История Александровской мужской гимназии Борисоглебского уезда Тамбовской губернии: путь от гимназии к школе

Здесь представлена работа в номинации "История моей малой родины" конкурса "Наследие предков - молодым" 2018 года. Автор - Александра Белугина (г. Борисоглебск Воронежской области). Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie

 

Введение

С 1779 г. по 1928 г. уездный город Борисоглебск относился к Тамбовской губернии и располагался на ее южной окраине. К середине XIX в. население города достигало свыше 20 тыс. жителей. Здесь располагались более трёх десятков предприятий, филиалы нескольких крупнейших банков России и торгово-экономические товарищества.

В 1869 – 1871 гг. была проведена Грязе-Царицынская железная дорога, связавшая город с промышленными центрами страны, что значительно способствовало постепенному развитию города. Однако это же развитие тормозилось отсутствием средних учебных заведений, позволяющих представителям высших слоёв общества поступить в университет. Более того, в связи с установлением торговых отношений с иностранцами, особенно немцами, купцам требовалось знание иностранных языков. Но к тому моменту в Борисоглебске работало всего два училища: уездное и приходское, которые не давали возможности получить требуемый уровень знаний. Поэтому вопрос об открытии нового учебного заведения был наиболее важным.

Актуальность исследования заключается в том, что на данном примере можно ознакомиться со структурой учебного заведения рассматриваемого периода, его значением в жизни города и развитии уровня образования. Более того, в связи с отсутствием других исследований истории выбранной гимназии, данная работа расширит исторические сведения об истории развитии города Борисоглебска Воронежской области.

Специальных публикаций по истории Александровской мужской гимназии Борисоглебского уезда нет, поэтому основой источниковой базы исследовательской работы стали документы Борисоглебского историко-художественного музея и архивные документы школьного музея им. Е. Н. Павловского МБОУ БГО Борисоглебской СОШ №5 (бывшей Александровской мужской гимназии).

Среди используемых источников самым ценным оказался отчёт одного из первых преподавателей прогимназии Горкевича Л. Н. за 1890/91 и 1891/92 учебные года. Не менее ценными являются справки из Государственного архива Тамбовской области, подтверждающие наличие переписок главы города с министром народного просвещения Российской империи об открытии прогимназии.

Объект исследования: образование в Борисоглебском уезде конца XIX – середины XX вв.

Предмет исследования: история Александровской мужской гимназии в период с 1880 г. по 1941 г.

Цель исследования: изучить историю открытия и последующей деятельности Александровской мужской гимназии до начала Великой Отечественной войны.

 

Открытие и организация Александровской мужской прогимназии

В 1872 г. в Борисоглебске предполагалось открыть реальное училище, под которое уже выделили здание, однако проект не удалось осуществить, так как Министерство финансов Российской империи не смогло выделить необходимую сумму денег. Несколько позже на одном из заседаний Городской думы снова был поднят вопрос об открытии учебного заведения. Было решено разработать проект четырехгодичной прогимназии, а после преобразовать ее в полную гимназию, чтобы после выпуска воспитанники могли сразу поступить в университет.

В начале ходатайство было представлено через тамбовского губернатора А. А. Фредерикса в Министерство народного просвещения Российской империи, однако положительного ответа оно не получило. Тогда представители городской думы в необходимости организации прогимназии убедили попечителя учебного округа (имя не указано). Попечитель, в свою очередь, обратился за помощью к министру народного просвещения Д. А. Толстому и министру финансов С. А. Грейгу, которые пообещали помочь. Наконец, в 1879 г. от Государственного совета пришло постановление об утверждении в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии мужской прогимназии. [1]

Накануне открытия нового учебного заведения городским обществом на имя императора Александра II было отправлено прошение о названии прогимназии Александровской в честь двадцати пятилетия царствования государя. Данное прошение получило положительный ответ, и 1 октября 1880 г. состоялось торжественное открытие Александровской мужской четырёхклассной прогимназии.

