Красота портретов Боровиковского

Среди портретистов уникален Владимир Лукич Боровиковский. Необычность, нежность образов художника напоминает зрителям о прекрасных женщинах и мужчинах прошлого, о том времени, когда в моде были нежнейшие цвета одежды, в лицах - свет и радость; теплота взглядов, но о времени суровых войн и испытаний для России и мира. Тем не менее, красота, нежность и женственность в женщинах; мужество в мужчинах являются притягательной силой художника и даруют современным людям, смотрящим на них мир теплоты и вкуса, душевности и духовности; учат пониманию и всепрощению и учат нежности поворота головы и изящества поз.

Запечатленная надежда России

Владимир Лукич Боровиковский прекрасно иллюстрирует искусство русской живописи конца XVIII века. Мастер живописи своей эпохи он пленил ни одно русское сердце. Тем более, что он рисовал царственных особ – Екатерину II, Павла I и его семью, их окружение, в частности вице-канцлера, князя Александра Куракина,  молодого Александра I, который на его портрете юн и чист, словно ангел. Глядя на портрет юного Александра Павловича, поражаешься краскам Боровиковского, и восторгаешься ими – портрет пронзительной чистоты и хрустальности; даже на портретах его польского друга – Адама Ежи Чарторыйского виден редкий контраст между молодыми людьми, которые и дружили и ссорились из-за политических интересов. Тем не менее, портрет Боровиковского запечатлел юного внука Екатерины, которым восторгался даже юный Пушкин, который в более поздних стихах оценивает Александра Павловича уже критически, в тот самый период восторгов от дружбы и учение его учителя Лагарпа, любовь к которому Александр сохранил на всю жизнь. Портрет Александра Павловича отразил тот период, когда он создавал из своих ближайших друзей Негласный комитет. Эта та одухотворённость взора молодого императора, когда он походит на ангела, и даёт надежды своим подданнным. «Великий князь, - любил вспоминать Адам Чарторыйский в старости, - любил смотреть на сельские работы, на грубую красоту крестьянок, полевые труды; простая сельская жизнь, таковы мечты его юности». Этот портрет – запечатленная надежда России.

Екатерина II на прогулке

На портрете изображена не молодая женщина. Но в очень романтичном стиле. Кажется заметным, что художник очень любил голубые цвета одежды и все оттенки синего. Этот портрет, известно,  что не был заказан Екатериной. Императрица явно списана не с натуры. Но художник изобразил женщину очень реалистично даже по памяти – с любимой левреткой у ног. Это очень необычная, милая женщина, притягивающая взгляды зрителей. На императрице любимый художником голубой цвет одежды, привлекавший его внимание всю жизнь. Очень многие его портреты выполнены в белых и пастельных тонах. Нежный, приглушённый фон. Екатерина II как будто говорит со зрителем глазами. Екатерина изображена не изысканной, а простой женщиной, которая тоже любит гулять с собачкой, как и все простые смертные. Кажется, что в её одухотворённом взоре очень много простоты.  

Красавицы Боровиковского

Девушки Боровиковского – те томные красавицы, котормым многие поклонники истории всегда мечтали стать. Им стремились подражать, их изображали самые яркие актрисы современности. Нежность, элегантность, стеснительность и чистота во взорах – вот что пленяет зрителя в этих портретах, видят их или в галереях, или же в галереях интернета, которые создаются с целью просвещения общества.  Прекрасные портреты, насыщенные великолепием красок и покоряющие одухотворённым образом могут оказать своё духовное влияние и на современного человека. Боровиковский начинал с иконописи. Силуэт женщин в картинах слегка затуманен. На них как-то по-особому падает свет, и как-то необычно ложатся тени, создавая изысканный, романтичный образ. Так, не очень известным, но притягательным и лёгким портретом является портрет дочери Арсеньевых. Портрет очень нежен, прекрасен, и на молодую леди хочется смотреть постоянно. У девушки в руке - персик, что символизирует молодость и красоту.  

Прекрасная дочь дуэлянта

Очень поэтичным и одухотворённым кажется современному зрителю портрет Марии Лопухиной.

Изысканный портрет неземной красавицы художник писал в возрасте 40 лет. Он, будучи академиком живописи, создал портрет прекрасной красавицы, которая просто покорила потомков своей красотой и теплотой души, исходящей от картины. Сейчас со стороны нашего времени этот портрет кажется верхом изящества, и настоящим шедевром. Прекрасные, нежные черты лица Лопухиной, особый колорит, голубой цвет в одежде создают нежность и прелесть портрету, подчёркивая изящество и красоту девушки. На портрете – тень меланхолии, и очень томный взгляд. Но кто же изображён на картине? Мария Лопухина была старшей дочерью в семье графа Ивана Андреевича Толстого и Анны Майковой. Это, кстати, тот самый Толстой, который потом станет известен историкам и любителям истории как «Американец». Толстой участвовал в экспедиции Крузенштерна, но, как известно, он там набедокурил своими проказами, за что Александром I он не был допущен в столицу. Император Александр Павлович был крайне поражён тем, что натворил Толстой, и только его дружба с Михаилом Долгоруким спасла графа от бедности и нищеты. Толстой вместе с друзьями участвовал во многих воинах, и послужил на благо России, опять же своими удивительными приключениями давая не один раз пищу для сплетен в обществе. После 1812 года Толстой поселился в своём доме в Москве, и окружил себя знаменитостями, среди которых были Пушкин и Гоголь. Он женился на цыганской танцовщице Авдотье Максимовне Тугаевой  (1796-1861), с которой жил на протяжении нескольких лет. Кроме того, он безумно любил дуэли и карточную игру. Она ему родила 12 детей, но все или умерли или прожили очень мало. Пушкин писал о Сарре, которая обладала поэтическим даром, что она такая же «сумасшедшая», как и её отец. Отношения с Пушкиным у Ивана Толстого были сначала натянутыми, доходило даже до возможной дуэли из-за задиристого нрава «Американца», да и характер у Пушкина был явно не спокойным, но в конце концов они даже подружились. Это было светское общество того периода времени. И, как показатель – один из самых ярких представителей эпохи Иван Толстой Американец. Портрет Марии Толстой-Лопухиной, действительно, по завещанию поэта Полонского учит последующие поколения «любить, страдать, прощать, молчать». Это величественная девушка, притянувшая к себе ни один взгляд и женщин, и мужчин современности действительно восторгает. Но среди поклонников и ценителей живописи этот портрет является примером изящества и верхом совершенства.

Текст: Ольга Сысуева