История старинного воронежского парка "Динамо"

14 февраля в парке "Динамо" состоялась экскурсия "Ушедший парк", посвящённая истории парка и его окрестным территориям. Проведена была экскурсия руководителем региональной общественной организации "Наша история" Артёмом Александровичем Кобляковым. Несмотря на то, что погода была, как говорится, "нелётная", экскурсия всё же состоялась. В ходе экскурсии была дана общая история парка, освещены подробности истории отдельных пунктах внутри самого парка, а также некоторые другие интересные, но малоизвестные или даже забытые детали. Но обо всём по порядку.

История парка начинается с 1844 года, когда появляется питомник, называвшийся в то время "Помологическим рассадником". Позже появились и менее официальные, "народные" названия, такие как "Ботанический лес" или просто "Ботаник" и находился он в то время на границе города и простирался до территории современного СХИ. В питомнике были посажены растения – преимущественно заграничные кустарники и деревья. Питомник в то время служил местом проведения занятий, особенно, когда гимназистам нужно было собрать гербарий.

В 1929 данная территория была оборудована уже под рекреационную зону, за которой было закреплено уже своё название. Так появился "Парк культуры и отдыха Кагановича". Парк вплоть до 90-х годов был достаточно популярным местом для отдыха. Парк был долгое время известен под названием "Динамо". Однако, когда с 2014 началась активная его реконструкция, то он получил новое название "Центральный парк культуры и отдыха", хотя изначально планировалось сохранить старое, привычное воронежцам название, которое в народе используется по сей день.

В процессе экскурсии было сказано о водоёмах парка, о летнем театре и планетарии. Немаловажной частью экскурсии было посещение Братской могилы №13, где были в своё время захоронены солдаты, погибшие во время Великой Отечественной Войны в ходе ожесточённых боёв в 1942-1943 годах. Следует также отметить и некоторые упомянутые городские легенды, связанные с парком "Динамо". Например, история о нападавшем на людей карлике или легенда о большой черепахе, которую однажды поймал мальчик в пруду, когда ловил рыбу. Обычно подобные детали органично вписываются в любое экскурсионное повествование. Поэтому в данном случае включение подобного материала можно назвать удачным ходом.

Стоит также добавить и некоторое сравнение экскурсий, проводимых в России и в Таиланде. Присутствовавшая на экскурсии "Ушедший парк" студентка магистерской программы направления "культурология" Каеота Каеомукда поделилась своим взглядом на экскурсионную деятельность двух стран.

В целом, занятие экскурсиями – это прерогатива специально обученного персонала, который должен иметь специальный документ, подтверждающий право работы в данной сфере, что установлено на законодательном уровне. Экскурсия в Таиланде является одним из способов популяризации культурного наследия, которое представляет определённую ценность, поэтому законом также строго предусмотрено осуществление данной деятельности исключительно гражданином Таиланда. Подобная популяризация направлена в первую очередь на иностранцев, так как именно они являются главным источником дохода в данной сфере. Тайская молодёжь также в целом мало интересуется подобного рода наследием (если брать среднестатистического представителя данной категории населения), поэтому данная группа населения менее приоритетна по сравнению с туристами.

В силу строгой регламентации экскурсионной деятельности и туризма в целом в Таиланде трудно осуществить деятельность в данной сфере "на общественных началах", основываясь только лишь на энтузиазме. Однако при медленных темпах развития данной отрасли волонтёрские организации всё-таки есть. Стоит, однако, упомянуть и культурное наследие этнических меньшинств, проживающих на территории Таиланда. Каждая из этих групп имеет уникальные образцы материальной и нематериальной культуры. Это используется в первую очередь как источник дохода, и культурное наследие в данном случае используется как один из главных способов, помогающих выжить, а культурная ценность отходит на второй план, хотя и не теряется полностью.

В российских экскурсиях, независимо от того, организованы они профессионалами или энтузиастами, всегда подаются те или иные образцы культуры как нечто уникальное, непохожее, обладающее своей изюминкой. Также в отличие от Таиланда, в России развита реклама экскурсионных мероприятий в социальных сетях, что помогает информировать молодёжь. Можно отметить и в целом приемлемые цены и возможность всегда что-то найти по доступной цене или вообще бесплатно, в этом и у общественных организаций есть определённые преимущества.

Тем не менее, несмотря на упомянутые черты тайской экскурсионной деятельности, она считается достаточно престижной, а культурное наследие является ценным её компонентом, при том, что финансовая значимость в данном аспекте часто может ставиться выше культурной. Однако стоит отметить, что при такой расстановке приоритетов осознание ценности культурного наследия как части этно-национальной идентичности всё-таки присутствует.

В целом, экскурсия была достаточно информативной и, в то же время, доступной для разной аудитории, что было интересно и для того, кто только открывает для себя историю Воронежа, и для того, кто уже, как говорится, "в теме" и достаточно осведомлён в тех или иных вопросах данной области. Процесс подачи информации сопровождался раздаточным материалом, что помогало каждому слушателю сформировать у себя определённое представление о былом облике парка и сопровождающих его переменах в ходе истории.

Текст: Павел Сычёв, Каеота Каеомукда

Фото: Елена Шнайдер