Фильм "Взрывная блондинка" (рецензия Евгения Киселева)

На экраны вышел фильм «Взрывная блондинка» (Atomic Blonde) про борьбу разведок в Берлине в конце Холодной войны. Собственно, сразу надо отметить: для тех, кто хорошо представляет себе работу разведок той эпохи, этот фильм будет как «Мир Юрского периода» для палеонтолога и перечисление всех «так не бывало» займет много страниц. Поэтому просто рассмотрим этот фильм как продукт современной культуры.

Итак, в конце 1989 г. накануне массовых беспорядков в Берлине, приведших к открытию границы между Западным и Восточным Берлином, в Берлин направляется агент британской разведки (Шарлиз Терон), которой надо найти досье на внедренных агентов (правда, весь фильм так и остаётся непонятным – это список наших агентов, внедренных на Западе, или наоборот?) или предателя из восточногерманской службы безопасности «Штази», который знает его наизусть и готов поделиться со спецслужбами Запада в обмен на предоставление гражданства ему и его семье, а лучше – то и другое сразу. Досье хотят заполучить многие – и всё выливается в двухчасовой каскад погонь и перестрелок под музыку 1980-х, а финальная сцена проходит по дивную песню «Under Pressure» группы «Queen» и Дэвида Боуи. В итоге получился вариант приключений Джона Уика или Джеймса Бонда с дамой в главной роли. И хоть фильм снимал режиссер первого «Джона Уика», получилось больше похоже на Джеймса Бонда, т.к. главная героиня – не отставной боевик мафии, а действующий офицер разведки плюс фильмы про Джона Уика предельно асексуальны, а тут постельная сцена Шарлиз Терон и Софии Бутеллы выглядит довольно смело даже для наших гедонистических времен. Однако, эта сцена небольшая, а всё остальное экранное время героиня Шарлиз Терон носится по Берлину на «жигулях» и уничтожает своих врагов при помощи огнестрельного оружия и подручных предметов – штопора, резинового шланга, электроплитки...

Отдельный интерес представляют образы сотрудников КГБ из берлинской резидентуры. Если в 80-е годы в американском кино русский враг был огромным тупым качком как Дольф Лундгрен в «Рокки-4», а в 90-х их место заняли представители русской мафии (не так накачанные, зато жестокие; немногочисленные исключения с хорошими русскими – это два фильма о моряках-подводниках («Враждебные воды» и «К-19» с Рутгером Хауэром, Лиамом Нисоном и Харрисоном Фордом в ролях советских моряков) и «Армагеддон», где космонавт Лев Андропов не снимает шапку-ушанку даже на орбитальной станции), то во «Взрывной блондинке» сотрудники КГБ похожи на вооруженных хипстеров – все татуированные в самых неожиданных местах и с бородами только что из барбершопа. Интересно, как отнесся к такому образу своих коллег В.В. Путин, который в то самое время работал в во внешней разведке КГБ в ГДР (пусть и не в Берлине, а в Дрездене)?

В целом же, фильм снят в жанре «отключи мозг и наслаждайся» - его стоит смотреть уже только ради сцены, где Шарлиз Терон выпивает стакан водки, а потом стреляет из пистолета Макарова и всё на фоне песни Высоцкого «Кони привередливые»!