Героическая оборона Юрьева от немецких крестоносцев в 20-е годы XIII столетия

Здесь представлена работа в номинации «Военная история России» конкурса «Наследие предков – молодым» 2019 года. Автор – Василий Кукоба. Подробнее о конкурсе: https://vk.com/vrn_nasledie.

Введение.

Данная тема затрагивает историю русско-ливонских конфликтов XIII столетия. Это была борьба за контроль над прибалтийскими племенами между русичами и немецкими крестоносцами. Эта борьба продолжалась до начала 1270-х годов XIII столетия когда тверской князь Ярослав Ярославич при посредничестве ордынского баскак Амрагана сумел заключить мир с крестоносцами.

Проблема русско-ливонских конфликтов затрагивалась не очень часто. В XIX столетии данную тему затрагивали такие известные историки, как Н. М. Карамзин[1], С. М. Соловьев[2], А. В. Экземплярский[3], частично Н. И. Костомаров[4]. В годы СССР эту проблему гораздо глубже затронули в 1930-х и 1940-х годах, поскольку это связано с борьбой советского народа против фашисткой агрессии. Это были такие историки как М. Н. Тихомиров «Борьба русского народа с немецкими интервентами в XII-XIII вв.»[5] и В. Т. Пашуто в его работе «Героическая борьба русского народа за независимость»[6]

В 2000-х по данной тематике опубликованы статьи Е. Л. Назаровой[7]. Также эту проблему частично затрагивал Игорь Данилевский «Русские земли глазами современников и потомков»[8]. Среди научно-популярной литературы, специально затрагивающую данную тему, можно выделить книгу М. А. Бредиса и Е. А. Тяниной «Крестовый поход на Русь».[9] Среди современных монографических работ можно добавить работу Д. Г. Хрусталева «Северные крестоносцы»[10].

Таким образом, проблема русско-ливонских конфликтов затрагивается во многих работах частично и лишь в двух современных работах, эта тема исследовалась в первую очередь.

Целью данной работы является реконструкция осады Юрьева в 1224 году.

Для выполнения этой цели нам понадобятся источники, непосредственно рассказывающие об этом событии. Это «Хроники Ливонии Генриха Латвийского» (1225-1227 гг.)[11]. Эта Хроника была написана в 1225-1227 годах. Ее главный плюс состоит в том, что она написана человеком, который непосредственно участвовал в описанных им событиях первой четверти XIII столетия. Это католический священник Генрих Латвийский. Этот документ излагает версию крестоносцев, а именно рижского епископа Альберта Буксхевдена. Это дает нам основания сомневаться в достоверности описания данных событий. Однако еще одним плюсом Хроники является то, что в ней довольно подробно описано событие интересующей нас темы.

Также мы затронем и русский источник Первую Новгородскую летопись из Полного собрания русских летописей[12], чтобы показать взгляд новгородской стороны на эти события. Также мы дополним сведениями из знаменитой Повести временных лет.[13]

Таким образом, мы располагаем источниками для реконструкции данного события.

Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматривается предыстория рассматриваемого события. Во второй главе уже непосредственно рассматривается ход битвы. В третьей главе рассматривается то, что уже было после битвы. В заключении подводятся итоги исследования.

Глава I. Предыстория битвы.

Юрьев был поставлен князем Ярославом Мудрым в 1030 году, по своему христианскому миру Юрьев.[14] Этот город не раз захватывали и сжигали различные прибалтийские племена и русские князья.[15]

Борьба между русичами и ливонцами началась еще в начале XIII столетия, когда Полоцкое княжество вступила в схватку с крестоносцами за, подвластные этому княжеству, прибалтийские племена. К сожалению, Полоцкое княжество потерпело поражение и подконтрольные ей прибалтийские племена вошли под власть немецких завоевателей.[16]

