Иван Неретин: "Поиски и находки. От абашевцев до мадьяр"

Ровно два десятка лет назад впервые воронежские археологи занялись раскопками в одном из самых дальних сельских районов – Воробьёвском. А зачинателем этого научного поиска стал Валерий Березуцкий, ныне доцент ВГПУ.

Тогда, прибыв в самом начале сентября в район, решили разбить палаточный лагерь в нескольких километрах от села Рудня, как водится, – у реки. Место выбрали превосходное: правый высокий берег, спуск пологий. Решено было начать разведку с самых северных окраин, где проходит граница с Новохопёрским и Бутурлиновским районами. Поскольку река Толучеевка делит район на две части, то сначала стали изучать чуть большее левобережье, прошлись по границам административного округа и вдоль реки, затем перебрались на правобережье.

Первыми находками стали самые заметные памятники, оставленные древними людьми, - курганы. Многие ошибочно считают, что это своеобразные сторожевые вышки или насыпь над каким-то очередным кладом. На самом же деле курганы – это могилы, усыпальницы для быстрого и безболезненного перехода души в мир иной. Их, как и пирамиды в Египте, не строили каждому человеку, только избранные, сильные мира сего, были погребены в подобных сооружениях. Сейчас, по прошествии многих лет, курган напоминает большой холм, а раньше это были специальные конструкции, особой формы.

Одиночно стоящих курганов и могильников в общей сложности было найдено около тридцати, причем нередко насчитывалось до десяти курганных насыпей! Иногда выявлялась некая закономерность. Например, у хутора Землянка найдена группа курганов, вытянутая вдоль по линии «юго-восток – северо-запад».

Также у хутора Горюшкин располагался могильник, насчитывающий семь насыпей, расположенных по двум параллельным прямым. Но и это ещё не всё: самые интересные - у хутора Гринево. Часть их - прямо на полевой дороге.

И, пожалуй, самый удивительный – четвертый могильник, у села Березовка. Здесь обнаружено девятнадцать курганов. На первый взгляд, расположение их беспорядочное, но стоит взять в руки карандаш и соединить линиями некоторые части, как получается интересная картина. Первые восемь курганов выстраиваются, как руна «Sowilu», всем знакомая по эмблемам СС в «Третьем рейхе», остальные образуют небольшие скопления в виде линии. Многие курганы не дошли до наших дней, и точно «прочитать» их расположение невозможно.

Все эти совпадения не случайны, ведь курганы - не только погребения, это ещё и ритуальные места. Там, где они хорошо сохранились, можно заметить, что своим расположением они повторяют созвездия, иногда образуют не известный нам сакральный смысл.

Одна из стоянок древних людей обнаружена у нынешнего села Воробьёвка. Живописнейшее местечко: здесь тихо течёт Толучеевка. Уже почти забылись те времена, когда могучие половодья сносили хлипкие деревянные помосты, когда она, река, была полна рыбы и могла работать на человека, который делал уже не робкие первые шажки, а бежал во всю прыть в будущее, к железному веку.

Правый, высокий, берег, который и облюбовал человек бронзового века, сейчас покрыт лесом. Чуть дальше – пашня, пришедшая когда-то вместе со славянами. Тот, древний, человек бронзового века не сеял хлеб, он был кочевником. Переходя с места на место, пас скот. Вот и стоянка у села Рудня, возможно, была одним из таких пунктов, где останавливался род во время кочевья. И не исключено, что место являлось и зимовкой, с отапливаемыми сооружениями, с загоном для скота. Трудно сказать, что это была за культура, найдены лишь осколки лепной керамики (гончарная появится только с появлением железа в I тысячелетии до н.э.).

Взбираясь на очередную террасовую возвышенность, археологи нашли осколки керамики. Решено было показать всё начальнику экспедиции. Валерий Дмитриевич Березуцкий заинтересовался находкой. Оказалось, что лагерь разбит буквально в полутора километрах от древней стоянки!

Людей всегда тянет в какие-то определённые «выгодные» места, где и лес, и река – рядом. Этим и объясняется тот феномен, что на одном и том же месте жили разные народы, не связанные между собой и даже не знавшие о существовании друг друга. Их разделяли века, а иногда и тысячелетия. У села Рудня обнаружена гончарная керамика позднего средневековья и лепная абашевской культуры. Между этими находками – три с половиной тысячи лет. Рудня же была тихой идиллией как для кочевников, так и для земледельцев.