Ввиду отсутствия необходимой мебели сначала были открыты всего лишь первый, второй и подготовительный классы. В последующие два года были открыты третий и четвёртый классы, а также церковь Святого Благоверного князя Александра Невского (1881 г.). В 1883 г. прогимназия стала шестиклассной. В следующем 1884 г. году была предпринята попытка открыть седьмой и восьмой классы, то есть преобразовать прогимназию в классическую гимназию, но для этого требовалось расширить здание, что уже не позволял бюджет заведения. Поэтому воспитанники прогимназии после завершения шести классов были вынуждены переезжать в Тамбов или Воронеж для окончания двух последних классов. Это стало причиной того, что многие жители уезда предпочитали изначально отправлять своих детей в Тамбов, Воронеж или Царицын, полагая, что содержание детей будет обходиться столько же, зато ребёнок получит полноценное образование.

На момент открытия учебного заведения было подано семьдесят восемь заявлений на обучение, из которых приняли только шестьдесят восемь. Однако с каждым годом количество учеников росло. Так, к 1892 г. их насчитывалось уже сто сорок четыре человека. По официальным данным на тот момент Александровская прогимназия среди шестнадцати шестиклассных прогимназий уездных городов России занимала четвертое место по количеству учащихся, так как в большинстве других прогимназий количество учащихся не превышало ста человек. [2] В связи с этим изменилось отношение правительства к вопросу о расширении прогимназии, и в 1897 г. Александровская мужская прогимназия по приказу Николая II была преобразована в полноценную восьмиклассную гимназию. 

Со временем в прогимназию желали поступить не только местные, но и приезжие дети со всей Тамбовской губернии. Вследствие циркулярного предложения попечителя графа Волконского и помощи министра народного просвещения И. Д. Делянова 15 августа 1891 г. при Александровской мужской прогимназии было учреждено общежитие. В нём проживало 16 учеников и платило аренду в размере 17 рублей в месяц. Обязанности заведующего общежитием безвозмездно принял на себя преподаватель немецкого языка Гедрих, а преподаватель древних языков Немечек стал бесплатно заниматься репетиторством с неуспевающими воспитанниками, проживавшими в общежитии.

В этом же 1891 г. при прогимназии была учреждена ссудно-сберегательная касса с целью предоставить возможность ученикам помещать в ней на сбережение средства, необходимые для своего содержания, и делать займы при временной необходимости в деньгах. [2]

 

Внутренняя организация учебного заведения

В первые годы работы Александровской прогимназии налаживалась её внутренняя жизнь: требовалось немало усилий, чтобы создать благоприятную атмосферу для воспитания и обучения гимназистов. Главным отличием данного учебного заведения от других было то, что здесь особое внимание уделялось развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний и анализу окружающего мира, поэтому основными изучаемыми предметами были иностранные языки, с помощью которых гимназисты могли самостоятельно извлекать знания из зарубежной литературы.

Основными изучаемыми предметами были русский, латинский, греческий, немецкий и французский языки, которые составляли основу учебной программы. Хочется отметить, что согласно отчёту за 1891-1892 учебные года, родители отдавали большее предпочтение изучению немецкого языка, чем французского. Объяснялось это тем, что Борисоглебск в то время был преимущественно торговым городом, а немецкий язык был более пригодным для местного купечества. Помимо этого, также изучались математика, физика, история, география, чистописание, арифметика, физкультура и Закон Божий. Каждый день перед началом занятий и на большой перемене обязательно проводилась гимнастика. Во время обучения гимназисты обязаны были носить классическую светло-серую форму: фуражку с гербами, форменные куртки и брюки.

Изначально педагогический коллектив состоял всего лишь из 8 человек, ведущих 12 предметов (без учёта физической культуры). Первым директором был назначен В. Г. Домбровский, а почётным попечителем прогимназии с самого начала её работы был князь С. М. Волконский – внук декабриста С. Г. Волконского, так как дворянский род Волконских владел вотчинами на территории Борисоглебского уезда и особняком в центре города неподалёку от здания Александровской мужской гимназии.

Здесь воспитывались дети разных слоёв населения. Однако в основном это были дети из обеспеченных семей, так как не все могли позволить себе платить за обучение. В подготовительном классе оно стоило 15 рублей в год, во всех других классах – 30 рублей в год. С 1888 г. стоимость была увеличена до 40 рублей в год за основное обучение и 5 рублей за необязательные предметы. В качестве сравнения, среднемесячный доход простого рабочего составлял примерно 8 – 15р. [4] Педагогический совет мог освободить от оплаты 10% от общего числа учеников за отличную успеваемость и примерное поведение. Позже в число «бюджетников» стали входить ученики, испытывающие финансовые трудности.