В 10-х годах XIII столетия пришел черед племен подконтрольных Новгородской республике. Войска Новгорода совершали походы в соседние территории эстских племен и брали с них дань.  По-началу многие племена поддерживали крестоносцев как своих защитников, что являлось одним из факторов, способствовавших порабощению немцами этих племен, но усиливающиеся гнет со стороны немцев стал раздражать их. Юрьева был захвачен в 1215 году. В первой половине 20-х годов XIII столетия начались восстания эстов против крестоносцев. Однако эсты не могли с ними справиться в одиночку и стали просить помощи у своих русских соседей. Они даже попросили помощи у Владимиро-Суздальского князя, одного из могущественных правителя Руси того времени. Суздальский князь обещал им помощь и отправил своего брата князя Ярослава Всеволодовича, отца знаменитого князя Александра Невского, в поход на прибалтийские земли принадлежавшие крестоносцам.[17] Этот поход состоялся в 1223 году. Когда он проходил новгородские территории к нему присоединились новгородцы, а также псковичи во главе с Владимиром Псковским. Во время похода эсты открывали перед ним ворота своих замков и Ярослав оставлял там свои гарнизоны, среди этих замков как раз и были Юрьев. Но для Ярослава поход оказался не совсем удачным поскольку он не сумел напасть на Ливонию, потому что она была хорошо защищена, и не с мог взять крепость датских крестоносцев Линданизэ (по русским источникам называющуюся Колывань). Исчерпав возможности Ярослав вернулся на обратно. Таким образом, немцы утратили часть захваченных им раннее территории, и крестоносцы начали стремительно их возвращать.[18]

Глава II. Осада Юрьева.

После похода Ярослава немцы предприняли попытку вернуть утраченные земли и осадили Юрьев «Между тем братья-рыцари и другие тевтоны с немногими людьми осадили замок Дорпат[19] (Tarbatense) и бились там пять дней, но не могли по малочисленности взять столь сильный замок, разграбили окрестную местность и вернулись в Ливонию со всей добычей»[20].

После этого в Юрьеве посадили князя Вячко, который раньше был правителем, вассального от Полоцка, княжества Кукенойс и из-за крестоносцев утратившего его «После того новгородцы послали короля Вячко (Viesceka), некогда перебившего людей епископа рижского в Кукенойсе, дали ему денег и двести человек с собой, поручив господство в Дорпате (Darbeta) и других областях, какие он сумеет подчинить себе. И явился этот король с людьми своими в Дорпат (Darbetam), и приняли его жители замка с радостью, чтобы стать сильнее в борьбе против тевтонов, и отдали ему подати с окружающих областей. Против тех, кто не платил податей, он посылал свое войско,  опустошил все непокорные ему области от Вайги до Виронии и от Виронии вплоть до Гервена и Саккалы, делая  христианам зло, какое мог».[21] Но немцы тоже не расслаблялись «Справив праздник рождества господня, рижане задумали осадить замок Дорпат (Tarbatense). Собрались они с братьями-рыцарями, пилигримами, ливами и лэттами у Астигервэ, и было у них большое войско. И вспомнили они о датчанах, давно живущих в бедствии, так как с ними воевали все окружающие области и племена, и, отменив поход на Дорпат (Darbetam), отправились со всем войском Гариэн и осадили замок Лонэ».[22] Это событие отсрочило поход на Юрьев. Но то, что Юрьев был в руках Вячко, им все же не давало покоя «Был двадцать шестой год посвящения епископа Аль берта, а церковь все еще не знала тишины от войн. Ибо король Вячко (Viesceke) с жителями Дорпата (Tarbatensibus) тревожил всю область вокруг, а лэтты и ливы, не раз ходившие в небольшом числе на них, не в силах были причинить им вред. Снова собравши после пасхи войско, братья-рыцари также осадили Дорпат (Darbetam) и бились там пять дней, но не могли, по своей малочисленности, взять замок и, разграбив окружающую местность, с  добычей вернулись в Ливонию».[23]

После этого крестоносцы стали готовиться к походу основательней. Вячко им здорово мешал «Так же радовались и унгавнийцы господству епископа Германна, находившегося в Одемпэ, но им препятствовал король Вячко (Viesceka) со своими дорпатцами (Таrbаtensibus): он был ловушкой и великим искусителем для жителей Саккалы и других соседних эстов».[24] Вячко призывал к себе в замок прибалтийские племена. Немцы пробовали устранить проблему другими способами.

Вячке предлагали оставить крепость «И отправили епископы послов к королю в Дорпат (Darbetam) прося отступиться от тех мятежников, что были замке, так как они оскорбили таинство крещения; бросив веру христову, вернулись к язычеству; братьев-рыцарей, собратьев и господ своих, одних перебили, других взяли в плен и таким образом вовсе извели в своих пределах, а все соседние области, перешедшие в веру христову, ежедневно грабили и опустошали. И не захотел король отступиться от них, так как, давши ему этот замок с прилегающими землями в вечное владение, новгородцы и русские короли обещали избавить его от нападений тевтонов».[25] Но Вячко отказался.

