, т.е. улучшение социальных показателей методами и средствами культуры.

Задачи социальных проектов в сфере культуры:
1. Повышать уровень культуры населения и, как следствие, делать людей более открытыми, любознательными, терпимыми, компетентными. Предотвращать распространение социальных пороков.
2. В художественной форме влиять на поверхностные и глубинные свойства личности. Формировать мировоззрение, отношение к современным процессам и явлениям.
3. Формировать подготовленного потребителя культурного продукта.
4. Делать городскую среду визуально богаче и разнообразнее.
5. Формировать узнаваемый позитивный имидж территории среди жителей и во внешней среде.

Типы инновационных проектов в сфере культуры:
1. Просветительский. Это упаковка и подача хорошо известного содержания в новых формах, форматах, жанрах, направленная на популяризацию. Например, творческий вечер с приглашением известных композиторов, кинорежиссёров и дирижёров. Использование этно-художественных песенно-танцевальных образцов в концертных программах.

2. Образовательный. Это организация обучения: по новым направлениям; среди вновь выделенных целевых групп; в нестандартных условиях. Например, мастер-класс руководителей и менеджеров оркестра для учащихся школ; мастер-класс для молодых режиссёров; школа реставраторов (если не организовано постоянного обучения).

3. Исследовательский. Это выполнение исследовательских работ в интересах развития сферы культуры. Например, проведение мониторингов удовлетворённости населения культурной жизнью города; публикация монографии по итогам этнографической экспедиции.

4. Ресурсный. Речь про поиск, создание, накопление, инвентаризацию, сохранение и обеспечение использования ресурсов, как правило, информационных. Например, создание видеоархива, отражающего культурную жизнь региона. «Перепись ремесленников». «Виртуальный музей».

5. Презентационный (или, имиджевый). Это создание позитивного имиджа некоторой структуры либо деятельности, брэндинг, обеспечение узнаваемости во внешней среде. Например, «Культура в лицах» - размещение информации на сайте о выдающихся работниках культуры, авторские вчера со знаковыми личностями, видеофильм про народные ремёсла региона и т.д.

6. Программный. Это совмещение в одном проекте двух и более элементов для получения системного эффекта:
a) Искусство и технология;
b) Две социальные группы;
c) Старый жанр и новая среда;
d) Новый вид деятельности для целевой группы;
e) Новый ресурс для целевой группы; 
f) Новая целевая группа в традиционном виде деятельности. 

Например, популяризация коренного малочисленного народа в рамках фестиваля (просветительский проект) может сопровождаться мастер-классом по ремеслу (образовательный под-проект), изданием сборника научных работ (исследовательский под-проект), составлением онлайн-каталога ремёсел (ресурсный под-проект) и информационной кампанией в российских СМИ (имиджевый под-проект).

Наталья Александровна отметила, что любой социокультурный проект, относящийся к первым 5-ти видам, стоит дорабатывать до уровня программы. Такой подход изначально позволяет ещё на стадии проектирования создавать уникальность, как основное конкурентное преимущество. Кроме того, программный проект позволит авторам получить больший социальный отклик, совмещая разнообразные виды деятельности в качестве под-проектов.

Далее эксперт представила авторский алгоритм укрупнения проектов и конструирования программ под названием «Матрёшка». Участники семинара разобрали основные принципы планирования социокультурных проектов по данному методу, который состоит из следующих элементов:
1. Ресурсы – это ресурсная база проекта: всё то, что есть в наличии, можно привлечь и/или получить у выгодоприобретателей и партнёров проекта.
2. Целевая группа – это все возможные варианты и уровни благополучателей и выгодоприобретателей (целевая аудитория).
3. Среда. К данному элементу относятся: территории, сферы деятельности, ниши, каналы трансляции и т.д.
4. Вид деятельности – это формы и форматы мероприятий, многообразие которых можно использовать в проектной деятельности.
5. Механизм группировки: что и с чем группируем с точки зрения алгоритмов «новое-известное», «известное-новое», «новое-новое».

Далее участники семинара изучили методику формализации бизнес-модели проекта по методу Lean Canvas, состоящую из 9 блоков и позволяющую собрать воедино ключевые идеи вашей проектной Идеи и предварительно оценить её жизнеспособность: 
1. Целевая аудитория проекта;
2. Социальнозначимая проблема и альтернативы;
3. Уникальность вашего решения проблемы;
4. Описание вашего решения проблемы;
5. Каналы продвижения;
6. Финансирование проекта + монетизация;
7. Структура издержек (расходов) проекта;
8. Ключевые метрики (показатели) проекта;
9. Дополнительная ценность проекта.

Подводя итоги семинара, можно сказать, что любой социокультурный проект может стать самоокупаемым, и при этом сохранить исходную значимость, если в процессе проектирования, изначально в модель его реализации вшиты бизнес-подходы. В таком прочтении любая грантовая, благотворительная или спонсорская поддержка должна рассматриваться как стартовый капитал.

В конце семинара эксперт ответила на вопросы участников.

Проект реализуется в рамках конкурса грантов АНО “Образ Будущего”. Конкурс проводится по инициативе вице-спикера Госдумы Алексея Гордеева и при непосредственной поддержке Губернатора Воронежской области Александра Гусева.

Текст – Анастасия Пальмова
Фото – Эдуард Юзбашян