Основной формой управления учебным процессом был педагогический совет. Совет занимался приемом и переводом учеников, обсуждением и распределением учебной нагрузки, вопросами об освобождении гимназистов от оплаты и т. д.

Одной из главных задач совета было нравственное и эстетическое воспитание учащихся. Поэтому для реализации данной задачи в 1891 г. в прогимназии было введено преподавание музыки, приобретены музыкальные инструменты и образован духовой оркестр. Благодаря этому регулярно устраивались музыкальные утренники и загородные прогулки для гимназистов и их семей. В связи с этим сложилась традиция ежегодного шествия. В мае, после успешной сдачи экзаменов, по главным улицам города гимназисты во главе духового оркестра шли от стен учебного здания до храма Бориса и Глеба, расположенного на окраине города. За храмом располагалась поляна, на которой воспитанники устраивали пикник. Секретарь педагогического совета Л. Н. Горкевич считал, что подобные мероприятия не только оживляют воспитанников, но и укрепляют отношения между гимназией и семьёй. В одном из своих отчётов он писал, что таким образом родители могут лучше ознакомиться с личностями, характерами, а иногда и взглядами представителей школы, так как официальная обстановка учебного заведения несколько стесняет подобное общение. [2]

Другой немаловажной задачей в деятельности педагогического совета был вопрос о распределении нагрузки на воспитанников. Это связано с тем, что в 90-х гг. XIX в. в литературе и обществе стали обсуждать проблему переутомления учащихся. Общество стало винить учебные программы и якобы непосильные требования учителей иностранных языков. Данная тема не раз поднималась в Министерстве Народного Просвещения и Окружном начальстве. Поэтому с 1891 г. стали применяться новые методы преподавания, требующие полного разъяснения, а иногда и разучивания уроков в классе. Более того, сильно ограничивалось количество классных письменных работ и почти совершенно устранялись домашние. Преподаватели составляли примерные программы обучения на известное число учебных дней, причём точно указывалась величина задаваемого урока, и классный наставник следил за тем, чтобы в один день не было слишком много заданий.

Классные наставники являлись своеобразным посредником между педагогическим советом и учениками, с одной стороны, и между школой и семьёй – с другой. Они старались возвысить нравственную сторону своих воспитанников, развить в них гуманные чувства, в особенности религиозность и верноподданническую преданность монарху и престолу. Наставники следили за успеваемостью и поведением учеников своего класса, помогали отстающим гимназистам, заведовали ученическими библиотеками. Ученические библиотеки располагались в каждом классе с целью развить в учащихся любовь к чтению. Классные наставники помогали с выбором книг и по возможности контролировали, насколько хорошо воспитанники усвоили прочитанное.

Для контроля за поведением гимназистов существовала своя система наказаний. Наивысшим наказанием за серьезный проступок было заключение в карцер на период от одного до двух часов, но данное наказание практиковалось крайне редко. Обычно провинившихся оставляли после уроков в классе на время до одного часа. «Вообще, члены педагогического совета руководствовались принципом, что следует предупреждать проступки учащихся, а не карать их с непомерной строгостью, – пишет в своём отчете Горкевич. – Если приходилось назначать взыскание, то оно всегда соответствовало характеру совершённого проступка. Личный пример учащихся и начальствующих, любовь к труду, гуманное обращение с детьми, разумное слово и убеждение дают в деле воспитания всегда более благоприятные результаты, чем самые строгие меры наказания». [2]

 

Реорганизация гимназии в среднюю школу

В 1896 г. директором прогимназии был назначен выпускник Харьковского университета, учитель истории и географии Заркевич Ф. И., который пробыл на этой должности до 1917 г. При нём в 1897 г. прогимназия была преобразована в полноценную восьмиклассную гимназию, которая давала выпускникам полное среднее образование и право поступления в университет. [6]

В начале ХХ в. Александровская мужская классическая гимназия являлась центром просветительской жизни Борисоглебска. Здесь устраивались концерты приезжих артистов, спектакли местных любителей театра и ученические благотворительные вечера, а также читались лекции научно-популярного характера для общественности. Согласно архивным сведениям, к 1905 г. в данном учебном заведении обучалось около 500 человек. В основном это были дети купцов, мещан, дворян и чиновников. [1]

В годы Первой Мировой войны 1914-1918 гг. в актовом зале гимназии часто устраивались концерты и разыгрывались лотереи в помощь раненым. Квартира директора, находившаяся в этом же здании, служила местом сбора одежды и белья, пожертвованного населением для действующей армии, а в общежитии в 1915 г. был размещен лазарет для раненых воинов, насчитывавший 67 коек.