Его силы продолжали расти «И собрались в тот замок к королю все злодеи из соседних областей и Саккалы, изменники, братоубийцы, убийцы братьев-рыцарей и купцов, зачинщики злых замыслов против церкви ливонской». «Итак, все эти люди, полагаясь на крепость выше названного своего замка, пренебрегали миром с христианами и ежедневно старались повредить им. Да и на самом деле замок этот был крепче всех замков Эстонии: братья-рыцари еще ранее с большими усилиями и затратами укрепили его, наполнив оружием и балистами, которые были все захвачены вероломными. Сверх того, у короля было там множество его русских лучников, строились там еще и патерэллы, по примеру эзельцев, и прочие военные орудия».[26] Защитники замка укрепляли его оборону.

В этом же году епископ осуществил новый поход на Юрьев. Войско немцев собралось у озера Растигервэ и епископ устроил совещание. По совещавшись, епископ приказал войску выступать и отправил передовой отряд, чтобы наскоком осадить Юрьев. «Итак, чтобы ливонская церковь могла избавить от бед дочь свою, церковь эстонскую, рожденную ею во Христе, достопочтенный епископ рижский созвал братьев-рыцарей, а также церковных людей с пилигримами, купцами, горожанами Риги, со всеми ливами и лэттами и назначил поход для всех, принадлежащих к ливонской церкви. В полном повиновении все собрались с войском у озера Растигервэ, пригласив с собой вышеназванного достопочтенного епископа рижского с братом его, не менее достопочтенным епископом Германном, со всеми церковными людьми и рыцарями. Совершив там дело мол швы и совещания, отправили вперед лучших и сильнейших в войске, чтобы они, пройдя Унгавнию в течение дня и ночи, на следующее утро могли осадить замок Дорпат (Darbatense)».[27] Передовой отряд разделил свои силы. Одни отправились на Дорпат, другие в Виронюю для карательного рейда. Через три дня они вернулись с награбленным. «Те, снова разделив свои силы, одних отрядили для нападения на замок, других направили в Виронию для разорения все еще непокорных жителей. После трехдневного похода они в изобилии привели овец, быков и прочее, что войску пригодилось. Остальные войска вместе с епископом шли следом и 15 августа достигли Юрьева «Епископы же с пилигримами и всей массой войска шли сзади и в день успения пресвятой девы достигли замка».[28]

