«Молчание» Мартина Скорсезе

На экраны вышел новый фильм Мартина Скорсезе – «Молчание». Выход новой работы живой легенды кинематографа, чьи фильмы становились классикой ещё в 1970-х, всегда становится событием – однако, эта лента оставляет странное впечатление, ибо её главную мораль можно выразить словами булгаковского персонажа: «Покайся, Иваныч! Тебе скидка выйдет!».

Итак, действие фильма происходит в Японии в первой половине XVII века на фоне завершения борьбы центральной власти против местных христиан. Дело в том, что с момента «открытия» Японии первыми европейскими путешественниками в 1540 г. и до 1587 г. там шла активная миссионерская работа и многие японцы (по некоторым данным – до 300.000 человек к концу века) стали католиками. Объединявший раздробленную страну министр Тоётоми Хидэёси увидел в новой религии серьезную угрозу для всей вертикали власти, поэтому в 1587 г. приказал всем миссионерам покинуть страну в 20-дневный срок, а несколько нерасторопных миссионеров были показательно распяты на крестах в порту Нагасаки. Преемник Хидэёси продолжил эту политику и в 1614 г. запретил христианство по всей Японии (фактически, речь шла почти исключительно о католичестве, т.к. только католические монашеские ордена занимались активный обращением местных жителей в свою веру). Каждая семья должна была зарегистрироваться в ближайшем буддийском храме и получить свидетельство о том, что они не являются христианами; была введена процедура «фуми-э» (её не раз покажут в фильме) – подозревавшихся в тайном исповедовании христианства заставляли топтать иконы, распятия и прочие предметы культа.

На фоне всех этих событий, когда христианство в Японии было почти полностью искоренено, а наиболее стойкие его привержены оказались загнанными в глубокое подполье, два молодых иезуита в китайском Кантоне (через этот город велась масштабная торговля с Европой, поэтому там было много европейцев, в том числе и служителей культа) узнают, что их наставник отец Феррейра (которого играет Лиам Нисон) был схвачен в Японии и отрекся от христианства. Они отказываются поверить и с большим трудом отправляются в Японию, чтобы узнать, что всё же случилось с Феррейрой,  а заодно служить уцелевшим тайным христианам. На японской земле они действительно находят подпольных христиан, служат им мессы, крестят детей, исповедуют взрослых. Когда кажется, что они нашли свое место в жизни и всё потихоньку наладилось – их хватают люди местного чиновника, занимающегося искоренением христианства (в фильме его почему-то называют инквизитором, хотя такой термин уместен только для католических деятелей, а «буддийский инквизитор» звучит столь же нелепо, как «православная реинкарнация»). После этого один из молодых иезуитов погибает, а другому чиновник предлагает отречься от христианства и убедить местных христиан последовать его примеру, заодно обещая ему помиловать нескольких приговоренных к смерти в обмен на отречение иезуита – и тот становится перед нелегким выбором: можно ли спасти нескольких человек ценой гибели дела всей жизни? Убеждает он его долго, даже привлекает к этому делу действительно отрекшегося от католичества и перешедшего в буддизм бывшего отца Феррейру (который уже получил японские имя и фамилию), а чтобы лучше думалось – нескольких японских католиков на его глазах вешают за ноги над ямами, обрекая на медленную смерть. Совместные усилия японского чиновника и отступника Феррейры (который ещё раньше успел написать трактат на японском языке о заблуждениях христиан) в итоге дали свой результат – молодой иезуит отрекся от своей веры и перешел на службу японцам (одним из тем его размышлений было – почему бог молчит, когда так страдают верящие в него? Это и дало фильму название). Более того – он не просто начал служить японской власти, а его работой стало проверять вместе с  Феррейрой в порту товары из Европы – нет ли там предметов католического культа? В общем, начинал как иезуит, а закончил как католический власовец...

Это весьма странно на фоне того, что было на самом деле. Почти вся история христианства является историей мучеников за веру – из 12 апостолов только Иоанн Богослов умер своей смертью; а потом многие были казнены за свою веру, но при этом и первые христиане в Римской империи, и староверы в России XVII века шли на смерть легко и из пламени костров призывали других быть стойкими в вере – ибо земные страдания это ничто по сравнению с обещанным мученикам блаженством в раю! Было такое и у католиков – например, во времена правления английской королевы Елизаветы (1558-1603) католичество было запрещено в её стране, но туда тайно направлялись священники: частично для подготовки восстания, но частично для духовного окормления тайных католиков и иезуиты специально подчеркивали, что едут только ради обрядов и не интересуются политикой. Однако, вне зависимости от первоначальных целей закон был един для всех выявленных католических проповедников – смерть; на кострах их не сжигали, но легче от этого не становилось – по закону «старейшей демократии Европы» приговорённых сначала вешали, потом после мучений ещё живого человека вынимали из петли, вспарывали живот, вырывали внутренности, после чего отрубали руки и ноги, и только потом – голову. Однако, главный герой «Молчания» оказался недостоин своих братьев по ордену.

Финал фильма ненавязчиво внушает зрителям: откажись от выбранного пути, предай дело всей жизни – и тогда вместо мучительной смерти тебя ждёт новая жена и хорошая работа! Видимо, этот перекос почувствовали и создатели фильма, поэтому в финале, когда иезуита-отступника жена и правительство хоронят по буддийскому обряду, то в его руке крупным планом показан маленький католический крестик – мол, «на самом деле он хороший!». Если даже не вспоминать, что последние десятки лет перед смертью главный герой работал под пристальным вниманием японцев и ему было трудно сохранить запрещенный предмет культа, то сама финальная сцена, когда труп (в руке которого якобы должен быть этот крестик) под наблюдением специально присланных чиновников многократно перекладывают с места на место просто не даёт крестику возможности остаться незамеченным таким количеством глаз! Этот притянутый за уши фальшивый финал оскорбляет тех, кто пришел увидеть новый фильм от создателя «Таксиста» и «Волка с Уолл-стрит»...

Есть ли в таком фильме что-то хорошее? Безусловно! В «Молчании» очень хорошо показана Япония XVII века – грязь, холод, скудная еда, жестокие казни и тираническое правление. Полезно посмотреть, из чего выросла культура покемонов и хентая...

Текст - Евгений Киселев