Легенда о Хираме

Когда-то давно Царь Соломон полюбил Царицу Савскую, но прекрасная Царица отдала предпочтение архитектору Хираму, которого приказал убить царь Соломон. Слуги царя выполнили злодеяние, и художник был убит.

Царица долго переживала это горе…

Так гласит легенда о Хираме, об архитекторе, чьи постройки казались равными богам.

На самом деле архитектура – это тайна тайн. И не посвящённому человеку тяжело постичь тот тайный смысл зданий, который в него вкладывали архитекторы.

У каждого здания своя история, своя песня, и даже опера. Каждое здание, которое сохранилось, чуть ли не с древнейших времён по наши дни как-то по-своему описывает ту или иную грань бытия. Говорят, что здания, как и страны как бы «приглашают» людей побывать там и, даже, если люди получили «приглашения», то не всем откроется тайна того или иного монумента, даже если они там оказались.

Здания сводят с ума. Попытка их описать лично мне кажется бессмысленной. Просто это должно быть конкретно «Ваше» здание будь то барельеф или опера, или просто тот жилой дом, в котором Вы провели детство.

Великий мастер Хирам был неподвластен времени. Поздние масоны хранили тайну о нём, и хранили его почитание. Согласно источникам, Хирам разделил рабочих на три ряда, чтобы они получали вознаграждение. С этой поры, масоны, повышают жалование, когда каждый из них проходит очередную степень посвящения.

Под определённым углом. Великий Творец считался Великим Архитектором. Магия зданий неподвластна простому человеку. Да может ли простой литератор, даже бывая в тех исторических краях, проходя каждый раз мимо здания любимой Оперы это всё описать?

Когда Мастера Хирама убили, Соломон приказал принести тело в Храм. И первый поднявший тело овскликнул: Макбенак!» - слово, по сути передающиеся из уст в уста масонами разных поколений. На самом деле лично мне как обывателю кажется, что масоны с трепетом относились к архитектуре и понимали весь её смысл.

Ведь архитектура это не только здания вокзалов, с которых люди покидают родные города и уезжают в разные страны, архитектура – это тайна тайн, это наши дома, это любимые театры, это мосты, это храмы и церкви.

После смерти Хирама некто Иоаберт принёс Соломону в жертву голову убийцы. Но царь простил Иоаберта, поняв, что бесполезно поступать как конченный человек. Соратники продолжили дело Хирама.

Строительство храма возобновилось. На самом деле столько в жизни связано со зданиями. Мы дома продолжаем род, кушаем, женщины рожают детей в ваннах, ходим в Оперу, слушаем литургию в Храмах, учимся в школах, в высших учебных заведениях…

Но мы не можем воспроизвести полноту смысла того или иного разрушенного европейского замка в стихах или даже если вставим отрывок об этом месте в роман. Краткая справка. Не более. Но смысл в том, что любое здание способно перевернуть душу. «Смотри – с осторожностью» (c). Оперных театров полно по миру, и только, возможно, один из них станет пристанищем сердца. Но тем не менее пытаться писать тяжело.

Ибо тот смысл таинственного чудодейства, что происходит в Опере, сложно описать.

Каждый сезон тысячам женщин волны ласкают ноги. На них с умилением смотрят мужчины. Знакомые с детства волнорезы устремляются вдаль. И знакомый галичный пляж заставляет улыбаться. Милые дети бегут к матерям, которые, как и они когда-то приезжали на этот южный берег городов России с родителями и впитывали целебный, как говорили бабушки, воздух моря.

Каждый раз много паломников проезжает мимо храмов. Каждый раз восторгается постройками.

Но разве можно это описать? Или как описать так, чтобы мудрость, вложенная архитекторами, в камне передалась слову? Господь, управь так, как ты задумал. Аминь.

Архитектура – это песнь нашей души.

Текст: Ольга Сысуева