Началась осада Дорпата, стали готовить осадные машины, в том числе и башню, начали рыть рвы «Итак, поля покрылись шатрами, началась осада замка. Стали строить малые осадные машины и патерэллы, наготовили множество военных орудий, подняли крепкую осадную башню из бревен, которую восемь дней искусно строили из крупных и высоких деревьев в уровень с замком, затем надвинули поверх рва, а внизу тотчас начали вести подкоп. Для рытья земли днем и ночью отрядили половину войска, так чтобы одни рыли, а другие выносили осыпающуюся землю».[29] Затем они продвинули башню ближе к замку «Поэтому с наступлением утра значительная часть подкопанного обрушилась с вала, и вскоре можно было продвинуть осадную башню ближе к замку».[30] К Вячко посылали послов с требование, чтобы он оставил замок, однако Вячко рассчитывал на помощь новгородцев «Между тем к королю посылали для переговоров знатных людей, священников и рыцарей. Ему предлагали свободный путь для выхода с его людьми, конями и имуществом, лишь бы он ушел из замка и оставил этот народ отступников. Но король, в ожидании помощи от новгородцев, упорно отказывался покинуть замок».[31] Тем временем из Руси явился для набега отряд русских, однако когда часть немцев отправились сразиться с ними, они исчезли. Эта часть немцев вернулась к осаде «В это время пришли русские разорять область; слухи об этом распространились по шатрам. Тотчас явились в полной готовности тевтоны, желавшие с ними сразиться, и выступили в поле, оставивши других осаждать замок, но так как русских не оказалось, они снова вернулись к осаде замка».[32] Этот русский отряд предупредил новгородцев о том, что город Юрьев в осаде и новгородцы стали готовиться к походу на помощь Юрьева. Замок обстреливали. Защитники отстреливались из луков и орудий. Рылся подкоп, а к замку медленно двигали башню. Защитникам не давали отдыха, а русские шумели в ответ. «Многих на верху вала ранили стрелами из балист, других перебили камнями метательных орудий, бросали в замок из патерэллов железа с огнем и огненные горшки. Одни готовили орудия, называемые ежом и свиньей, другие складывали костры из бревен, третьи подкладывали огонь, наводя всем этим великий страх на осажденных. И бились так много дней. Точна также и бывшие в замке построили свои машины и патерэллы против христианских орудий, а против стрел христиан направили своих лучников и балистариев. Подкоп велся день и ночь без отдыха, и башня все более приближалась к замку. Не было отдыха усталым. Днем бились, ночью устраивали игры с криками: ливы и лэтты кричали, ударяя мечами о щиты; тевтоны били в литавры, играли, на дудках и других музыкальных инструментах; русские играли на своих инструментах и кричали; все ночи  проходили без сна».[33] Военноначальники решились на штурм: «И собрались вновь все христиане, ища совета у бога. Были среди них вождь Фридрих и вождь Фредегельм, и судья пилигримов, человек знатный и богатый, который говорил: «Надо взять этот замок приступом, с бою и отомстить злодеям на страх другим. Ведь во всех замках, доныне взятых ливонским войском, осажденные, всегда получали жизнь и свободу: оттого другие и вовсе перестали бояться. Так теперь, мы всякого, кто из наших первый взберется на вал и вступит в замок, превознесем великими почестями, дадим ему лучших коней и лучшего пленника из взятых в замке, за исключением короля, которого вознесем надо всеми, повесив на самом высоком, дереве». Эта мысль всем понравилась, люди стали приносить обеты господу и пресвятой деве, и тотчас по наступлении утра, после торжественной мессы, началась битва».[34] Эсты пытались с помощью горящих деревьев, поджечь башню, но это им не удалось. Немцы подожгли мост и русские встали у ворот, чтобы отбить атаку «Стали подносить бревна, но весь труд был напрасен, так как не пришло еще время возмездию божьему. В девятом часу эсты в замке зажгли большие огни, открыли широкое отверстие в вале и стали через него скатывать вниз колеса, полные огня, направляя их на башню и подбрасывая сверху кучи дров. Но сильные христианские воины в доспехах разбросали огонь, разломали колеса, сбили силу пламени и защитили свою башню. Между тем другие нанесли дров и подожгли мост, а русские все сбежались к воротам для отпора».[35] Немцы забрались на вал и согнали эстов затем начались уличные бои. Русские отступили внутрь укрепления, однако их выкурили оттуда и выходивших убивали, брали в плен. Вассала суздальского князя отпустили «Иоанн из Аппельдерина, брат епископа, славный рыцарь, взяв факел в руку, первый стал подниматься на вал. Вторым за ним тотчас пошел его слуга Петр, и они без всякого промедления сразу добрались до самого верха вала. Увидев это, и другие в войске побежали вслед за ними. Что же сказать дальше? Каждый спешил взойти первым ради вящей славы и чести Иисуса Христа и матери его Марии, а также, чтобы и самому получить честь и награду за свой подвиг. И взошел кто-то первый, а кому это  удалось, не знаю, знает бог; за ним последовала вся масса. Каждый помогал товарищу подняться в замок, а иные проникли в отверстие, через которое осажденные катили колеса с огнем; вошедшие первыми приготовляли место следующим, гоня эстов мечами и копьями с вала. Когда уже много тевтонов вошло в замок, за ними двинулись летты и некоторые из ливов. И тотчас стали избивать народ, и мужчин и даже некоторых женщин, не щадя никого, так что число убитых доходило уже до тысячи. Русские, оборонявшиеся дольше всего, наконец были побеждены и побежали сверху внутрь укрепления; их вытащили оттуда и перебили, всего вместе с королем около двухсот человек. .Другие же из войска, окружив замок со всех сторон, не давали никому бежать. Всякий, кто, выйдя из замка, пытался пробраться наружу, попадал в их руки. Таким образом, изо всех бывших в замке мужчин остался в живых только один - вассал великого короля суздальского, посланный своим господином вместе с другими русскими в этот замок. Братья-рыцари снабдили его одеждой и отправили на хорошем коне домой в Новгород и Суздаль сообщить о происшедшем его господам. Когда все мужчины были перебиты, началось у христиан великое торжество: били в литавры, играли на свирелях и других музыкальных инструментах, потому что отомстили наконец злодеям и истребили всех вероломных, собравшихся туда из Ливонии и Эстонии. После того собрали оружие русских, одежду, коней и всю добычу, бывшую в замке, а также оставшихся еще в живых женщин и детей, подожгли замок и на следующий день с великой радостью пошли назад в Ливонию, славя бога на небе за дарованную победу, ибо благ он и милостив во веки».[36] Новгородское войско узнав о падении замка, повернуло обратно «Новгородцы же пришли было во Псков с многочисленным войском, собираясь освобождать замок от тевтонской осады, но услышав, что замок уже взят, а их люди  перебиты, с большим горем и негодованием возвратились в свой город».[37] Поскольку русичи потерпели поражение в Первой новгородской летописи об этом событие есть такое упоминание «Того же лета убиша кня­зя Вячка Немци въ Гюргеве».[38] Таким образом, несмотря на упорное и героическое сопротивление эстов и русских дружин крестоносцами удалось взять город. Это стало поворотным моментом в русско-ливонских конфликтах, потом что русские лишь в Петровские времена смогли вернуть контроль над этими землями.

