Иван Неретин: "История славян: факты без домыслов" - часть 1

Россия стоит на пороге нового средневековья. Постмодернизм и его идея важности любого мнения привели к тому, что книжные полки магазинов ломятся от обилия литературы по истории Руси. И, как правило, отыскать бриллиант среди «славяно-ариев» или «русских вед» задача непростая, даже для историка.

Научное знание обесценено, история переписывалась буквально на глазах одного поколения и доверия, конечно же, теперь к ней нет. Стало считаться, что любой может заняться лингвистикой, источниковедением, языкознанием и археологией, не обладая совершенно никакими познаниями в этих областях. Всех этих «ученых» связывает одна идея: Русь была всегда и правила если не миром, то Европой точно. Разбирать «доказательную базу» таких «ученых» смысла нет, так как даже в рамках одной книги они могут сами себе противоречить. Дело в том, что научное знание сейчас очень специализированно, и понять споры ученых неподготовленному слушателю практически невозможно, а научно-популярной литературы очень мало. Поэтому окунемся в проблемы древней истории, которую не проходят в школе, которая для большинства людей остается загадкой.

Исследуем древность, когда славяне только начинали свой путь, посмотрим на различные данные истории, археологии, лингвистики, чтобы понять «откуда есть пошла русская земля?».

Для начала, необходимо узнать, когда впервые на историческую сцену выходят славяне. Первое упоминание находим у Прокопия Кесарийского в его труде «Война с готами». Герулы (древнегерманское племя) потерпели крупное поражение и двинулись домой в Северную Европу, пройдя через земли «склавин». В этом сочинении славяне предстают перед читателем под собственным названием - славяне, так же точно известна дата разгрома герул, это 512 год н.э. Таким образом, первое достоверное упоминание о славянах относится к VI веку. В дальнейшем славяне начинают фигурировать в трудах историков все чаще и чаще. Пока в XII веке первый отечественный историк – Нестор, не создает свой знаменитый труд «Повесть временных лет», с которого уже начинается письменная история Руси. Вот с нее и стоит начать поиски «русской земли».

Нестор начинает предание с библейских времен, когда сыновья Ноя Сим, Хам и Иафет, бросив жребий, разделили землю и каждый двинулся в своем направлении. Спустя «многая лета» славяне, потомки Иафета, заселили области по Дунаю. А уже «…от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели – пишет летописец, - так же и эти славяне… назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину... Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом». Известно, что Дунай славяне активно начали заселять в конце VI века, но Нестор не дает никаких свидетельств об истории до переселения. Получается что по сохранившимся письменным данным история до VI века белое пятно. Но не может, же народ взять и появиться из ниоткуда?

Конечно, не может. И для дальнейшего рассмотрения проблем появления славян нам нужно познакомиться с такими науками как археология и лингвистика, а вернее лингвистическая компаративистика. Археология изучает материальную культуру: украшения, оружие, посуду, так как каждый народ изготавливал свои неповторимые и уникальные вещи. Не пугайтесь такого сложного названия как лингвистическая компаративистика, это область лингвистики, занимающаяся сравнением языков и их классификацией. Дело в том, что языки как бы живут своей особой жизнью и с течением времени постепенно изменяются, появляются диалекты, а эта наука занимается поиском среди них родственных групп. Некоторые языки близкие родственники, как, например, русский и белорусский, другие дальние - португальский и армянский. Зачастую, кажется, что в них нет ничего общего, как в примере с португальским и армянским языками, но нет, лингвисты, изучая слова, углубляясь в древность (ведь язык меняется со временем, как мы помним), находят общие связи и разрозненные, казалось бы, языки объединяют сначала в группы, затем в ветви и потом в языковые семьи.

Итак, посмотрим на родной язык с точки зрения лингвистики: русский язык относится к восточнославянской подгруппе, так же как и украинский и белорусский. Восточнославянская подгруппа языков входит наравне с западнославянской (чешски, польский и др.) и южнославянской (болгарский, сербский и др.) в группу славянских языков. Из этой схемы отлично видно родство языков, если разговор белоруса русскому понять очень просто (одна языковая подгруппа), то вот при общении, например с поляками или словаками могут возникнуть проблемы, вроде бы язык и похож, и что-то общее есть, но понимать говорящего очень сложно. Затем славянская группа языков входит в ветвь балто-славян. Да, литовский и латышский, а так же ныне несуществующий прусский языки родственники славянским языкам. И ветвь балто-славянских языков является частью индоевропейской языковой семьи. Что же все это значит? Давным-давно, был некий единый балто-славянский язык, и на определенном временном отрезке балтийские языки отделились от славянских. Ученые называют разное время появления самостоятельного праславянского языка, но все сходятся на том, что произошло это в I тысячелетии до н. э. Далее, в V – VII веках уже нашей эры, завершается разделение праславянского языка на отдельные славянские диалекты. А к XIV-XVI векам на основе древнерусского (восточнославянского) языка сформировались уже украинский, белорусский и русский языки.

Говоря об истории народа, необходимо рассматривать не только язык, но и его носителей. А их можно проследить с помощью археологии, которая и поможет далее прояснить вопрос происхождения славян. Но прежде чем перейти к данным археологии, нужно разобрать небольшую теоретическую часть, чтобы разобраться в терминах. Ключевым для археологии является понятие «культура». Археологи под этим термином понимают, что находки сделанные в ходе раскопок, говорят об образе жизни людей, которые оставили разные материальные памятники прошлого. Как уже говорилось выше, каждый народ изготавливает свои уникальные вещи, и они легко отличимы от вещей другого народа. Это своего рода отделение «своих» от «чужих». В итоге, можно дать определение археологической культуре – это группа материальных памятников, относящаяся к одному времени, ограниченная территорией и отличается от других памятников своими неповторимыми особенностями.

Кстати, отделение «своих» от «чужих», существует у множества народов, даже на уровне языка. Например, «славяне» происходит не от слова «слава», а от «слово». Словене – люди говорящие «словами», т.е. на понятном языке. В противоположность, есть «немые» - немцы, те, кого понять невозможно. В дальнейшем, во времена Петра I, иностранцы, приезжавшие в Россию, нарекались немцами, а поскольку большинство приезжих было из германии, вот и прилипло к германцам наше русское – немец. Аналогичная ситуация в Древней Греции, где первоначально варварами называли тех кто разговаривает, непонятно, как будто каши в рот набрали и грекам слышалось вместо слов только: «бар-бар».

Но вернемся к археологии. Точно известно, что в VI веке славяне активно заселяют Дунай и археологи видят три археологические культуры. Это пражско-корчакская (распространена от Эльбы до Днепра), пеньковская (в междуречье Прута и Днестра) и колоченская (ареал обитания в бассейне Десны и верховьях Днепра). Не удивляйтесь названиям, в археологии принято именовать культуры по месту находки, характерному признаку или по фамилии ученого, который ее обнаружил.

Автор текста: Иван Неретин

Продолжение материала будет опубликовано 4 марта 2015 года.