Достоверно точно можно сказать о том, что в Воробьёвском районе некоторое время пребывала абашевская культура среднего бронзового века. Что же представляли собой эти племена?

Хозяйство у абашевцев было скотоводческо-земледельческим. Но на первом месте стояло всё-таки скотоводство, а земледелие играло придаточную роль. Основными животными в стаде были коровы, козы, овцы. В это время важную роль начинает играть лошадь. Средний бронзовый век – время буйное и опасное, и в качестве вооружения получают всеобщее распространение колесницы. Один человек управлял лошадью, другой стрелял из лука, как на египетских изображениях.

Появление запряженной лошади с колесницей сродни танку: появилась огромная сила, которой нечего было противопоставить. Однако лошадью управлять не так-то просто, необходимы были специальные приспособления. Таковыми являются найденные при раскопках псалии – принадлежность конской упряжи, служащая непосредственно для управления. Они выполняли роль кольца на современных удилах: потянул в сторону – и лошадь повернула. Иногда встречаются псалии с шипами, необходимые для военных действий, шум битвы, постоянные крики могли испугать лошадь. Тут-то и помогал шип.

Зафиксировано в здешних местах и несколько ритуальных погребений собак, что говорит об особом отношении и почитании этого животного, так необходимого кочевникам.

Рыболовством и охотой абашевские племена почти не занимались, исключение составляют лишь бобр и лисица, на которых охотились ради меха.

Интересна и керамика абашевцев. Её форма напоминает перевёрнутый колокол, отчего и получила название – колоколовидная. Если присмотреться к излому сосуда, то можно увидеть белые пятна – это толченая ракушка, её добавляли в глиняное тесто для большей прочности. В некоторых сосудах существуют отверстия для подвешивания, их использовали для освещения.

Частой находкой являются костяные бусы. Встречаются также медные и бронзовые ножи, браслеты. А вот причину угасания абашевской культуры назвать трудно. Но достоверно известно, что к XIV веку до н.э. новыми хозяевами пространств от Урала до Дуная становится новая археологическая культура – срубная. На сегодняшний день абашевская культура одна из самых загадочных, она появилась резко и неожиданно, и так же неожиданно растворилась в истории.

Следует рассказать и ещё об одном удивительном случае, который произошел при прокладке железной дороги Таловая – Калач в 90-х годах XIX века.

При строительных работах было разрушено погребение человека, рядом с которым покоились кости лошади. Покойный оказался богатым, при нём нашли элементы доспехов, стрелы и саблю. Вскоре учёные определили, что погребённый – мадьяр! Таких захоронений на территории Среднего Дона и сейчас не больше десятка, это при учёте, что раскопаны тысячи курганов.

Мадьяры – это самоназвание венгров. Корни народа берут начало в Зауралье. Принесло мадьяр на Средний Дон вместе с одной из волн Великого переселения народов в VII веке. После прибытия на Дон мадьяры попадают под власть Хазарского каганата. Некоторое время они сосуществуют вместе, затем каганат ослаб, новые кочевники – половцы – теснят мадьяр, и те уходят в Трансильванию, оттуда переселяются в местечко, где находится нынешняя Венгрия, да там и оседают.

Интересно то, что мадьяры оказали огромное влияние на становление славян. В русском языке до сих пор существуют венгерские слова, например, «хутор» или «ярмо». Некоторые учёные считают, что соседство славян с мадьярами не всегда было дружелюбным. Например на Большом Боршевском городище найдены стрелы и поясные бляшки венгров. А.Н.Москаленко считает, что укрепление воронежского городища Титчиха вызвано именно мадьярской угрозой. Как бы то ни было, венгры оказывали немалое влияние на становление славян.

Что же можно сказать о мадьяре, найденном в Воробьёвском районе? Во-первых, этническая принадлежность погребённого не ясна. Во-вторых, можно приблизительно определить время погребения, поскольку сабля датируется IX веком и принадлежит, что интересно, к албанским саблям.

Материал подготовлен Иваном Неретеным.