Маргарита Дубинина: рецензия на фильм "Замри - умри- воскресни"

«Замри - умри- воскресни» – во многом автобиографический  советский фильм Виталия Каневского, в котором режиссер воссоздает моменты своего послевоенного  детства.

 

1947 год, Дальний Восток, шахтерский поселок Сучан (ныне город Партизанск), расположенный  рядом с зоной бесконечного ГУЛАГа. Главные герои фильма – Валерка  и Галия – ровесники,  живущие в одном бараке и торгующие чаем на местной барахолке. 

Режиссер показал  короткий отрывок жизни двух маленьких человечков. Их путь личностного становления – вектор, ведущий вниз по наклонной. В судьбе города нет ни намека на светлое будущее  и нет того самого праведника, с которым городу суждено «воскреснуть». Такую атмосферу безысходности  формирует окружающая действительность: мат, пьянство, криминал, грязь, локальная серость. Война закончилась, а мир в Сучан словно так и не пришел. Да и был ли он здесь? Тарковский, Климов касались темы ребенка на войне, но не менее жутко выглядит послевоенное детство.

Валерка живет вместе с матерью в убогой комнатушке, ходит в школу, растет в этой уличной грязи. Единственный его друг – татарская девочка Галия. Постоянные грубости, вечная конкуренция на барахолке за клиентов, желающих кружку чая, и взаимные обзывательства-  все это не мешает ребятам оставаться надежными товарищами. Галия помогает Валерке вернуть коньки, она же хранит его  страшную тайну, дает мудрые советы и буквально вытаскивает из банды уголовников. Эти отношения воспринимаются героями, не знающими любви и сострадания, как нечто должное и очень необходимое. Два человека идут по одной дороге и одни из них (мальчик) постоянно спотыкается, падает или сворачивает не туда. Мудрая девочка терпит все глупости своего товарища и снова ставит его на правильный путь. «Она меня подталкивала вперед и всему учила. Величайшее счастье — как для ребенка, так и для взрослого человека — верный друг…» — вспоминает режиссер.
Каневский говорил, что в картине этой заложена правда, заставляющая его каждый раз плакать при просмотре. 

С документальной точностью воссоздана вся «экзотика» советской глубинки, видимо, без особого труда, так как режиссер все видел своими глазами. Серыми кадрами автор соткал  «зеркало» своих воспоминаний, только у него они лишены метафизики и  поэтичности. Режиссер, сам бывший заключенный, включил в повествование атрибутику уголовной романтики во всем ее разнообразии: жаргон, наколки,  блатные песни, звучащие постоянным интершумом. Не сложно здесь увидеть влияние творчества Алексея Германа – еще одного гиперреалиста той эпохи. Порою излишне натуралистические сцены показывают быт  рабочих, полубезумных нищих, заключенных и просто озлобленных людей, застрявших в этом богом забытом месте. Все это служит почвой для роста нового поколения детей, которое рано или поздно начинает приспосабливаться к окружающей реальности. Когда-нибудь двери барака распахнуться перед дорогой в большую жизнь, ведущую прямо на соседнюю зону.

Режиссер, работая над фильмом в 80-тые годы, не стремился делать акцент на политической идеологии СССР после Второй Мировой – это факт из истории, который автор взял фоном для своей картины. «Замри – умри - воскресни» - воспоминание о детстве и первой любви, омраченной несчастливым  временем. Это фильм не о потере - это фильм об обретении.

В 1990 картину показали на Канском фестивале. Виталий Каневский, бывший зек, дебютант в большом кино, моментально попадает в центр культурных новостей и в 90-тые числится в списке лучших режиссеров 21 века, по мнению журнала «Cahiers du cinema». Вот так об уроженце Владивостока, снявшего за всю жизнь три игровых фильма, с позором исключенного из ВГИКа и вернувшегося туда на пятом десятке лет, узнал весь мир.