О спектакле Специальной программы Платоновского фестиваля "Оружие Сердец"

Этой осенью воронежский зритель имел возможность посмотреть спектакль, вошедший в Специальную программу Платоновского фестиваля - в нее традиционно входят проекты, созданные на основе произведений А.Платонова или созвучные его духу и эпохе. Речь о спектакле под названием «Оружие сердец» Санкт-Петербургского государственного Молодежного театра на Фонтанке, поставленного по киносценарию А. Платонова «Семья Ивановых». Киносценарий затем послужил писателю основой для одноименного рассказа, который был напечатан в 1946 году и вызвал резкие нападки советской критики. После этого возможность печатать свои произведения для Платонова была закрыта. Последняя редакция рассказа под новым названием «Возвращение» была опубликована только после смерти писателя – в 62 году.

Возможно, последняя редакция оказалась более приглаженной, но было ли целью Платонова менять в ней что-либо по сути? Скорее, как пишет автор исследования творчества Платонова М.В. Заваркина, «из-за проблем с цензурой Платонов одни и те же идеи варьировал снова и снова, пробовал воплотить их в разных жанрах, пытаясь таким образом пробиться к своему читателю…»   

В свое время редактор «Литературной газеты» Вл. Ермилов назвал рассказ Платонова «гнуснейшей клеветой на советский народ». А председатель правления Союза писателей Александр Фадеев на страницах газеты «Правда» – «выползшей на страницы печати обывательской сплетнею». Победивший в войне советский народ в искусстве и литературе должен был оставаться для потомков идеальным героем. В рассказе же Платонова герои, добывшие победу на войне и в тылу, обычные люди, и они не безупречны.
 
…Война уже закончилась, и капитан Алексей Иванов возвращается домой. Он ощущает забытое тепло родного дома и от этого - покой и тихую радость. Но пять долгих, иногда невыносимо тяжелых лет Алексей и его жена Любовь прожили вдали друг от друга, и оказалось, чтобы начать жить снова вместе, одной семьей, нужно многое рассказать, объяснить. И покаяться… Наверное, диалог – это главное у Платонова – и не только между героями, но и со своим «Я». А еще - особая интонация, рожденная предельной откровенностью, прежде всего перед самим собой. Ничего из этого в этот раз на сцене не случилось. 

Спектакль начинается эффектно - главные герои в белых одеждах исполняют пластический этюд на тему любви, затем они счастливые, вместе с сыном и дочкой, радуются жизни, вероятно, на природе: в руках героини огромное весло. Неожиданно слышится оглушительный взрыв, наполовину разрушающий конструкцию, напоминающую дом без окон и дверей, на сцене - и та окрашивается изнутри в огненными красками. Сверху на сцену высыпается целый сугроб «снега», а когда снежная завеса опадает, мы видим героиню, кутающуюся в пальто и сжимающую всё то же весло. Конструкция – теперь теплушка, увозит ее с детьми куда-то подальше от взрывов, в другую жизнь - в эвакуацию…

Все первое действие, за исключением сцены с тяжело раненым в бою Алексеем, мужем и отцом семьи Ивановых, посвящено жизни Ольги (так именуют почему-то в спектакле героиню) и ее материнскому и трудовому подвигу в тылу. Одна сцена сменяется другой, герои то выбегают, то возвращаются в свой временный дом, усталые и озябшие накрывают на стол, о чем-то разговаривают (невозможно вспомнить, о чем), рядом с Ольгой всегда оказывается Семен, пожилой человек, потерявший на войне родных и ищущий тепла в чужой семье. Они нуждаются друг в друге.

Кульминацией спектакля, как кажется, является сцена из второго действия - в центре, будто на постаменте, фигура замотанной в платки Ольги. Она стоит прямо, как памятник женщине войны, вынесшей ее тяжелую ношу, - и правота на ее стороне… А сбоку сцены Алексей - с чемоданом и обвинительными репликами в адрес жены. Он выглядит франтом в новом цивильном костюме и готов в путь – искать новую жизнь…

Кстати, вот как Платонов пишет об Алексее: «Война миновала. Тысячи верст исходили его ноги за эти годы, морщины усталости лежали на его лице, и глаза резала боль под закрытыми веками – они хотели теперь отдыха в сумраке или во тьме». Не знаю, можно ли такое, платоновское, сыграть на сцене? Во всяком случае, чтобы говорить о войне, не обязательно обращаться к Платонову:  это может выглядеть просто как повод. 

Впрочем, у спектакля, привезенного петербуржцами, есть, конечно, и свои достоинства - гостеприимные воронежцы аплодировали стоя.

Текст – Алла Яровая

Фото - Андрей Парфенов