В период установления советской власти в России, затронувший 1917 –1918 учебный год, Александровская мужская гимназия все ещё продолжала существовать как гимназия со всеми своими порядками и уставами. Но уже в первые месяцы после установления в Борисоглебске Советской власти в гимназии был организован Исполнительный комитет учащихся, регулирующий дисциплину и процесс обучения.

9 июня 1918 г. учительский совет гимназии принял участие в первом и последнем собрании учительства города и проголосовал за резолюцию реорганизации гимназии в советскую школу. [7] Чуть позже из Тамбовского губернского отдела народного образования было получено постановление Наркомпроса о преобразовании гимназий в школы I – II ступени. С этого момента Александровская мужская классическая гимназия преобразовалась в Советскую школу 1-ой – 2-ой ступени. Более того, во всех учебных заведениях города было объявлено, что в школах будет проводится совместное обучение девочек и мальчиков, и что учебный год будет начинаться не с 16 августа, а с 1 сентября по новому стилю. Также одним из бывших учащихся гимназии, Виктором Суровикиным, была организована комсомольская организация, которая вместе с ученическим комитетом принимала непосредственное участие в организации школьного процесса.

В 1922 г. в здании школы разместился детский городок, в котором воспитывались и учились дети бедняков, дети погибших участников Первой Мировой войны, а также беспризорные дети. Спустя год детский городок был переведен, а на его месте организовали трудовую школу № 2 им. Н. К. Крупской. В этой школе сочетали трудовую деятельность и обучение. Были оборудованы профильные кабинеты физики, биологии и географии, трудовые мастерские. На месте церкви во имя Александра Невского устроили спортивный зал. В 1926 г. нижний этаж здания был отдан педагогическому училищу, а верхний остался за средней школой № 2. [7]

Ближе к 40-м гг., в период директорства Б. И. Шолохова, учебное заведение имело хорошо оборудованные приборами и наглядными пособиями кабинеты; актовый зал со сценой и своей киноустановкой. Были организованы и постоянно работали научно-образовательные, физкультурные, драматические, хоровые и многие другие кружки. В 1940 г. на первом этаже здания совместно с педагогическим училищем разместился только что открывшийся учительский институт.

23 июня 1941 г. здание школы перешло в ведение военных властей. Все три учебных заведения были переведены в другие здания, а в стенах школы разместился эвакогоспиталь № 2626.

 

Список источников
  1. Архивные документы школьного мемориального музея «Память сердец» им. Е. Н. Павловского
  2. Горкевич Л. Н. Отчёт о состоянии Александровской мужской гимназии за 1890/91 и 1891/92 учебные года / Л. Н. Горкевич
  3. Зайцева А. А. Историко-культурное наследие Борисоглебской земли: (Материалы Свода памятников Воронежской области) / А. А. Зайцева, Л. В. Кригер; Рос. ин-т культурологии, Гос. инспекция по охране ист.-культур. наследия Воронеж. обл. – М.: Рос. ин-т культурологии: ТОО "Микротех", 1994.
  4. Зарплаты и цены 19 – 20 вв. [Электронный ресурс] http://historymaxs.blogspot.ru/2012/01/20.html
  5. Какова история возникновения Борисоглебска? [Электронный ресурс] http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=b7080d97-8569-4e7b-bc0a-1602574d7b9c
  6. Справка из центрального государственного архива СССР о наличии дел, содержащих переписку министра народного просвещения с Государственным советником об учреждении прогимназии и переписку министра народного просвещения с Госсоветом и мнение Госсовета, утвержденное Николаем II о преобразовании прогимназии в гимназию;
  7. Школьный мемориальный музей «Память сердца» им. Е. Н. Павловского [Электронный ресурс] http://schkolan5.ucoz.ru/index/shkolnyj_muzej/0-6