Глава III. Что было после битвы.

Над Юрьевом стал главенствовать епископ Герман, брат рижского епископа Альберта.[39] С русскими немцы заключили договор «Русские из Новгорода и Пскова также прислали в Ригу послов просить о мире. И согласились рижане, заключили с ними мир, а подать, которую те всегда собирали в Толове, возвратили им»[40], то есть русские могли брать подати в Толове. Этот договор подтвердили, когда в Ливонию прибыл легат Вильгельм Моденский «Когда русские в Новгороде и других городах также услышали, что в Риге находится легат апостольского престола, они отправили к нему своих послов, прося утвердить мир, уже давно заключенный с тевтонами. Выслушав эти просьбы и укрепив доверие людей своими речами, он всех в радости отпустил по домам».[41] Новгородцы и псковичи заключили мир, однако обе стороны не были удовлетворены этим. Русичи хотели вернуть контроль над прибалтикой, а немцы продолжить свою экспансию уже в Псковские земли. Конфликты уже возобновились в 1233 году, когда немцы и дружина, изгнанного из Пскова, князя Ярослава Владимировича пыталась взять Псков, но для немцев и князя не удачно.[42] Дальше последуют битвы такие как при Омовже под Юрьевом в 1234 году,[43] где Ярослав Всеволодович отправит под лед некоторых немецких рыцарей, потом Ледовое побоище 1242 года,[44] где князь Александр Ярославич разгромит крестоносный клин, и наконец Раковорское побоище в 1268 году, когда дорогой ценой русичам удалось победить немецкое войска.[45] Одним из командиров войск был сын князя Александра Ярославича князь Дмитрий Александрович Переяславский. Таким образом, не смотря на заключенный мир, война еще продолжалась.

Заключение.

Таким образом, мы видим, что эстам и русичам, не смотря на героическое сопротивление немецким захватчикам, не удалось удержать Юрьев. После этого, этот город под немецким названием Дерпт долгое время находился в чужих руках, пока при Петре I его вновь не взяли. Юрьевская дань, которую немцы обещали платить, затем стало одним из поводов послуживших столкновению Москвы с Ливонией в 1550-1560-х годах, а именно началу Ливонской войны 1558-1583 годов.

На захвате Юрьева экспансия крестоносцев на восток не закончилась. В первой половине 1240-х годов они захватили Псков и племя Водь и близко подошли к самому Новгороду. Лишь князь Александр Ярославич освободил эти территории от крестоносцев и на Чудском озере нанес им поражение в апреле 1242 года. На Псковской границе экспансия крестоносцев остановилась.

[1] Карамзин Н. М. История государства российского: книга первая / Н. М. Карамзин. – М.: Книга 1, 1988. – 181 с.

[2] Соловьев С. М. Сочинения: книга II: История России с древнейших времен / С. М. Соловьев. – М.: Мысль, 1988. – 795 с.

[3] Экземплярский А. В. Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 г. по 1505 г.: биографические очерки / А.В. Экземплярский. СПб., 1889. Т. 1. – 475 с.; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 г. по 1505 г.: биографические очерки / А.В. Экземплярский. СПб., 1891. Т. 2. – 696 с.

[4] Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н. И. Костомаров – М.: АСТ: Астрель; 2010. – 316 с.

[5] Тихомиров М. Н. Борьба русского народа с немецкими интервентами в XII-XV вв. / М. Н. Тихомиров – М.: Госполитиздат; 1941. – 68 с.

[6] Пашуто В. Т. Героическая борьба русского народа за независимость (XIII в.) / В.Т. Пашуто. М., 1956.

[7] Назарова Е. «77., 1999 Крестовый поход на Русь в 1240 г. (Организа­ция и планы) // Восточная Европа в исторической ретроспективе. М. С.190-201.

[8] Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.): Курс лекций. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 389 с.

[9] Бредис М. А. Крестовый поход на Русь / М.А. Бредис, Е.А Тянина. – М.: Алгоритм, 2007. – 416 с.

[10] Хрусталев Д. Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII-XIII вв. – Изд. 3-е, исправленное. – СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2018. – 622 с.

[11] Генрих Латвийский. Хроники Ливонии / Введение, перевод и комментарии С. А. Аннинского. М.-Л., 1938.

[12] ПСРЛ. Т. 3: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 2000.

[13] ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1: Лаврентьевская летопись. Вып. 2-3: Лаврентьевская летопись по Суздальскому списку.

[14] Там же. Стр. 64.

[15] ПСРЛ. Т. 3. Стр. 183-184; Стр. 23, 207, 445; Стр. 40, 231.

[16] Генрих Латвийский. Хроники… С. 85-179.

[17] Генрих Латвийский. Хроники… С. 129-230.

[18] Там же. С. 230-231.

[19] Немецкое название Юрьева.

[20] Там же. С. 231-233.

[21] Генрих Латвийский. Хроники… С. 233.

[22] Там же.

[23] Там же. С. 234-235.

[24] Генрих Латвийский. Хроники… С. 235.

[25] Там же. 236.

[26] Там же.

[27] Генрих Латвийский. Хроники… С. 237.

[28] Там же.

[29] Там же.

[30] Генрих Латвийский. Хроники… С. 237-238.

[31] Там же. С. 238.

[32] Там же.

[33] Генрих Латвийский. Хроники… С. 238.

[34] Там же. С.  238-239.

[35] Там же. С. 239.

[36] Генрих Латвийский. Хроники… С. 239-240.

[37] Генрих Латвийский. Хроники… С. 240

[38] ПСРЛ. Т. 3. Стр. 39.

[39] Генрих Латвийский. Хроники… С. 241.

[40] Там же. С. 242.

[41] Там же. С. 245-246.

[42] ПСРЛ. Т. 3. Стр. 48-49.

[43] Там же. Стр. 49.

[44] Там же. Стр. 53-54.

[45] Там же. Стр. 59-61.

Список использованных источников и литературы.

  1. ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1: Лаврентьевская летопись. Вып. 2-3: Лаврентьевская летопись по Суздальскому списку.
  2. ПСРЛ. Т. 3: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 2000.
  3. Генрих Латвийский. Хроники Ливонии / Введение, перевод и комментарии С. А. Аннинского. М.-Л., 1938.
  4. Бредис М. А. Крестовый поход на Русь / М.А. Бредис, Е.А Тянина. – М.: Алгоритм, 2007. – 416 с.
  5. Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.): Курс лекций. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 389 с.
  6. Назарова Е. «77., 1999 — Крестовый поход на Русь в 1240 г. (Организа­ция и планы) // Восточная Европа в исторической ретроспективе. М. С.190-201.
  7. Пашуто В. Т. Героическая борьба русского народа за независимость (XIII в.) / В.Т. Пашуто. М., 1956.
  8. Карамзин Н. М. История государства российского: книга первая / Н. М. Карамзин. – М.: Книга, 1988. – 181 с.
  9. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н. И. Костомаров – М.: АСТ: Астрель; 2010. – 316 с.
  10. Соловьев С. М. Сочинения: книга II: История России с древнейших времен / С. М. Соловьев. – М.: Мысль, 1988. – 795 с.
  11. Хрусталев Д. Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII-XIII вв. – Изд. 3-е, исправленное. – СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2018. – 622 с.
  12. Экземплярский А. В. Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 г. по 1505 г.: биографические очерки / А.В. Экземплярский. СПб., 1889. Т. 1. – 475 с.
  13. Экземплярский А. В. Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 г. по 1505 г.: биографические очерки / А.В. Экземплярский. СПб., 1891. Т. 2. – 696 с.